- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > «На афише – Пушкин»
«На афише – Пушкин»
Книжно-иллюстративная выставка «На афише Пушкин» посвящена 220-летию со дня рождения великого поэта и открывает проект «Весь мир – театр…», который приурочен к Году театра в России.
Материалы экспозиции направлены на осмысление пушкинского театрального наследия. Этот выбор не случаен: отношение поэта к театру и отражение его произведений в театральных постановках – интересная глава «пушкиноведения», а к драматургии Александра Сергеевича Пушкина отечественный театр обращается постоянно.
А.С. Пушкин, которому были равнодоступны практически все роды и жанры литературы, создал ряд замечательных драматических произведений. Его трагедию «Моцарт и Сальери» ставили в Петербурге уже при жизни автора. «Скупого рыцаря» должны были сыграть первого февраля 1837 года (по старому стилю), но спектакль был отменен из-за смерти поэта 29 января. Некоторые из своих пьес Пушкин не успел опубликовать, другие (например, «Русалку») не завершил.
В дальнейшем к драматургическому наследию Пушкина обращались и деятели театра, и кинематографисты (например, экранизация «Маленькие трагедии» А. Эфросом). Многие режиссеры и актеры называли Александра Сергеевича своим главным учителем в искусстве. И, тем не менее, его пьесы не имели богатой и счастливой сценической судьбы, оставаясь более явлением литературы, чем театра. Это относится также к «Борису Годунову», которого вслед за В. Белинским, называют единственной великой русской трагедией и не без основания сравнивают с творениями Шекспира. Причины этого загадочного явления специалистам еще предстоит объяснить.
Произведения Пушкина, в том числе и не предназначенные для сцены, всегда вдохновляли композиторов и стали едва ли не главной драматургической основой русского музыкального театра. Уже в 1821 году московский балетмейстер А. Глушковский поставил балеты «Руслан и Людмила» на музыку Ф. Шольца, а позже – балет «Черная шаль». В 20-30-е годы музыку к спектаклям по произведениям Пушкина сочинял А. Алябьев. В дальнейшем появились оперы: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» (по поэме «Полтава») П. Чайковского, «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова, «Дубровский» Эд. Направника, «Алеко» (по поэме «Цыганы») и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова; были созданы балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Медный всадник» Р. Глиэра...
И это – лишь наиболее известные произведения, созданные на основе сочинений Пушкина. Многие из них с момента создания и по сей день определяют лицо русского оперного театра; история их постановок связана с именами великих артистов, дирижеров, режиссеров, и, конечно, сценографов – театральных художников.
Правда, в пушкинские (да и в более поздние) времена «настоящие» художники не занимались оформлением спектаклей. Это было время искусных механиков, иллюзионистов, создателей театральных эффектов, фокусов и «чудес», а не глубоких и цельных художественных образов. Крупные художники пришли в театр лишь на рубеже XX века.
Многие из них работали в частной русской опере, которую основал промышленник и меценат С. Мамонтов. На сцене его оперы создал все свои главные роли Ф. Шаляпин, который изображен в роли Бориса Годунова на известном портрете А. Головина (1912 г.). Головин вошел в историю искусства именно как мастер сценографии. Присущие ему яркая театральность и стилистическая культура ярко проявились в эскизе оформления оперы «Каменный гость» (1917 г.).
Начиная с 1907 г. в Париже проходили так называемые Русские сезоны, которые организовал искусствовед и антрепренер С. Дягилев. «Русские сезоны» буквально поразили мир высочайшим уровнем русского театрально-музыкального и декорационного искусства того времени. Одной из звезд антрепризы Дягилева была Н. Гончарова.
Выдающийся театральный художник В. Дмитриев оформил «Пиковую даму» П. Чайковского на сцене Большого театра в 1944 году. «Старожилы» театра свидетельствуют, что с тех пор не было ни одного случая, чтобы раскрылся занавес в сцене ночного Петербурга – и зал не ответил бы овацией.
Книжно-иллюстративная выставка «На афише Пушкин» познакомит с интересными материалами о поэте и с богатой историей театральных постановок по произведениям А.С. Пушкина.
В центре экспозиции – издания по истории русского театра, биографическая и мемуарная литература режиссеров, артистов драматического и музыкального театров, воплотивших образы героев пушкинских произведений на сцене. Среди них: С. Дягилев, М. Фокин, Ф. Шаляпин. Е. Нестеренко, А. Истомина, М. Щепкин, Ю. Любимов, О. Ефремов. Несомненный интерес для читателей представляют аналитические статьи, фотографии фрагментов спектаклей из журналов «Театральная жизнь», «Театрал» и «Балет».
Визуальный ряд экспозиции дополнят видеоиздания: спектакль «Метель», опера «Борис Годунов», отрывки из балетов «Бахчисарайский фонтан», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин».
Список литературы:
- Абелюк, Е.С. Таганка: личное дело одного театра / Евгения Семеновна Абелюк, Е. Леенсон, Ю. Любимов. – М. : Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с. : ил.
