- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > Легендарные. Выставка 1
Легендарные. Выставка 1
Так совпало, что в 2022 году великие (теперь об этом можно говорить с уверенностью) российские деятели искусства ХХ века, могли бы отметить юбилейные даты со дня своего рождения. Среди них певцы и композиторы, мастера театра и кинематографа. Впрочем, достаточно назвать лишь несколько имен и вам все станет понятно: Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, Юрий Любимов и Эльдар Рязанов. Масштаб личности, сила творческого воздействия на умы и судьбы современников позволяют говорить о них, как о людях, навсегда вошедших в историю культуры и искусства. Став легендами, они не ушли из нашей жизни, их талант остается востребованным и сегодня. Почему? На эту тему можно рассуждать долго, но есть очень точное определение, сформулированное гениальным поэтом более двух веков назад и известное нам со школьной скамьи: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». Именно это – пробуждение добрых чувств, эмоциональный отклик – и заставляет нас вновь и вновь обращаться к творческому наследию великих мастеров.
В рамках книжно-иллюстративных выставок проекта «Легендарные» с помощью фотографий, аудио и видео материалов, и, конечно, книг мы напомним вам об исключительном таланте и обаянии юбиляров. Обещаем, что постараемся представить наиболее интересные и достоверные материалы, хранящиеся в фонде библиотеки. Надеемся, они заинтересуют наших молодых читателей, а людям старшего поколения напомнят о кумирах их юности.
Героями первой выставки нового проекта стали выдающиеся вокалисты советской и русской эстрады Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и Валерий Ободзинский. Их объединяет многое: принадлежность к эстрадному жанру, в котором они работали, время расцвета творческого дара, всенародная популярность, наконец, возраст – они были практически ровесниками: в 2022 году Муслиму Магомаеву и Валерию Ободзинскому исполняется 80 лет со дня рождения, Иосифу Кобзону – 85. Но, разумеется не только юбилейные даты являются поводом для обращения к творчеству легендарных артистов. Каждый из них обладал удивительной магией воздействия на сердца и души. В этом можете убедиться и вы. Включите запись, и с вами, как и с многими другими, может случиться чудо: прекрасный голос вовлечет вас в атмосферу песни, которая зазвучит для вас и ни для кого другого, вы невольно начнете вспоминать что-то очень хорошее. Секрет магии прост: талант, умноженный на профессионализм, чувство собственного достоинства и ответственность перед собой и зрителем. Все наши герои оценивали себя по самым жестким меркам. Это касалось всего, начиная с репертуара и заканчивая внешним обликом. А когда в силу разного рода причин соответствовать достигнутому уровню было уже невозможно, каждый из них самостоятельно принимал решение об уходе со сцены.
Иосиф Давыдович Кобзон (1937-2018) — советский и российский эстрадный певец, политический и общественный деятель, музыкальный педагог. Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР, народный артист Украины, заслуженный человек Молдавии.
За этой короткой справкой из Википедии жизнь легендарного артиста и человека. На протяжении нескольких десятилетий он был «голосом страны»: сначала - СССР, затем – России. Конечно, это неофициальный термин, под которым подразумевают имя певца неразрывно связанного со своей страной. Так, если мы говорим о Франции – то это, конечно, Эдит Пиаф, если об Америке – Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, ну, а если о России – Иосиф Кобзон. Причем, в этом случае речь идет не только о вокальном таланте, а еще и о гражданской позиции. Звучит пафосно, но тем не менее точно отражает суть характера Иосифа Давыдовича Кобзона. Он действительно считал все происходящее в стране делом личным, и, если мог принять участие, тем более помочь, не раздумывая оказывался в центре событий. Особенно ярко это проявлялось, когда речь шла о трагических ситуациях, в которых оказывались его соотечественники. Отсюда и поездки в Чернобыль, и неоднократные полеты в Афганистан и Чечню во время военных действий, и участие в переговорах с террористами во время захвата заложников на Дубровке («Норд-Ост»).
У Кобзона был свой «кодекс чести», включавший очень точные представления о самых главных ценностях: любви к родным и близким, дружбе, преданности выбранному делу. Сегодня, когда его уже нет с нами, масштаб личности артиста становится все более значимым.
