- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 2
Библиотекарю на заметку. Выпуск 2
Уважаемые коллеги и все, кто интересуется продвижением чтения, предлагаем вашему вниманию обзор наиболее интересных библиотечных практик, опубликованных в профессиональных периодических изданиях. При подготовке материала мы опирались на журналы «Библиополе», «Библиотека в школе», «Современная библиотека» и другие, вышедшие в 2019-20 гг.
Бусаргина, И.В. Книжный влог создают подростки // Современная библиотека. – 2020. – N 2. –
С. 42-43.
В статье И.В. Бусаргина, заведующая сектором Центральной библиотеки им. М.Е. Щедрина Центрального округа г. Новосибирска, рассказывает, как создать библиотечный книжный влог. По мнению автора заметки, кризис чтения у подростков связан с устаревшими в их представлении приемами приобщения к книге (списки для летнего чтения, стереотипная библиотека и т. д.). Ирина Владимировна предлагает пробуждать интерес к книгам современными техническими средствами и способами передачи информации. Одним из таких инструментов является видеохостинг «YouTube». Коллеги разработали проект «Книжный влог библиотеки», который предполагал создание видеороликов. Всю работу – отбор книг, написание сценария или плана, съемку, монтаж, размещение роликов – выполняли подростки (в возрасте с 12 до 18 лет), библиотекари лишь сопровождали ребят. В качестве помощи начинающим блогерам коллеги подготовили дайджест «Буктьюбинг – новый путь продвижения книг», а также сформировали редакцию, в которой определили примерный список книг, оформление и содержание роликов. Съемочный процесс проходил в библиотеке. Для его организации потребовались: ноутбук, зеркальный фотоаппарат, софтбокс, микрофон, фон, рабочее место «блогера» (журнальный столик, диванчик). По итогам проекта на библиотечном канале платформы «YouTube» было размещено десять видеороликов, а в библиотеке появилась мини-студия, которая может быть использована ребятами для своих учебных и иных некоммерческих целей на безвозмездной основе.
Голубева, О. Что хранится в узелке у Ежика? // Библиотека. – 2020. – N 5. – С. 71-74.
Статья ведущего библиотекаря филиала ЦГБС города Тюмени «Центр семейного чтения» имени А.С. Пушкина Олеси Голубевой посвящена мультисенсорным сказкам, которые выступают как средство познания мира для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники филиала разработали проект «Добрые сказки для особых детей». Он включает проведение цикла коррекционных занятий, мероприятий и мастер-классов, направленных на развитие сенсорики и компенсацию ослабленных или утраченных функций. В ходе мероприятий дети знакомятся с системой знаний, ценностей и норм, присущих культуре народа. В основе каждого занятия лежит определенное литературное произведение. Все творческие задания направлены на развитие сенсорики: мелкой и крупной моторики, звукового восприятия, двигательной активности и чувства ритма. На мероприятиях дети с ограниченными возможностями здоровья могут услышать классическую музыку, пение, почувствовать ароматы леса и цветов.
Дети из Областного реабилитационного центра «Родник» приняли участие в «Лесных приключениях», в ходе которых они познакомились со сказками о природе. Сказка Сергея Козлова «О Ежике и Медвежонке» подарила ребятам много волшебных ощущений. Малыши должны были по запаху узнать, что хранится в узелке у Ежика, тактильно определить, кто спас героя из реки, и услышать писк комариков. Благодаря народным сказкам ребята узнали, каковы наощупь дерево и лед.
По словам О. Голубевой, мультисенсорные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята с удовольствием включаются в игровой и познавательный процессы. Малыши знакомятся с книгой как источником познания окружающего мира, узнают о литературных произведениях и героях. По отзывам родителей, после занятий по мультисенсорной интеграции у детей с синдромом аутизма и ДЦП улучшились способность к восприятию информации, мелкая моторика, двигательная активность. Проект «Добрые сказки для особых детей» признан победителем Общероссийского конкурса «Сказочная библиотека» Центра развития творчества «Со-творение» в номинации «Урок сказкотерапии» (декабрь 2018 года).
