- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку
Библиотекарю на заметку
Уважаемые коллеги и все, кто интересуется продвижением чтения, предлагаем вашему вниманию обзор наиболее интересных библиотечных практик, опубликованных в профессиональных периодических изданиях. При подготовке материала мы опирались на журналы «Библиополе», «Библиотека в школе», «Современная библиотека» и другие, вышедшие в 2019-20 гг. Надеемся, что наши старания не будут праздными и пригодятся вам в работе.
Алимбаева, М. А. «Квизбук: игра для команды» // Современная библиотека. – 2020. – N 2. – С. 25-27
Нововведения в библиотеке позволяют ей адаптироваться к изменившемуся образу жизни общества. Среди новых форм массовой работы Мария Александровна, библиотекарь Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, выделяет интеллектуально-развлекательную игру – квизбук. Это командное соревнование на логику, сообразительность с подборкой вопросов по одной или нескольким темам. Такая инициатива позволяет увлекательно знакомить с новинками книг, творчеством литераторов. Для проведения мероприятия потребуется помещение, устройство для трансляции вопросов, листы бумаги, ручки, таймер и справедливое жюри. В каждой команде может быть от 2 до 8 участников. Автор рассказывает об опыте проведения игры, посвященной произведениям красноярских авторов. Квизбук состоял из пяти туров, каждый из которых освещал определенную тему. На обдумывание вопроса отводилось не более минуты. Рассмотрим наиболее любопытные задания. Одно из них – «Недостающий элемент»: на экране выводились обложки книг, где некоторые элементы были предварительно скрыты. В туре «Рубрика» коллеги предлагали найти общее слово, объединяющие три картинки. Также команды угадывали названия книг, зашифрованные с помощью изображений, и соотносили портреты авторов с названиями произведений. Коллеги отмечают, что квизбук – это нетрадиционный и эффективный способ популяризации книг.
Бычкова, Е.Ф., Боргоякова, К.С. Полезные советы от Экоса: лучший мусор тот, которого нет!: эко-просветительская рисованная история // Библиотека в школе. – 2019. – N 11-12. – С. 54-58.
Авторы статьи Елена Феликсовна Бычкова, к.п.н., заведующая группой развития проектов в области экологии и устойчивого развития ГПНТБ России, г. Москва и Кристина Семеновна Боргоякова, научный сотрудник научно-методического отдела ГПНТБ России, г. Москва рассказывают о своем проекте, который направлен на повышение интереса обучающихся к экологическим проблемам и осознанному потреблению.
Коллеги предлагают развивать разумное потребление посредством комиксов. По задумке авторов экологическая рисованная история позволяет выявлять наиболее значимые экологические проблемы, оценивать основные тенденции их решения, познакомить пользователей с экопривычками и принципами ответственного потребления.
Опираясь на страницы комикса, обучающие получают представления о международных и российских базах данных научного цитирования (Web of Science, РИНЦ и др.), осуществляют поиск тематической информации, изучают основные принципы осознанного потребления (приобретать только необходимые вещи, пользоваться многоразовыми вещами, сдавать на переработку отходы), анализируют полученные данные, составляют тематический список литературы.
Результатом реализации проекта стало проведение авторами экоурока «Экология везде: где и как найти научную литературу?». На занятии используется тематический эко-комикс, который очень нравится обучающимся. В результате формируются навыки поиска литературы по заданной теме на примере экологической проблемы и формируется мотивация для ответственного потребления как жизненного принципа.
Климина, Т. По подземным ходам к первозданным городам // Библиотека. – 2020. – N 2. – С. 35-37
В статье библиограф Центральной библиотеки г. Нарва (Эстония) Татьяна Климина делится опытом по популяризации краеведения.