Из довольно значительного объема информативных источников о жизни и творчестве артиста и политика, мы, как и было обещано, отбирали для экспозиции наиболее достоверные, раскрывающие разные грани личности нашего героя. Предпочтение было безоговорочно отдано книге Иосифа Кобзона и Николая Добрюхи «Как перед Богом». Процесс подготовки издания был довольно необычен. Как правило, герой повествования регулярно встречается с литератором и рассказывает ему свою историю. Здесь все было иначе. В силу занятости Иосифа Давыдовича Николай Добрюха сопровождал его в многочисленных поездках. По дороге Кобзон рассказывал о себе, о людях с которыми встречался на протяжении жизни, говорил о том, что его волнует, выражал свое отношение ко всему происходящему вокруг, наконец, отвечал на вопросы, многие из которых были не самыми приятными. Вот так и сложилась эта книга, со страниц которой звучит голос народного артиста. Это отнюдь не благостное повествование, напротив, высказанные суждения и оценки иногда резки и нелицеприятны, но, безусловно, искренни. За ними характер сильной неординарной личности – Иосифа Кобзона – легендарного певца и гражданина, голоса которого так не хватает сегодня.
«С детства, сколько себя помню, я всегда любил слушать, как поют другие, и всегда пел сам. Откуда во мне это взялось? Не знаю. Мама моя – юрист. И хотя она и пела, пела, как тогда пели почти все. Других развлечений почти не было. Долгими вечерами при керосинке ничего не оставалось, как только пить и петь. Но у нас почти не пили. Зато много пели. И все-таки искать какие-то «гены пения» именно в этом нельзя. Потому что тогда такие гены обнаружатся почти у всех людей того времени. А других генов я что-то не нахожу. … Единственное, что я ощущал, так это то, что пение всегда было моей естественной потребностью. Откуда во мне это взялось ума не приложу…»
В 1956 году Иосифа Кобзона призвали в армию. Благодаря физическим и вокальным данным он часто представлял дивизию на разного рода смотрах. На одном из них его заметил художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа Петр Мордасов и забрал к себе в коллектив. Тогда Кобзон и решил стать исполнителем. В 1959 году после возвращения из армии он поступает на вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
«Все выдающиеся музыканты страны и мира (такие, как Марио Дель Моно) заочно становились моими учителями. Я жадно вбирал в себя их лучшие уроки. Для этого подходило все: и амфитеатр, и балкон, и даже место за сценой…»
С 1959 года Кобзон стал солистом Всесоюзного радио, через два года — солистом Госконцерта и Москонцерта.
В 1960-х годах Кобзон завоевал несколько престижных музыкальных наград — одержал победу на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, Международном фестивале эстрадной песни в польском Сопоте, Музыкальном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии. Жюри высоко оценивало его голос — сильный лирико-драматический баритон и артистическую, но при этом сдержанную манеру исполнения.
«Я никогда не чувствовал себя особенным. У меня никогда не было ощущения, что я буду известным человеком. И слава Богу. Это только мешало бы моему развитию. Вместе с тем, я всегда хотел быть первым, понимал, что единственный для меня путь к лидерству – это научиться делать то или иное дело лучше других. И поэтому можно представить, как мне безумно понравилось, когда я вдруг услышал по радио свою фамилию. Я был буквально потрясен этим. Но еще больше меня потрясло, когда я прочитал свое имя на афише. Мне было 23 года»
С гастролями Кобзон объехал многие страны. В те годы многие советские исполнители за рубежом старались исполнять песни на иностранном языке, джаз или рок-н-ролл. А в концертных программах Кобзона звучали произведения о России, о войне, народные композиции.
«Я четко уяснил себе, что артист моего эстрадного жанра нужен за рубежом только затем, чтобы показать лучшие образцы своей национальной музыкальной культуры. К сожалению, многие наши певцы и певицы чаще всего ведут себя за кордоном, как обезьяны и обезьянки, решив: приеду в Америку и выдам там «спиричуэлс», чтобы все сразу были от меня в экстазе. Наивные. Там это делает любой ребенок на улице, да так, что вам и не снилось...»