Горшенин, А.В. «От папируса до цифры». Экскурсия нового типа в библиотеке // Библиотечное дело. – 2020. – N 8. – С. 37-39.
Александр Владимирович Горшенин – главный библиотекарь отдела основного книгохранения Самарской областной универсальной научной библиотеки, кандидат исторических наук. В его статье рассказывается о появлении в библиотеке экскурсий нового типа. Экскурсионный маршрут включает в себя посещение нескольких локаций, которые позволяют гостям узнать об основных этапах становления книжной культуры человечества и окунуться в историю главного книгохранилища Самарской области. Разработка экскурсии «От папируса до цифры», посвященной истории книжной культуры в артефактах, связана с открытием в Самарской ОУНБ нового музейно-выставочного пространства на базе отдела редких книг. Каждый посетитель может узнать об истории появления книги: о наскальных надписях, папирусе, берестяных грамотах и первых рукописных книгах. Гости библиотеки могут познакомиться с историей родного края, полистать первые книги библиотеки и прессу 1860-х годов, а также сделать селфи за столом, в кресле XIX века. В экспозиции представлены подлинники рукописных книг: Евангелие XVI века, Евангелие XVII века и Святцы XIX века. Эти издания относятся к периоду до церковного раскола патриарха Никона и являются настоящими сокровищами для старообрядческой православной церкви.
Автор статьи пишет, что экскурсанты могут познакомиться с процессом изготовления бумаги, который можно увидеть на фоторепродукциях в выставочном зале. Об этом же рассказывается в документальных фильмах, которые демонстрируются в зале. Здесь же находится сенсорная панель, дающая посетителям возможность самостоятельно «полистать» страницы истории развития допечатных источников информации. В рамках экскурсии гости библиотеки знакомятся с печатными изданиями крупных книгоиздательских фирм дореволюционной России (издательства И.Д. Сытина, А.С. Суворина, М.О. Вольфа), старинными журналами и газетами. В конце экскурсии «От папируса до цифры» все желающие посещают отдел цифровых технологий Самарской ОУНБ, в котором происходит формирование электронной библиотеки. В этом отделе можно увидеть автоматический книжный сканер ЭЛА-РоботР-1, который используется для массовой оцифровки книг разного формата. «Умный робот» самостоятельно перелистывает страницы, сканирует их и занимается обработкой полученных изображений. Экскурсанты могут увидеть, как робот делает электронные копии под наблюдением сотрудников библиотеки.
Козлитина, Е. Сыграем в дартс, когда мишень – сценарий // Библиотека. – 2020. – N 4. – С. 11-14.
Автор статьи – заведующая методико-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова (город Ялта, республика Крым) Елена Козлитина. Специалист анализирует принципы создания сценария. Автор публикации уверена, что при создании интересного библиотечного мероприятия немаловажную роль играют эксперименты. При разработке сценария она советует коллегам обращаться к первоисточникам – дневникам, письмам писателя, воспоминаниям его современников. Далее необходимо создать цитатник по жизни и творчеству литератора. Цитатник можно разбить на три ключевые тематические «корзины». Затем, используя выбранный материал, библиотекарь выстраивает сюжет сценария по трем темам. Форма сценария может быть любой. Например, это может быть спор писателя и иллюстратора (Джеймс Барри и Артур Рэкхем), издателя и писателя (А.С. Суворин и А.П. Чехов). Сотрудник библиотеки вправе предложить зрителю репетицию пьесы с автором и героями, сидящими в зале (Григорий Горин и декан Свифт, Тиль Уленшпигель, Эдмунд Кин). В основе сюжета мероприятия могут быть и разбор писем с Корнеем Чуковским, и заседание редакционного совета газеты «Гудок», и поездка в трамвае с Константином Паустовским.
