- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > «То, что я должен сказать…»
«То, что я должен сказать…»
29 апреля 2019 года в секторе «Искусство» начала работу книжно-иллюстративная выставка «Александр Вертинский: «То, что я должен сказать…». Экспозиция подготовлена в рамках проекта «Искусство. Русские имена зарубежья» и приурочена к 130-летию со дня рождения Александра Николаевича.
А.Н. Вертинский – певец и актер, которого до сих пор называют феноменом. Его творчество до сих пор никого не оставляет равнодушным. Своим талантом он говорил о главном в жизни каждого человека: любви и смерти, счастье и горе, встрече и разлуке, надежде и вере. «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр», – говорил Вертинский, который не имел музыкальной подготовки и не знал нотной грамоты, но именно он придумал новые законы жанра, основанные на двух простых вещах – правде и вере в мечту.
Александр Николаевич Вертинский родился в Киеве в семье мелкого чиновника. Он рано лишился родителей, поэтому воспитывала его тетя. После окончания гимназии Александр перепробовал множество занятий: побывал бухгалтером, продавал открытки, грузил арбузы. Иногда ему удавалось устроиться статистом в театр. В это же время судьба приводит Александра в дом подруги его матери С.Н. Зелинской, преподавательницы женской гимназии, очень умной и образованной женщины. У неё собирался весь цвет интеллигенции Киева: поэты Владимир Эльснер и Бенедикт Лившиц, художники Александр Осмеркин, Казимир Малевич, Марк Шагал, Натан Альтман и главное – много талантливой молодёжи. Вертинский проникся их философией, эстетикой, приобрел духовный и творческий опыт.
Александр Николаевич очень рано начал писать рассказы, которые охотно печатали небольшие киевские газеты и журналы. В те же годы Вертинский пробует себя в роли театрального критика: пишет рецензии на выступления крупных знаменитостей – Шаляпина, Вяльцевой, Вавича и др. С 1910 года об Александре Вертинском начали говорить, как о подающем надежды молодом литераторе. Постепенно его имя становится известным в среде киевской творческой интеллигенции.
Но Александр с юных лет бредил театром. Мечта о том, чтобы стать артистом, не покидала его никогда. Скопив немного денег, Вертинский отправился покорять Москву. В столице молодого «гения» никто не ждал, здесь с избытком хватало и своих, но он верил, что обязательно пробьется, только не знал, какой из его многочисленных талантов окажется востребованным, что принесет ему славу и успех.
Театральная карьера Александра Николаевича началась с маленьких студий и любительских театров и вскоре его пригласили в Театр миниатюр. Первое же выступление вызвало шквал зрительского восторга. Однако попытка Вертинского поступить в школу МХАТа в сентябре 1913 года закончилась неудачей – сам Станиславский, услышав его отчаянное грассирование, категорически отверг его, как будущего артиста. Лишь спустя время певец-Вертинский сумел талантливо обыграть этот дефект, сделав редуцированное «р» своей главной «фишкой».
Дефект дикции не помешал Вертинскому весьма успешно сниматься в немом кино («Король без венца», «От рабства к воле», «Чем люди живы»). На съемочной площадке он подружился со звездами русского кино начала XX века – Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Как и все тогда, Вертинский был неравнодушен к молодой актрисе и посвятил ей песни «Маленький креольчик» и «Ваши пальцы пахнут ладаном».
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Когда началась Первая мировая война артист записался добровольцем на фронт и его определили санитаром на поезд, вывозящий раненых с фронта. Пытаясь облегчить страдания солдат, он читал им письма, устраивал небольшие концерты, на которых сам пел. Позже Вертинский утверждал, что именно во время его работы на санитарном поезде родился образ трагического Пьеро, который как нельзя лучше соответствовал роли утешителя. Позднее у Александра появилась маска нигде не виданного чёрного Пьеро и такого же цвета костюм. Спустя время Вертинский перестал прятаться за маску, которая на первых порах помогала ему скрывать волнение и стал выходить на сцену без всякого грима, одетый в элегантный черный фрак.