Когда мои студенты в Гнесинском институте спрашивают: «Как вам 40 лет удается сохранять такую популярность?» - я говорю: «Видите, вас волнует этот вопрос, а меня – нет. И никогда меня не волновало, кто популярней меня. Но я всегда стремился быть не ниже профессионального уровня тех артистов, с которыми мне приходилось выступать…. А потом… каждый раз не кому-то, а себе я стремился доказать, что я – Кобзон, т.е., что то-то и то-то у меня было не случайно, и что я могу это сделать снова и снова. И сделать даже лучше, чем было в прошлый раз. Я крайне редко бывал доволен своими выступлениями. Крайне редко.
Ответ на вопрос об отъезде из страны: «Нет! Может, потому что и в советские годы я имел возможность много ездить по всему свету. … Когда я выступаю с концертами у нас в стране, я чувствую себя не музыкальной экзотикой на чужом поле, а по-настоящему востребованным нужным человеком, песни которого ждут потому, что живут ими».
Выступал он и в неспокойных местах планеты: перед советскими воинами в Афганистане, на Ближнем Востоке, а после аварии на Чернобыльской АЭС приезжал в район катастрофы и пел для ликвидаторов.
«А! Кобзон ищет приключений. Хочет, чтобы думали, что без него ничего не обходится. Хочет покрасоваться». Нет, дело в другом. Я стремлюсь в экстремальные ситуации прежде всего потому, чтобы узнать, а как будут вести себя люди, когда они попадают в особо сложное положение, потому что в обычной жизни такими людей не увидишь. А здесь они показывают все, на что они способны, показывают, какие он на самом деле, какие они в действительности».
«О том, что случилось на мюзикле «Норд-Ост», дошло до меня только утром. … Я, как мало кто изучивший особенности мусульман-горцев, решился идти к ним на переговоры. Но об этом никому не сказал. … И, если бы даже случилась беда, для меня это было бы нормально, потому что я уже не первый раз делаю это. Вы что думаете, в обстреливаемом самолете лететь в Афганистан было легче? … Сомнений не было, что я должен быть там, где начиналась эта трагедия».
«В 2002 году, когда захватили заложников в театре на Дубровке, Кобзон вел переговоры и вместе с депутатом Ириной Хакамадой зашел внутрь здания и убедил террористов отпустить женщину и троих детей. Кобзон возил гуманитарную помощь в зону конфликта на Украине — в его родной Донбасс, а в России всегда помогал ветеранам, сиротам, молодым артистам.
Он был… единственным певцом, к которому можно всегда обратиться за помощью. Он очень многим помог. Он чувствовал себя хозяином, в хорошем смысле барином. Барин советской эстрады… К барину ходили все. Недавно вдруг позвонил мне известный артист — ему надо было в чем-то помочь. Я говорю: «Ну почему вы мне-то звоните?» А он отвечает: «Но Кобзона-то нет в Москве». Мне было почетно помочь этому человеку, потому что я вроде как заместителем Кобзона побывала…
Алла Пугачева, из книги «Как перед богом» Иосифа Кобзона и Николая Добрюхи
В репертуаре Иосифа Кобзона были песни разных жанров: от романсов, до лирических и патриотических песен. Кстати, именно за них его упрекали, называя ангажированным властью исполнителем. А может дело в том, что Иосиф Давыдович случайных, проходных песен в репертуар не включал?
«… моя политика - … пять компакт-дисков «Звонкая летопись России». Здесь те гражданские и патриотические песни, которые я спел на протяжении своей большой жизни. Вот это моя политика. Когда меня упрекают в конъюнктуре, я говорю: «Я не пел песен о Брежневе. Я пел песни о Родине. Я пел песни о подвиге. Я пел песни о человеке. О матери. О любви. Разве эти песни и конъюнктура – одно и то же?».
Завершая рассказ об Иосифе Кобзоне, мы хотим, чтобы вы послушали одну из его замечательных песен, которая звучит не часто. Ручаемся, многие будут слушать ее впервые, но обязательно запомнят.