Воспитание любви к малой родине – важнейшая задача библиотекарей. Кроме традиционных краеведческих уроков, эстонские коллеги прибегают к более современным формам. Библиотекари вместе со школьниками создали настольную игру «Наша Нарва». В ее основу легли рисунки ребят и вопросы по истории. Для детей проводят электронные викторины по истории города и страны, по аналогии с американской телепрограммой «Jeopardy!» («Своя игра»), только сделали ее командной. Автор отмечает, что в библиотеке на регулярной основе проводятся краеведческие встречи с приглашенными историками, исследователями, искусствоведами. Каждый год на сайте читальни публикуется Календарь памятных дат «Нарвский хронограф». Большой популярностью у читателей всех возрастов пользуются виртуальные экскурсии.
Совместно с педагогами одной из школ библиотекари разработали пособие по функциональному чтению «Дневник путешественника по городу Нарва». Сборник текстов содержит задания, развивающие у ребят логическое мышление, умение анализировать. Книга была очень востребована у учителей и понравилась ребятам, которые с удовольствием выполняли задания и знакомились с историей родного края. Также коллеги создали краеведческую страничку в социальной сети «ВКонтакте», где публикуются все материалы, связанные с историей малой родины. Благодаря ей удалось расширить географию краеведческого поиска, получить новые документы и фотографии. Автор рассказывает, что в настоящее время они работают над новым краеведческим проектом, который предполагает создание электронного путеводителя, и литературно-исторической карты.
Малофеев, П. Вдохновлять, критиковать, отговаривать / П. Малофеев, И. Малофеева // Библиотека. – 2020. – N 1. – С. 54-56.
О том, как приобщить молодых людей к чтению классической литературы рассуждают доцент Национального исследовательского политехнического университета Павел Малофеев и главный библиотекарь Библиотеки искусств Инна Малофеева. Коллеги предлагают перезагрузить классику в шести форматах.
1. Принцип «Пример педагога» гласит, что только неравнодушный библиотекарь, педагог может увлечь аудиторию чтением.
2. Принцип «Отстранение». Авторы статьи уверяют, что нельзя доверять мнению критиков, которые порой бывают необъективными. Классическую литературу необходимо перечитывать, только тогда откроются все скрытые в ней глубины, весь психологический контекст.
3. Принцип «Обещание сюрприза» заключается в том, чтобы приоткрыть небольшой фрагмент содержания книги, а затем внезапно оборвать рассказ на самом интересном месте.
4. Принцип «От противного». Авторы заметки рекомендуют примерить маску сурового критика и попытаться отсоветовать читать произведение. Такая тонкая игра непременно подстегнет интерес к книге.
5. Принцип «Обращение к биографии» говорит, что нельзя отделять творчество литератора от его жизни. Нередко биографии вызывают больший интерес нежели произведения.
6. Принцип «Экранизация в помощь». Не стоит стремиться отделять литературу от кино. Порой современным школьникам трудно воспринимать классические произведения без аудиовизуального ряда. В этом случае фильмы являются хорошим подспорьем.
Огурцова, М. «ЛитЭврика» : цикл занятий с танцующим жирафом, рыбкой Унывакой и другими героями // Библиотека. – 2019. – N 11. – С. 71-74.
В статье главный библиограф государственной областной детской библиотеки Нижнего Новгорода Мария Огурцова рассказала, как разбудить исследовательский дух и фантазию детей через книгу. Автор отмечает, что дети цифрового века воспринимают информацию с экранов своих гаджетов, порой поверхностно и фрагментарно. Это приводит к спаду интеллектуального развития.
В качестве альтернативы экранному досугу, коллеги из Нижнего Новгорода разработали программу «ЛитЭврика». На занятиях ребята расширяют знания об окружающем мире, развивают творческие способности и мелкую моторику и, конечно же, читают книги. Автор рекомендует проводить комплексные мероприятия, посвященные художественным произведениям. Непременным элементом каждого занятия являются тактильные игры, развивающие восприятие и образную память. Так, коллеги используют сенсорные мешочки с настоящими фруктами и овощами, которые тренируют у ребят осязательные ощущения. С помощью природных звуков и шумов усиливают слуховое восприятие, а благодаря ароматам ели, мандарина, эвкалипта – обоняние. Автор отмечает, что большое поле для фантазии – тренировка зрительного восприятия: развитие глазомера, умение различать оттенки цветов, теневой театр. Также коллеги используют в работе световой стол для рисования песком, который служит местом создания творческих работ по следам прочитанного, развивает тактильную чувствительность. Коллеги говорят, что такой подход к мероприятиям обогащает творческий и интеллектуальный диапазон детей, расширяет границы их самовыражения.