Автор публикации считает, что при создании сценария библиотечного мероприятия следует продумать лексику. Специалисту необходимо избегать штампов и канцеляризмов, сложных, перегруженных предложений. Любую мысль можно выразить простым, доступным языком. Короткие предложения легче проговаривать, обдумывать, они задают мероприятию более четкий ритм. При написании чернового варианта сценария лучше всего зафиксировать ключевую идею. Елена Козлитина дает библиотекарям такой совет: чтобы заинтриговать зрителя, необходимо начать мероприятие с захватывающего обстоятельства жизни писателя. Ускоренный темп рассказа, нестандартное начало заинтересуют гостей мероприятия. Яркие детали позволят библиотекарю приобщить аудиторию к жизни и творчеству литератора. Если вы рассказываете о том, как Паустовский был кондуктором, постарайтесь найти маршруты, на которых он работал, фотографии трамваев и служащих тех лет, чтобы дать зрителям возможность увидеть все (от фуражек работников транспорта до их сумок) своими глазами.
По словам автора статьи, оригинальный вид сценария – это сюжетный коллаж. В этом случае одна история может охватывать сюжеты, в которых задействовано несколько личностей. Главная задача – выбрать в тексте фактор, объединяющий всех литераторов или героев произведений. Зонт, который забыл Заходер, возьмет Алан Милн и пройдется с ним под дождем. Позже английский писатель оставит зонтик в кафе, куда зайдет Джоан Роулинг, чтобы дописать очередную главу о Гарри Поттере. Этот мелкий реквизит поможет соединить повествование. В заключение автор материала утверждает: текст, положенный в основу сценария, должен дышать, должен быть живым. Главный читательский и зрительский критерий – понравилось или нет – не минует и сценариста. Труд сценариста – это постоянное самосовершенствование. Когда он видит свои ошибки, он всегда становится сильнее и профессиональнее.
Лушкова, О. Откуда герои? Из сказки, вестимо // Библиополе. – 2020. – N 9. – С. 59-61.
В ноябре 2019 года Центральная городская библиотека города Сыктывкара получила статус модельной. Весной 2020 года в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой сотрудники библиотеки задумались над вопросом: как сделать так, чтобы за время пандемии читатели не забыли про библиотеку? Заместитель директора по работе с детьми Ольга Лушкова порассуждала об этом в своей статье. Во время самоизоляции специалисты проводили работу с читателями онлайн. Площадкой для коммуникации с аудиторией стала группа библиотеки «ВКонтакте». В ней был запущен проект фотозагадок «Кукольные инсталляции». Для его реализации были выбраны узнаваемые герои известных детских сказок. Библиотекари создавали подборку из пяти-семи фотографий и публиковали ее в группе «ВКонтакте». Пользователям соцсети было предложено отгадать сказку по снимкам и выбрать правильный вариант ответа. Персонажами фотозагадок оказались яркие сказочные герои, при помощи определенных деталей детям и взрослым удалось узнать произведения. Придумать и воплотить в жизнь загадки подобного типа библиотекарю ЦБС города Сыктывкара помогла личная коллекция кукол.
В группе библиотеки «ВКонтакте» опубликованы загадки по сказкам К.Г. Паустовского, А. Линдгрен, Э.Н. Успенского и других детских писателей. Проект получил обратную связь: вдохновленные читатели создали собственные фотозагадки по русским народным сказкам, творчеству Андерсена и Роулинг, которые были размещены в группе «ВКонтакте». Опубликованные работы библиотекарей посмотрело 14 тысяч человек, в среднем каждую фотозагадку увидело около 650 пользователей. Более 300 детей и взрослых приняло активное участие в отгадывании фотозагадок и прислало ответы на вопросы. Библиотека планирует расширить проект и разработать фотозагадки не только по сказкам, но и по другим литературным жанрам. Также специалисты подготовят загадки в видеоформате. Эти работы будут предназначены для детей среднего и старшего школьного возраста.
Тюшева, Н. А. Хочешь сделать мультфильм? Делай! // Современная библиотека. – 2019. – N 7. – С. 16-18.