Муслим Магомаев… В 60–70-е годы ХХ века в ответе на вопрос о самом популярном певце страны это имя прозвучало бы первым. Магомаева полюбили и приняли безоговорочно. Причем известность пришла за пределами Советского Союза. В 1962 году молодой солист ансамбля песни и пляски Бакинского военного округа представлял страну на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. На концерте в его исполнении прозвучала песня «Бухенвальдский набат» и каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник. На долю Муслима выпал самый большой успех. Если в каватине певец поражал уровнем исполнительского мастерства, красотой голоса, артистизмом, то «набат» сплачивал аудиторию в едином порыве скорби о погибших в годы войны, в желании противостоять угрозам военных конфликтов. Сила звучания, искренность эмоций, звучавших со сцены была не случайна, за ней стояли личные переживания: война отняла у молодого певца отца. Магомет Муслимович Магомаев добровольцем ушел на фронт, не дождавшись рождения сына. Геройски сражался, был награжден боевыми орденами Красного Знамени, Отечественной войны (двух степеней), Красной Звезды. Погиб в апреле 1945 года, спасая раненого товарища. Отец всегда был для Муслима одним из очень значимых людей в жизни. Самой большой реликвией он считал письмо отца, присланное с фронта. «Сегодня день рождения моего сына. Что же ему пожелать? Конечно, многих, многих лет счастливой, радостной жизни, но пусть его жизнь будет заполнена полезным трудом для человечества, как была заполнена жизнь того, чье имя он носит. Пусть он научится пламенно любить все хорошее, но пусть и умеет всей душой ненавидеть тех, кто станет на дороге нашего счастья. Пусть он с ранних лет познает историю этой кровопролитной войны, которую затеяли варвары-немцы…. Пусть одно слово «фашизм» вызывает в нем ненависть, презрение. Ну и пусть знает, что его отец любит его и будет любить до последнего вздоха…».
Музыкальные способности Муслима проявились рано: его всегда тянуло к инструментам, из которых он пытался извлекать звуки. Едва научившись играть на рояле, попытался сочинять. «Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии мы с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню «Соловьиный час». Самому подбирать красивые созвучия мне было интересно – это лучше, чем играть чужую музыку».
Заметив тягу к музыке, Муслима отдали в музыкальную школу при Бакинской консерватории. Поскольку талант ученика был очевиден, над ним взял шефство один из профессоров консерватории. «В 1949 году, когда пришло время, меня отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Это была элитарная школа. Элитарная в том смысле, что в нее принимали детей по степени одаренности, а не в зависимости от высокого положения родителей. Критерий при поступлении был один - природный талант. Бездарностей даже «по блату» не брали. Школа, как и город Баку, была интернациональна: мы тогда вообще понятия не имели, что такое национальные различия. И никого не смущало, что в Баку, столице Азербайджана, азербайджанский язык не был обязательным. Хочешь – учи, не хочешь – не учи. В нашей семье говорили по-русски». Если в начале в Магомаеве видели перспективного композитора, то позже, когда голос молодого человека сломался и зазвучал красивейшим баритоном, все это отошло на второй план.
В 21 год к Муслиму Магомаеву пришла всесоюзная известность: это случилось в 1963 году после выступления в Москве в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства и первого сольного концерта в зале Чайковского. По окончании обязательной программы публика категорически не хотела расставаться с певцом, и он продолжал радовать аудиторию песнями еще в течение нескольких часов. «Первые концерты оставили ощущение неуюта: огромный зал дворца давит, делает тебя меньше и одновременно как бы увеличивает твой голос. Ты сам по себе, а голос сам по себе. Тогдашнего своего волнения я не помню, видимо, у меня не было особого страха перед выступлением. Я был слишком молод, меня еще не знали. Страх перед выступлением пришел позже. Это теперь, несмотря на то, что имею уже большой опыт, я волнуюсь, как сумасшедший. Когда приходит известность, появляется имя, тогда появляется и ответственность – ты не имеешь права петь хуже, чем спел вчера. А тогда этого чувства у меня еще не было».