Рожко, Э. Если ведом вам дух приключений – значит, квест проходили не раз // Библиополе. – 2019. – N 11. – С. 62-65.
Заведующая отделом Тарской центральной районной библиотеки Омской области Эльвира Рожко рассказывает о разнообразии квестов, которые они используют в своей работе. Подробно автор останавливается на их формах и жанрах, а также на этапах подготовки игр. Вот несколько идей от специалистов библиотеки.
City-квест «Двойник» был приурочен к 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Игра включала 10 станций, названные по заглавиям книг «Преступление и наказание», «Бесы», «Игрок», «Белые ночи» и др. Например, на станции «Игрок» нужно было пересчитать выигрыш героя романа Алексея в современных рублях, а также выбрать наименования валют из представленного текста. На станции «Записки Мертвого дома» команды получали таинственное послание, текст которого написан молоком. Для его расшифровки выдаются спички и свеча.
Путешествие-квест «Два мира, или туда и обратно» перенес читателей в мир Средиземья Толкиена. Участники квеста играли в квиддич, составляли заметку для газеты, угадывали «зелье», помогали «хоббитам» посадить огород, сражались в ловкости с королем Артуром.
Town-квест #Тара425 включал пазл по истории города: известные имена, важные события, памятные места. В основе сюжета лежал приезд чиновника из города М. по заданию чрезвычайной важности. Ему требовалось за короткое время составить путеводитель по городу. Приведем примеры некоторых заданий квеста. В локации «Дом Макарова» игроки получали конверт с черно-белым снимком известного здания, запечатленного много лет назад. Им требовалось отыскать этот дом в настоящем времени, сделать его снимок и отправить фото в группу квеста в социальной сети. Локация «Художественный музей» посвящалась картинам известных тарских художников. Участникам мероприятия нужно было соотнести имя живописца с творением.
Эльвира отмечает, что любой хороший квест – интересный опыт и масса впечатлений как для читателей, так и для библиотекарей.
Стародубцева, Л. Играем в деловые игры Проигравших не будет / Л. Стародубцева, А. Исаенкова // Библиотечное дело. – 2019. – N 22. – С. 32-35.
Главные библиотекари методического отдела МАУК «МИБС» г. Кемерово Лариса Вячеславовна Стародубцева и Анна Владимировна Исаенкова поделились опытом проведения деловых игр для библиотекарей о проблемах детской литературы и о сложностях, возникающих при общении с читателями.
При написании сценария к игре «От «Я» к «Мы», или Диалоговые формы работы с читателями» коллеги опирались на статью известного литературного критика Марии Порядиной «(Не)цензурные размышления». Книги, упомянутые в материале они предложили участникам для предварительного прочтения, чтобы составить о них собственное мнение. Игра проходила в три тура, самым сложным оказался первый – «Неудобные книги». Нужно было дать экспертную оценку издания и разрешить конфликтную ситуацию, связанную с ней. Следующие два тура деловой игры «5 книг для…» и «Что? Где? Когда?» не были дискуссионными и включали интересные задания: составить список из пяти книг с аннотациями для самых разных жизненных ситуаций и ответить на вопросы литературной викторины.
В основу игры «Мандариновая пора Дарьи Доцук» легла одноименная книга Д. Доцук. В ней описана классическая ситуация: адаптация подростка в новом школьном коллективе, непонимание родителей, поиск своего места в жизни. Обсуждение книги включало в себя коллективный поиск ответов на три вопроса: «Жизнь в школе: книга и современность», «Родители в книге: друзья, соседи или посторонние люди» и «Мир без границ, Какой он?». Каждый вопрос рассматривался с трех позиций: родителей, подростков и библиотекарей. Встречу закончило рассуждение какой должна быть книга для подростков и составление топ «5 лучших книг».
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.