Н.А. Тюшева заведует отделом автоматизированных библиотечных технологий в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина г. Каменска-Уральского Свердловской области. Наталья Андреевна уверена: для того чтобы привлечь читателей в библиотеку, необходимо «подарить им ощущение успеха, дать возможность самореализоваться». В заметке она делится опытом по создании мультстудии в библиотеке, которая стала стимулом посещения читальни для ребят в возрасте с 5 до 14 лет. Коллега рассказывает, что первоначально для организации студии необходимы лишь стол, фотоаппарат (веб-камера) и компьютер. Чтобы соединить кадры в мультфильм, достаточно бесплатного программного обеспечения. С каждой возрастной группой детей снимались разные мультфильмы.
На занятиях студийцы принимают участие во всех этапах создания медиапродукта: знакомятся с литературным материалом, пишут сценарий, делают раскадровку и эскизы героев, одушевляют их, снимают и монтируют мультфильм. Библиотекарь выступает в роли режиссера. Он должен принимать все то, что создал ребенок, и только направлять, корректировать. Творческий процесс бывает долгим и сложным, но, когда ребята видят, как «сотворенный» ими персонаж оживает на экране, их переполняют радостные эмоции.
В статье «Библиотека уральских самоцветов» (Степанов, В.К., Тюшева, Н.А. Библиотека уральских самоцветов // Современная библиотека. – 2020. – N 2. – С. 32-35) Наталья Андреевна продолжает рассказ о деятельности мультстудии. Благодаря участию в Президентском гранте город посетил профессиональный мультипликатор Д. Тоом. Он провел анимационные мастер-классы и подарил профессиональную технику для съемки. В 2020 году на средства спонсоров был закуплен специальный мультипликационный станок. Сегодня созданные в студии мультфильмы ежедневно транслируются на местных телеканалах.
Эсмантов, Д. Воспитай в себе оратора // Библиополе. – 2020. – N 2. – С. 17-24.
Автор публикации – заведующий сектором Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова Дмитрий Эсмантов. Статья посвящена вопросу эффективных публичных выступлений специалиста во время просветительских мероприятий. Прежде чем выходить на широкую аудиторию, библиотекарю необходимо тщательно подготовиться к выступлению, по возможности отрепетировать его и обсудить с коллегами. Сотрудники Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова организовали круглый стол «Подготовка эффективной презентации и публичного выступления» для специалистов детских библиотек и общеобразовательных организаций. В рамках круглого стола состоялся мастер-класс «Публичное выступление – это стресс?!», все участники которого познакомились с методами создания наиболее информативной и интересной для аудитории презентации.
По словам Эсмантова, презентация – это надежное подспорье для выступающего, так как в ней содержатся основные тезисы текста выступления. Опираясь на них, спикер может грамотно и лаконично выразить свои мысли. Удачная презентация заинтересует слушателя, преподнесет материал устного выступления в наглядной и доступной форме. Автор статьи выделяет основные ошибки, которые многие начинающие ораторы совершают при подготовке первых презентаций, и дает советы по созданию презентаций.
- Используйте короткие тезисы и инфографику. Инфографика – это ряд красочных иллюстраций, которые помогут слушателю воспринять сложную информацию. Автор публикации приводит в пример инструкции по приготовлению котлет или супа, размещенные на упаковках. В этих инструкциях, снабженных яркими картинками, информация предстает в упрощенном, сжатом виде.
- Не читайте текст со слайдов. Во время публичного выступления аудитория должна слушать вас, а не читать громоздкий текст, напечатанный на слайде. При обилии текстовой информации в презентации внимание слушателей рассеивается, участники мероприятия начинают отвлекаться от выступления оратора.
- Избегайте большого количества картинок в презентации. Презентация не должна состоять из одной только текстовой информации. Необходимо включать в нее иллюстративный материал, который обратит внимание слушателей на ключевые аспекты выступления. Однако следует воздержаться от использования большого количества gif-изображений, которые будут отвлекать внимание аудитории. Обилие картинок может негативно сказаться на восприятии оратора публикой.
- Не создавайте чрезмерного количества слайдов. Помните о регламенте. Оптимальное время на выступление – 30 минут, при этом презентация должна содержать не более десяти слайдов. На освещение каждого из них лучше всего выделить около трех минут.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.