Дважды в 1966 и 1969 годах Муслим Магомаев гастролировал во Франции. Концерты с большим успехом проходили в театре «Олимпия». «Гастроли еще продолжались, а Бруно Кокатрикс (директор театра) уже начал заводить речь о том, чтобы заполучить меня на год. …Но сначала необходимо было связаться с Москвой. Бруно был уверен, что Фурцева (министр культуры СССР) не откажет – как же, певец из Советского Союза прорвется на европейскую эстраду, министру культуры будет чем гордиться… Позвонили в Москву. Екатерина Алексеевна – ни в какую: «Нет господин Кокатрикс, это невозможно. Магомаева постоянно просят выступить на правительственных концертах. Он наш государственный певец…» … По причине несуразной политики очень многие наши исполнители не смогли в те годы стать известными в других странах. …Если бы в зарубежные гастроли почаще ездило как можно больше наших замечательных исполнителей, то нашу культуру знали бы за рубежом гораздо лучше.
…И все же остаться я не смог бы еще и потому, что вряд ли прижился бы за границей. Для иностранцев мы странный народ. Из наших уживаются там не все, а те, кто прижился все равно в большинстве своем тоскуют. В этом я имел возможность убедиться уже в Париже…».
Комментарии, которыми мы сопроводили несколько эпизодов из жизни легендарного певца, взяты из автобиографической книги Муслима Магомаева «Любовь моя – мелодия», выпущенной издательством «Вагриус» в серии «Мой 20 век» в 1999 году. Книга написана очень простым ясным языком, создающим иллюзию доверительного разговора. Если говорить о книжных источниках, представляющих портрет певца, то это издание в числе первых.
Авторству Муслима Магомаева принадлежит еще одна книжная публикация, – «Великий Ланца» – посвященная кумиру нашего героя, великому оперному тенору Марио Ланца. Это довольно редкое на сегодняшний день издание также представлено в нашей экспозиции. Для того, чтобы написать книгу, автор в поисках материала неоднократно выезжал в Америку. В результате появился не просто замечательный рассказ о творчестве певца, но и философское осмысление судьбы человека, посвятившего себя вокальному искусству.
Завершая разговор о книжных изданиях выставки, хочется отметить публикацию, имеющую косвенное отношение к Муслиму Магомаеву. Речь идет о книге Екатерины Рождественской «Жили-были, ели-пили». Отца автора, поэта Роберта Рождественского с Муслимом Магомаевым связывало не только творческое сотрудничество, но и годы дружбы. В семье Роберта Ивановича он был «своим» человеком. Именно это обстоятельство позволило Екатерине подарить нам очень добрый и трогательный рассказ о том, каким Муслим был вне сцены, среди близких и дорогих ему людей.
Творческое наследие Муслима Магомаева обширно. Разумеется, в первую очередь, оно включает музыкальные записи. Но кроме них, наряду с книгами и киноролями остались живописные работы, с которыми нам также хочется вас познакомить.
О Муслиме Магомаеве сохранилось довольно много высказываний его коллег. Мы хотим привести лишь одно, очень краткое и точное, сделанное украинским композитором Игорем Покладом: «Выступать до Магомаева было сложно, после него – бессмысленно. Люди шли не на концерт – шли на Магомаева».
Естественным завершением нашего экскурса по разделу, посвященному Муслиму Магомаеву, могут быть только музыкальные записи. Мы решили представить вашему вниманию в исполнении Магомаева песню «Мир без тебя».
Валерий Владимирович Ободзинский (1942-1997) – советский и российский эстрадный певец, заслуженный артист Марийской АССР. В 1960-х – 1970-х годах – популярный эстрадный певец в СССР. Первый исполнитель песен «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Колдовство», «Играет орган», «Вечная весна», «Мираж», «Твой день», «Первое апреля» и др.
Судьба Валерия Ободзинского сложилась трагично: ему суждено было пережить оглушительный успех, славу и забвение, вырваться из которого удалось лишь на очень короткий промежуток времени.
В отличие от Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона у него не было базового музыкального образования, не было официального признания, позволяющего выступать с большими гастрольными турами и участвовать в телевизионных съемках, многие поклонники даже не знали, как он выглядит. Но был уникальный голос, который невозможно было спутать ни с каким другим. Красота и диапазон этого голоса завораживали. Слава Ободзинского в 60-х – 70-х годах ХХ века была сопоставима с популярностью эстрадных кумиров. Композиторы с удовольствием сотрудничали с ним, прекрасно понимая, что в исполнении Валерия Ободзинского песня не останется незамеченной. Так и было. Песни «Восточная» и «Эти глаза напротив», написанные Давидом Тухмановым и впервые исполненные Ободзинским, принесли композитору широкую известность. Они нередко звучат и сегодня, но все-таки затмить первоисточник не удалось никому из современных исполнителей. Благодаря песне «Эти глаза напротив», мгновенно ставшей хитом, Ободзинскому удалось записать первую большую пластинку, тираж которой в 13 миллионов копий был распродан очень быстро. К счастью, в нашей фонотеке сохранилось несколько экземпляров этого легендарного диска, сегодня ее прослушать можете и вы.