Трудно сказать, что нравилось публике больше – образ печального Пьеро или трогающие душу песни, но к новоявленному артисту пришел неожиданный успех, он стал знаменитостью, его слава гремела на всю страну.
Не питая иллюзий насчет своих вокальных данных, А. Вертинский всю жизнь боялся провала, но на его концертах залы всегда были полны восторженных зрителей.
«Поэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен был записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска. Что их так трогало во мне?» – удивлялся сам артист. Стоило ему тихо произнести: «Над розовым морем...» и зал мгновенно замолкал.
Тем временем Россия вступает в страшную полосу – начинается революция и братоубийственная война. После гибели трехсот юнкеров, защищавших московский Кремль, Вертинский написал одну из лучших своих песен – «То, что я должен сказать»:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Подобная откровенность текстов подарила Александру Николаевичу не только преданных поклонников. Певцом заинтересовалась Чрезвычайная комиссия, представители которой намекнули, что стоит быть осторожнее в творчестве. По поводу этой «контрреволюционной» песни артиста вызывали в ЧК.
Есть мнение, что именно постоянное внимание цензоров толкнуло А. Вертинского на эмиграцию. Однако сам Александр Николаевич много лет спустя напишет: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет. Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».
Как бы то ни было, в конце 1917 года Александр Вертинский отправился в большой гастрольный тур, продлившийся два года. Артист посетил множество городов, а затем, 1920 году покинул Россию и уехал на долгие 23 года сначала в Румынию, а затем в Польшу.
В последующие годы домом для Александра Николаевича становились Париж, Берлин, Палестина. Он везде продолжал собирать полные залы. Жизнь в эмиграции представляла собой бесконечную круговерть городов и стран. Конечно, основными его слушателями были русские эмигранты, но ему также рукоплескали принцы и короли, американские миллионеры и знаменитые киноактеры, среди которых у него появилось много друзей.
Последней страной в череде долгих скитаний артиста стал Китай, где также обосновалась большая русская диаспора. В Шанхае уже немолодой А.Н. Вертинский познакомился с юной грузинской княжной Лидией Циргвава. Несмотря на большую разницу в возрасте, они поженились, и вскоре у них родилась дочь.
Его жизнь за границей казалась вполне благополучной, лишь песни выдавали истинное душевное состояние артиста.
Вы, слова залетные, куда?
Там живут чужие господа,
И чужая радость и беда,
И мы для них чужие навсегда!
Вертинский ещё до войны несколько раз подавал прошения в советские консульства о возвращении на Родину, но ему отказывали. В годы Второй мировой войны материальное положение семьи стало очень тяжелым и Александр Николаевич предпринял последнюю попытку получить разрешение вернуться на Родину, которая неожиданно увенчалась успехом.
Жизнь в России оказалось совсем не такой, как артист рисовал ее в мечтах. Вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства. Напрямую о Вертинском не говорилось, но это как бы подразумевалось. Его пластинки изымаются из продажи, вычеркиваются из каталогов. Ни одна его песня не звучала в эфире, газеты и журналы о триумфальных концертах хранили ледяное молчание. Выдающегося певца для власти как бы не существовало.
Из ста с лишним песен из репертуара А.Н. Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати. На каждом концерте присутствовал цензор, который следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Выступать в столице и крупных городах ему не давали, а посылали шестидесятилетнего певца в самые отдаленные уголки страны. За 14 лет гастрольной жизни, объездив страну вдоль и поперек, А. Вертинский дал около трех тысяч концертов, собирая при этом полные залы. География его поездок простиралась от Мурманска до Еревана, от Риги до Петропавловска-Камчатского.
В 50-х гг. ХХ века Александр Николаевич снимался в кино: «3аговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег», «Анна на шее». В 1951 году Вертинскому неожиданно вручили Сталинскую премию за роль кардинала Бирнча в фильме «Заговор обреченных».
В конце жизни А. Вертинскому пытались дать хотя бы звание заслуженного артиста Союза. Члены комиссии спросили, есть ли у него заслуги или победы на конкурсах. «У меня нет ничего, кроме мирового имени», – отвечал он. Все эти трудности усугублялись духовным и душевным одиночеством артиста, привыкшего общаться с творческой элитой европейских столиц.
