- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > «…надолго живые»: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов»
«…надолго живые»: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов»
«…Гончарова и Ларионов не только живые, а надолго живые.
Не только среди нас, но и немножко дальше нас. Дальше и дольше нас.»
М. Цветаева
9 сентября 2019 года в секторе «Искусство» открылась книжно-иллюстративная выставка «…надолго живые»: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов». Экспозиция продолжает проект «Русские имена зарубежья» и знакомит с произведениями знаменитых соотечественников, созданными за пределами России.
Рассказать о жизни и творчестве замечательных художников помогут интереснейшие печатные источники из фондов библиотеки, многие из которых были незаслуженно оставлены без внимания аудитории. Прежде всего, это сборник «Гончарова. Ларионов», выпущенный издательством «ГАЛАРТ», серии «Жизнь художника. Мемуары». В него вошли воспоминания современников, близко знавших и постоянно общавшихся с Н. Гончаровой и М. Ларионовым во Франции. Например, несомненный интерес представляют мемуары Марины Ивановны Цветаевой, подсказавшие устроителям выставки ее название и эпиграф. Рассказы Михаила Фокина, Нины Береберовой, Татьяны Логиновой и других позволяют не только раскрыть некоторые важные страницы из жизни и творчества Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, но помогают зримо воссоздать, прочувствовать образы героев, наполняя их живым, эмоциональным содержанием.
Не менее интересными с этой точки зрения являются публикации В.Н. Бурлака («Русский Париж», издательство «Вече»), Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь («Звезды», покорившие миллионы сердец», издательство «Эксмо»), посвященные мастерам авангардной живописи.
Материалы периодической печати, представленные в экспозиции, рассказывают о выставках Н. Гончаровой и М. Ларионова, открытых после возвращения их творческого наследия на родину.
Имена Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова - художников-новаторов, лидеров авангардного искусства ХХ века – вошли в историю мировой культуры. Так случилось, что большая часть их жизни прошла в Париже, где они и умерли. Летом 1915 года по приглашению Сергея Дягилева художники выехали в Швейцарию для оформления балетных спектаклей, совершенно не предполагая, что уезжают навсегда. Тоска по родным местам, близким и дорогим людям, оставшимся в России, не покидала их до конца дней. На закате жизни, прекрасно понимая, что мечта о возвращении несбыточна, они сделали все от них зависящее, чтобы вернуть на родину свое творческое наследие. К счастью, их желание исполнилось.
«Много в просторечии говорится о том, кто больше, Гончарова или Ларионов. – «Она всем обязана ему». – «Он всем обязан ей». – «Это он ее так, без него бы…» - «Без нее бы он…» и т.д., пока живы будут. Из приведенного явствует, что – равны. Это о парности имен в творчестве. О парности же их в жизни. Почему расстаются лучшие из друзей, по-глубокому? Один растет – другой перерастает; растет – отстает; растет – устает. Не перестали, не отстали, не устали.»
Марина Цветаева
«Место Ларионова и Гончаровой среди множества художников беспредметного, «абстрактного» искусства совсем особое. Начиная с 1909 по 1913 год Ларионов создал первое в мире течение «Лучизм». Кратко можно определить «лучистую» картину, как плоскость, на которую перенесены лучи, исходящие от предметов. Эти лучи-линии, пересекающиеся в разных направлениях и в разных ритмах, создают новую гармонию, причем предметы частично или совершенно исчезают.В июне 1912 года Ларионов опубликовал свою теорию в издательстве Мюнстер в Москве. В 1913 году вышел Манифест Лучизма, подписанный 12 художниками-«лучистами».
По словам Мишеля Сефора, Ларионов и Гончарова – два имени, которые история не может разделить, - являются пионерами беспредметности. Оба, как сказочные богатыри, сражались с сухостью академизма, противопоставляя ей народный эпос – «примитивизм» и «вещевую лучистость», как бы ожившую повседневность в трансцендентном ее преломлении. Если Ларионов создатель «лучизма», то Гончарова – его утвердительница.»
Татьяна Логинова, художница.
Жила в Париже. Ученица Н. Гончаровой
«…если к выходкам мужчин-авангардистов публика относилась с привычным любопытством, участие в «футуристических прогулках» женщины было невероятным. Гончаровой тут же начали подражать, а ее саму возвели едва ли не в культ. Один из критиков писал: «Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но, самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне». Богема обеих столиц с удовольствием раскрашивала себе лица яркими рисунками, носила любимые Гончаровой платья-рубашки – прямые, двухцветные, черно-белые или сине-оранжевые, зачитывалась манифестами художникцы, где она выражала свое творческое кредо: «Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе… Источник вдохновения Запада – Восток и мы сами. Я заново открываю путь на Восток, и по этому пути, уверена я, пойдут другие».