Композиции в исполнении Валерия Ободзинского в 70-е годы звучали в советских и зарубежных фильмах, принося им особую популярность. В их числе кинокартина «Русское поле», в которой прозвучала песня «Колдовство», и боевик «Золото Маккены».
«Одна из лучших песен Ободзинского была из фильма «Золото Маккены», его всегда просили исполнить ее на концертах. Как-то мне довелось посмотреть этот фильм с сурдопереводчиком, и я настроился послушать эту знаменитую песню в исполнении американского певца. Никакого эффекта, словно это была другая музыка. Ободзинский пел песню из «Золота Маккены» лучше в сто раз. То же произошло и с «Вечной весной» Давида Тухманова: когда ее записал другой певец, песня, бывшая шлягером у Ободзинского, просто пропала». (Николай Георгиевич Рыбинский – заслуженный работник культуры Российской Федерации, музыкальный эксперт, журналист радиостанции классической музыки Орфей).
«Валерий Ободзинский – сладкоголосый соловей, мальчик с золотым голосом… Какими только эпитетами и сравнениями не награждал Леня этого замечательно эстрадного певца, и не он один. Такими голосами поют ангелы в раю». (Вера Дербенева. Из книги «Леонид Дербенев: между прошлым и будущим»).
Несмотря на растущую у публики популярность, представители государственных структур подчеркивали негативное отношение к творчеству певца, обвиняя его в безыдейном содержании репертуара, в отсутствии идеологических песен. Ободзинского перестали приглашать на съемки в телевизионные программы, на радио песни в его исполнении можно было услышать крайне редко. Требование изменить концертную программу исполнитель проигнорировал. «Моя принципиальность в том, что я не кривил душой. Я не хотел петь песни, который меня заставляли петь <…> Вся наша советская действительность, вся наша конъюнктура и все чиновники воспитаны на других песнях. Потом идеология – это такой паноптикум», – так позднее скажет Ободзинский в одном из интервью.
Подобное противостояние не могло пройти бесследно для морального состояния певца. Чтобы выйти из депрессии, Ободзинский стал злоупотреблять алкоголем, принимать психотропные препараты. Следствием этого стали срывы концертов, распад семьи. «У меня было подавленное настроение. Я просто понял, что я достиг потолка. Или мне нужно бросать и уходить овощи продавать – я, к сожалению, больше ничего не умею, кроме того, как петь. Или мне нужно откровенно остановиться и проанализировать самого себя и всю свою жизнь». (Из интервью Ободзинского)
Певец прекратил концертную деятельность, с 1987 года он работал сторожем на галстучной фабрике.
Возвращение Ободзинского к аудитории состоялось лишь в 1994 году. Певец выступил с новой программой, основу которой составляли песни Александра Вертинского. Самой удивительное заключалось в том, что его голос по-прежнему звучал завораживающе, поражая выразительностью и чистотой. К сожалению, возвращение было недолгим: спустя три года в 1997 году Валерий Владимирович Ободзинский ушел из жизни, навсегда оставшись в памяти поклонников. Их число растет, ведь те, кто услышал голос исполнителя совсем недавно, уже не могут его забыть.
Печатных источников, посвященных жизни и творчеству Валерия Ободзинского очень мало: наиболее полная публикация о нем написана Варленом Стронгиным. Его книга «Валерий Ободзинский. Отлучение от песни» представлена в нашей экспозиции наряду с музыкальными записями, на аудио и электронных носителях. По нашему мнению, именно они дают полное и достоверное представление о певце, ставшем легендой.