Последний концерт А.Н. Вертинский дал в день собственной смерти. Вечером 21 мая 1957 Александр Николаевич ушел из жизни. Причиной смерти врачи объявили острую сердечную недостаточность: возраст и переживания сделали свое дело. Могила Вертинского находится на Новодевичьем кладбище в Москве.
На выставке «Александр Вертинский: «То, что я должен сказать…» представлены источники, которые познакомят с интересными материалами об уникальном артисте.
Экспозиция условно поделена на два раздела. Первый рассказывает о жизни Вертинского в эмиграции и его возвращении на Родину. Он содержит воспоминания генерала М.И. Иванова «Возвращение», статью В.Ф. Армеева «Кто вы, артист Вертинский?», а также книгу А.П. Осадчей «Почему мы вернулись на Родину: свидетельства реэмигрантов».
Второй раздел является доминантой выставочного ряда и включает книги, написанные Александром Николаевичем. Вниманию аудитории представлен сборник «За кулисами», в основе которого лежат материалы из личного архива семьи Вертинских. В нем собраны заметки, интервью, воспоминания артиста и другая информация. Безусловный интерес вызовет книга «Дорогой длинною...: стихи, песни, рассказы, зарисовки, размышления, письма». Мемуары, опубликованные в этом издании, дадут правдивое представление о детстве, юности, первых шагах в искусстве А. Вертинского.
Песенники и аудиовизуальные источники (компакт-диски, грампластинки) органично дополняют экспозицию и позволят услышать неповторимый голос артиста, оценить его своеобразную манеру исполнения.
Библиография:
- Аннинский, Л.А. Барды / Лев Александрович Аннинский. – М. : Согласие, 1999. – 164 с.
- Армеев, В. Кто вы, артист Вертинский? // Нева. - 2007. N 4 . – С. 194-230.
- Бабенко, В.Г. Артист Александр Вертинский : материалы к биографии, размышления / Владимир Гаврилович Бабенко. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 128 с.
- Вертинский, А.Н. Дорогой длинною... : стихи, песни, рассказы, зарисовки, размышления, письма / Александр Николаевич Вертинский ; послесл. К. Рудницкий. – М. : Правда, 1990. – 572 с. : ил.
- Вертинский, А.Н. За кулисами / Александр Николаевич Вертинский ; сост. и вступ. ст. Ю. Томашевский. – М. : Сов. фонд культуры, 1991. – 304 с. : ил. – (Б-ка авторской песни «Гитара и слово»).
- Вертинский, А.Н. Песни и романсы А. Вертинского : песенник / Александр Николаевич Вертинский. – Л. : Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1991. – 127 с.
- Вертинский, А. То, что я должен сказать: Романсы и песни для голоса в сопр. фортепиано. Вып. 1 / композитор Александр Вертинский. – М. : Музыка, 1990. – 49 с.
- Иванов, М. Возвращение // Чудеса и приключения. – 1997. – N 5. – С.24-26.
- Кучина, Т.Г. Музыка и слово в «поэтическом театре» : М. Кузмин, А. Вертинский, И. Богушевская //Литература. Первое сентября. – 2014. – N 9. – С. 30-32.
- Осадчая, А.П. Почему мы вернулись на Родину : свидетельства реэмигрантов / сост. и авт. предисл. А.П. Осадчая. – 2-е изд., доп. – М. : Прогресс, 1987. – 399 с.: ил.
- Поляков, В.С. Товарищ Смех / В. Поляков. – М. : Искусство, 1976. – 239 с. : ил.
- Савченко, Б.А. Кумиры российской эстрады / Борис Александрович Савченко. – М. : Алгоритм, 2003. – 382 с. : ил.
- Скороходов, Г. Александр Вертинский // Молодежная эстрада – 1996. - N 1. – С.4-7.
- Трасковская, М. Пьеро белый и Пьеро черный // Искусство – 2003. - N 19. – С. 14.
Интернет-ресурсы:
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.