Виталий Вульф
советский и российский искусствовед, театровед,
киновед и литературовед, переводчик, критик, публицист
«Я волновался за судьбу «Золотого петушка». Но постепенно я входил во вкус живописи этой худой, нервной женщины. Сперва «заподозрил», что есть тут что-то серьезное, хорошее. Потом начал чувствовать вкус в красках, увлекся особым подходом к пейзажу. Ушел в совершенном убеждении, что Гончарова даст нечто неожиданное, красочно-прекрасное, глубоко национальное и в то же время сказочное. Как только мы вышли от Гончаровой, конечно, я подал свой голос за нее. Мне не пришлось пожалеть об этом. Гончарова не только дала прекрасные декорации и рисунки костюмов, но она проявила невероятную, фантастическую любовь к работе над «Петушком».
Михаил Фокин
русский артист балета, хореограф
В 1924 году Наталья Сергеевна сотрудничала со знаменитым в то время домом моды «Мырбор», который возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли. Художница создала для «Мырбора» ряд эскизов, вместе с ней над коллекциями работали такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Фернан Леже.
«…эти два художника никогда не расставались, с самого 1901 года, когда они встретились юными, двадцати летними в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества… Они прожили вместе более шестидесяти лет, создав множество полотен, эскизов, рисунков, книжных иллюстраций, театральных декораций для Дягилева, для Бэлы Рейн, для многих других. Но на свои заработки они не приобрели даже собственной квартиры в Париже – вообще никакой собственности, кроме скромного серого камня и места на кладбище «Иври Паризьен», на котором успокоились один за другим в начале шестидесятых годов: ведь оба они были щедры, оба были бессребреники, оба считали, что ничто, кроме искусства, не имеет значения.»
Борис Носик, русский писатель и журналист, драматург, переводчик.
Почётный член Российской академии художеств.
Список литературы
- Анисимов, Г.А. Мира восторг беспредельный : рассказы о художниках / Григорий Анисимович Анисимов. – Москва : Лира : Мусагет, 1999. – 592 с. : ил.
- Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч : цикл трагедий : в 2 т. Т. 2 / Юрий Павлович Анненков. – Москва : Художественная литература, 1991. – 336 с. : ил.
- Булгаков, В.Ф. Встречи с художниками / Валентин Федорович Булгаков. – Ленинград : Художник РСФСР, 1969. – 299 с. : ил.
- Бурлак, В.Н. Русский Париж / Вадим Николаевич Бурлак. – Москва. : Вече, 2008. – 416 с. : ил. – (Русские за границей).
- Власова, Р.И. «Русские сезоны» во Франции. «Золотой век» : из наследия петербургских мастеров / Раиса Ивановна Власова // Русское театрально-декорационное искусство начала XX века / Раиса Ивановна Власова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. - С. 102-171.
- Вульф, В.Я. Наталья Гончарова. Амазонка русского авангарда / Виталий Яковлевич Вульф // «Звезды», покорившие миллионы сердец / Виталий Яковлевич Вульф, Серафима Александровна Чеботарь. – Москва : Яуза : Эксмо, 2014. – С. 239-256.
- Грибков, В. Михаил Ларионов - классик и экспериментатор // Юный художник. – 2010. – N 7. – С. 32-36.
- Кантор, А. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов // Искусство. – 2000. – N 1 (янв.). – С. 14-16.
- Коваленко, Ю.И. Русская палитра Парижа : беседы с художниками / Юрий Иванович Коваленко. – Москва : Русскiй мiръ, 2012. – 367 с. : ил.
- Луканова, А. Живопись Ларионова и Гончаровой // Юный художник. – 2000. – N 2. – С. 22-26.
- Наталья Гончарова. Михаил Ларионов : воспоминания современников / сост. Г. Коваленко. – Москва : Галарт, 1995. – 168 с. – (Жизнь художника. Мемуары).
- Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях : альбом / сост. и вступ. ст. А. Сарабьянов ; коммент. Н. Гурьянов. – Москва : Сов. художник, 1992. – 352 с. : ил.
- Поспелов, Г.Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов / Глеб Геннадьевич Поспелов. – Москва : Сов. художник, 1990. – 272 с. : ил.
- Поспелов, Г.Г. Уникальные рисунки Михаила Ларионова // Русское искусство. – 2008. – N 2. – С. 14.
- Поспелов, Г.Г. Наследство Гончаровой и Ларионова // Наше наследие. – 1990. – N 1. – С. 152-158.
- Ратькина, Т. Бумажные зрелища Михаила Ларионова : [о коллекции графических работ] // Октябрь. – 2010. – N 8. – С. 146-148.
- Рыжов, К.В. Сто великих имен Серебряного века / Константин Владиславович Рыжов. – Москва : Вече, 2011. – 432 с. : ил. – (100 великих).
- Северюхин, Д.Я. Художники русской эмиграции (1917-1941) : биографический словарь / Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд. – Санкт-Петербург. : Изд-во Чернышева, 1994. – 592 с.
- Фокин, М.М. Против течения : воспоминания балетмейстера. Статьи, письма : [книга с автографом из библиотеки проф. А.С. Нифонтова] / Михаил Михайлович Фокин. – М.-Л. : Искусство, 1962. – 640 с. : ил.
- Хан-Магомедова, В. Они снова вместе : [о выставке работ Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова «Шедевры из парижского наследия»] // Искусство. – 1999. – N 40 (нояб.). – С. 4-5.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.