В завершение мы предлагаем вашему вниманию две музыкальные композиции Валерия Ободзинского. Первая из них – «Мелодия» – была написана Александрой Пахмутовой для Муслима Магомаева, став знаковой в его репертуаре. Но нам хочется, чтобы вы услышали ее в исполнении Ободзинского. Вторая – «Анжела» – итальянского композитора Джино Паоли. Русский текст написан поэтом Леонидом Дербеневым по просьбе Валерия Ободзинского. Упоминание имени Анжела не случайно, так назвали дочь певца, именно ей он и посвятил песню.
Список литерутуры
Иосиф Давыдович Кобзон
- Езерская, Е. Иосиф Кобзон: быть впереди и петь лучше всех... // Музыкальная жизнь. – 2000. – N 6. – С. 2-5.
- Игнатьева, М. Иосиф Кобзон // Певцы советской эстрады / сост. Л. Булгак. – Москва, 1977. – С. 169-179.
- Кобзон, И.Д. Как перед богом. Том 1. (Воспоминания и размышления) / Иосиф Давыдович Кобзон. – Москва : Известия, 2006. – 415 с. : ил.
- Кобзон, И.Д. Россиянам есть чем гордиться // Музыкальная жизнь. – 2018. – N 9. – С. 119-121.
- Кобзон, И.Д. Я сам себе судья / Иосиф Давыдович Кобзон. – Москва : Аст, 2018. – 272 с. : ил.
- Петров, А. Песня и время : к 70-летию И. Кобзона // Музыкальная жизнь. – 2007. – N 9. – С. 43-45.
- Петров А.Е. Иосиф Давыдович Кобзон // Эстрада России. XX век : энциклопедия / отв. ред. Е. Уварова. – Москва, 2004. – С. 285-286.
- Скороходов, Г.А. Как формируется личность : [о творчестве Иосифа Кобзона] // Звезды советской эстрады : очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни / Глеб Анатольевич Скороходов. – Изд. 2-е исправ. и доп. – Москва, 1986. – С. 147-154.
- Смирнова Н.И. Иосиф Кобзон // Мастера советской песни / сост. В.И. Зак. – Москва, 1977. – С. 37-39. – (Портреты советских композиторов).
- Смирнова, Н.И. Песня на эстраде : [о творчестве Иосифа Кобзона] // Русская советская эстрада, 1946-1977 : очерки истории / под общ. ред. Е.Д. Уваровой. – Москва, 1981. – С. 262-265.
***
- Забытое танго : [аудио] / исполн. И. Кобзон ; ансамбль «Мелодия». – Москва : Мелодия, 1986. – 1 грп.
- Иосиф Кобзон : [аудио] : в 3 CD. – Москва : РМГ Рекордз, 2006. – 3 CD.
- Лунная рапсодия : [аудио] / исполн. И. Кобзон ; ансамбль «Время» под рук. А. Евсюкова. – Москва : Мелодия, 1984. – 1 грп.
- Поет Иосиф Кобзон : [аудио] / Эстрадный оркестр п/у Ю. Силантьева. – Москва : Мелодия, 1973. – 1 грп.
***
- Иосиф Кобзон (Читать публикацию)
- Иосиф Давыдович Кобзон (Читать публикацию)
Муслим Магометович Магомаев
- Архангельский, А. Любовь и ОБХСС : [о российском сериале «Магомаев»] // Огонек. – 2020. – N 10. – С. 38.
- Бенуа, С. Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Преданный Орфей : [16+] / Софья Бенуа. – Москва : Алгоритм, 2017. – 240 с. : ил. – (Знаменитые пары СССР).
- Боголепова, А. «Я делал, что хотел» : [страницы биографии М. Магомаева] // Story. – 2012. – N 4. – С. 50-56.
- Бочаров, Д. Народный Орфей СССР : [к 75-летию со дня рождения Муслима Магомаева] // Свой. – 2017. – N 7/8. – С. 51-53.
- Коцюбинская, С. Муслим Магомаев. В объятиях музыки // Имена. Люди, судьбы, времена. – 2012. – N 8. – С. 106-115.
- Магомаев, М.М. Великий Ланца / Муслим Магомедович Магомаев. – Москва : Музыка, 1993. – 208 с. : ил.
- Магомаев, М.М. Живут во мне воспоминания / Муслим Магомедович Магомаев. – Москва : ПРОЗАиК, 2014. – 416 с. : ил.