- Александр Сергеевич Пушкин : школьный энциклопед. словарь / под ред. В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 1999. – 766 с. : ил.
- Алпатова, И. Истина страстей : о постановке одноименной трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» на сцене МХАТа им А.П. Чехова // Театральная жизнь. - 1998. - N 9/10. – С. 2-4.
- Брезгин, О.П. Сергей Дягилев : 16+ / Олег Петрович Брезгин – М. : Молодая гвардия, 2016. – 639 с. : ил., портр. – (Жизнь замечательных людей : серия биогр. ; вып. 1797).
- Давыдова, М. Художники «Мира искусства» в антрепризе С. Дягилева / М. Давыдова // Мир искусств : альманах. Вып. 4. – СПб. : Дмитрий Буланин, СПб. отд-ние, 2001. – С. 212-242.
- Зарубин, В.И. Большой театр : первые постановки опер на русской сцене, 1825-1993 / сост. Валерий Ильич Зарубин. – М. : Эллис лак, 1994. – 320 с. : ил.
- Иноземцева, Г. Сотое представление балета Руслан и Людмила // Балет. – 1999. - N 1/2. – С. 40.
- История русского дореволюционного драматического театра : учеб. для студентов ин-тов культуры и театр. Вузов : в 2 ч. Ч.1. От истоков до 1870-х годов / сост. А. Белкин ; в сотр. с А. Лейн. – М. : Просвещение, 1989. – 338 с.
- Кикта, В. Балетная пушкиниана XIX xXX веков : (краткий информационный справочник) // Балет. – 1998. - N 5/6. – С. 42-43.
- Королева, И. Еще одно прочтение «Пиковой дамы» // Балет. – 1999. - N 1/2. – С. 441.
- Крунтяева, Т.С. 25 оперных шедевров / Татьяна Семеновна Крунтяева, А. С. Розанов. – Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. – 192 с. : ил.
- Лемешев, С.Я. Путь к искусству / Сергей Яковлевич Лемешев. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1974. – 383 с. : ил.
- Литвиненко, Н.Г. Пушкин и театр : формирование театральных воззрений / Наталья Георгиевна Литвиненко. – М. : Искусство, 1974. – 287 с. : ил.
- Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы : в 2 ч. Часть 2 . 1917-1939 / Всеволод Эмильевич Мейерхольд. – М. : Искусство .1968. – 643 с. : ил.
- Нестеренко, Е.Е. Размышления о профессии / Евгений Евгеньевич Нестеренко. – М. : Искусство, 1985. – 184 с. : ил.
- Олег Ефремов : настоящий строитель театра / авт.-сост. Лидия Богова ; фот.: Игоря Александрова и др . – М. : Зебра Е : Аргументы недели, 2011. – 430 с. ил., портр. – (Весь XX век)
- Петелин, В.В. Восхождение, или Жизнь Шаляпина, 1894-1902 : биографический роман / Виктор Васильевич Петелин. – М. : Центрполиграф, 2004. – 650 с. : ил.
- Пиковая дама П.И Чайковского : опера: к сорокапятилетию со дня первой постановки на сцене бывшего. Мариинского театра, 1990-1935 / отв. ред. Р.А Шапирокомпозитор П. И. Чайковский. – Л. : Ленгорлит, 1935. – 120 с.: ил.
- Покровский, Б. «Он вечно тот же, вечно новый…» : [о первом пушкинском театральном фестивале в Москве] // Театральная жизнь. – 1995. - N 9. – С. 24-26.
- Пушкин и театр : драматические произведения, статьи, заметки, дневники, письма / под ред. Б. Городецкого. – М. : Искусство, 1953. – 515 с.
- Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова / под ред. Т. Коровиной. – М. : Музыка, 1987. – 95 с. : ил.
- Тарасов, Б. «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова в Детском Музыкальном театре им. Н. Сац // Театрал. - 2009. - N 1. – С. 27.
- Театр : энциклопедия. – СПб. : Олма-Пресс Образование, 2002. – 320 с.: ил.
- Уланова, Г. «Пушкинская Мария заставила многое пересмотреть в моих прежних партиях»// Балет. – 1998. - N 7/8. – С. 21-22.
- Фокин, М.М. Против течения : воспоминания балетмейстера. Статьи, письма : [книга с автографом из библиотеки проф. А.С. Нифонтова] / Михаил Михайлович Фокин. – М.-Л. : Искусство, 1962. – 640 с. : ил.
- Шаляпин, Ф.И. Маска и душа / Федор Иванович Шаляпин ; предисл. Б. Покровский – М. : Вагриус, 1997. – 320 с. : ил. – (Мой 20 век).
- Шах-Азизова, Т. Театр Анатолия Эфроса: пушкинский пунктир / авт. текста Т. Шах-Азизова // Мир искусств : альманах. Вып. 4 . – СПб. : Дмитрий Буланин, СПб. отд-ние, 2001. – С. 582-594.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.