- Магомаев, М.М. История стеснительного человека / Муслим Магомедович Магомаев ; авт.-сост. Е.А. Мешаненкова. – Москва : Аст, 2017. – 283, [2] с. : ил. – (Моя биография).
- Магомаев, М.М. Любовь моя – мелодия / Муслим Магомедович Магомаев. – Москва : Вагриус, 1999. – 320 с. : ил. – (Мой 20 век).
- Муслим Магомаев // Столик на двоих в «Вечернем клубе» : 30 интервью с вашими кумирами / сост. В. Еремин. – Москва, 1993. – С. 81-86. – (Библиотечка газеты «Вечерний клуб» : вып. 1).
- Политова, В. Россия не расстанется с Магомаевым никогда : [об открытии памятника М. Магомаеву в Москве] // Эхо планеты. - 2011. - N 37. - С. 36.
- Рождественская, Е.Р. Немного Галича и Магомаев… // Жили-были, ели-пили… : семейные истории : [16+] / Екатерина Робертовна Рождественская. – Москва, 2016. – С. 215-223.
- Смирнова, Н.И. Песня на эстраде : [о творчестве Муслима Магомаева] // Русская советская эстрада, 1946-1977 : очерки истории / под общ. ред. Е.Д. Уваровой. – Москва, 1981. – С. 181-183.
- Тихвинская, Л.И. Муслим Магомаев // Певцы советской эстрады / сост. Л. Булгак. – Москва, 1977. – С. 146-157.
***
- Мир дому твоему : лучшие песни Муслима Магомаева : [аудио] / исполн. Эстрадный оркестр п/у Ю. Силантьева. – Москва : Мелодия, 1982. – 1 грп.
- Моя прекрасная леди : песни из мюзиклов и кинофильмов: [аудио] / исполн. М. Магомаев ; ансамбль «Мелодия. – Москва : Мелодия, 1989. – 1 грп.
- Муслим Магомаев : [аудио]. – Москва : Парк-Рекордс, 2003. – 1 CD. – (Спектакли. Мюзиклы. Кинофильмы).
- Избранное : [аудио] / исполн. М. Магомаев. – Москва : Магомаев М.М., 2006. – 1 CD.
- Песни Италии : [аудио] / исполн. М. Магомаев ; Акад. оркестр рус. нар. инструм. Гостелерадио СССР под рук. Б. Фрумкина. – Москва : Мелодия, 1989. – 1 грп.
***
- Муслим Магомаев (Читать публикацию)
- Муслим Магомаев (Читать публикацию)
Валерий Владимирович Ободзинский
- Кузнецова, О.А. Валерий Владимирович Ободзинский // Эстрада России. XX век : энциклопедия / отв. ред. Е. Уварова. – Москва, 2004. – С. 458.
- Раззаков, Ф.И. Валерий Ободзинский // Досье на звезд : правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 / Федор Ибатович Раззаков. – Москва, 1998. – С. 232-240.
- Россинская, С.В. Валерий Ободзинский // Творчество народов мира. – 2016. – N 7. – С. 57-63.
- Россинская, С.В. Валерий Ободзинский : «Надоело унижаться перед всеми» // Новая библиотека. – 2012. – N 12. – С. 9-19.
- Савченко, Б.А. Валерий Владимирович Ободзинский // Кумиры российской эстрады / Борис Александрович Савченко. – Москва, 2003. – С. 211-212.
- Стронгин, В.Л. Валерий Ободзинский. Отлучение от песни / Варлен Львович Стронгин. – Москва : Центрполиграф, 2007. – 336 с. : ил. – (Кумиры).
***
- Золотые шлягеры 60-70-х годов : [аудио] / исполн. В. Ободзинский. – Москва : АиС records, 2000. – 1 CD.
- Эти глаза напротив... : [аудио] / исполн. В. Ободзинский. – Русский диск, 1992. – 1 грп.
- Эти глаза напротив… : [аудио] / исполн. В. Ободзинский. – Москва : Аленький цветочек, 1993. – 1 грп.
***
- Валерий Ободзинский (Читать публикацию)
- «Куролесили в те времена все: и Кобзон, и Магомаев, и Лещенко. Но...» (Читать публикацию)
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.