- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > Русская легенда Парижа
Русская легенда Парижа
Сотрудники сектора «Искусство» в рамках проекта «Русские имена зарубежья» подготовили книжно-иллюстративную выставку «Русская легенда Парижа», посвященную артисту балета Сержу Лифарю.
Серж Лифарь – выдающийся деятель русской эмиграции, символ русского балета за рубежом. В Европе его считали богом танца, знакомством с ним гордились Сальвадор Дали и Коко Шанель.
С. Лифарь родился и вырос в Киеве, а прославился и добился признания в Париже. В 17 лет, по воле случая, Сергей попал в студию знаменитой танцовщицы, балетмейстера Брониславы Фоминичны Нижинской. Позже в книге «Моя жизнь» он вспоминал: «Раз, два, три, четыре… Мое сердце бешено стучало, но я уже знал, что только здесь для меня была надежда обрести душевный покой... Мысли толклись в моей голове, но одно было мне ясно: я хочу поступить в студию Нижинской, сестры великого Нижинского».
В 1922 году Бронислава Фоминична эмигрировала в Европу и отправила Лифарю телеграмму: «С.П. Дягилев просит для укомплектования своей труппы пять лучших учеников мадам Нижинской». Сергей к тому времени настолько «заболел» танцевальной учебой, что решил бежать во Францию. Под покровом ночи он тайно перешел границу и добрался до Парижа, где его представили Сергею Дягилеву.
В своей книге «Моя жизнь» Серж Лифарь вспоминал: «Прыжки моих товарищей были более спортивными, чем танцевальными. Когда подошла моя очередь, я продемонстрировал их с большей легкостью, чем мои товарищи, потому что лицо Дягилева просветлело, и в глазах появились огоньки. Он на секунду задумался: «Пошли, – наконец сказал он. – Пусть остаются все, я верю в этого мальчика. Он будет танцором».
В антрепризе Дягилева Лифарь прошел путь от танцора кордебалета до ведущего солиста. В первый раз он появился на сцене в балете «Свадебка» Игоря Стравинского, затем танцевал Ромео в балете «Ромео и Джульетта» Брониславы Нижинской, главную партию в «Стальном скоке» Леонида Мясина, в «Аполлоне Мусагете» и «Блудном сыне» Джорджа Баланчина. Ему рукоплескал высший свет Лондона, Парижа и Милана.
Учителями Сергея Лифаря были русский хореограф Николай Легат и итальянский балетмейстер Энрико Чекетти, у которого в свое время учились Анна Павлова и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Леонид Мясин.
В апреле 1923 года состоялся первый выход танцора на сцену Гранд-Опера в роли Борея в балете «Зефир и Флора». «Я так боялся выходить на сцену, что полностью оцепенел и не в состоянии был шагу ступить… Как только я оказался на сцене, странное чувство родилось во мне, и меня точно подменили, словно я стал другим, не собой, а легким, волнующе героическим», – делился впечатлениями Серж Лифарь.
После смерти С.П. Дягилева Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив сразу три должности: главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика, ставшего, по меткому выражению Поля Валери, «поэтом движения».
До Лифаря балет в Парижской опере ставили после спектаклей, в качестве увеселительного завершения вечера. Он же превратил балет в самостоятельные представления. «В Парижской опере танец умирал, напоминая Спящую красавицу. Мне выпала честь оказаться ее волшебным Принцем. Я горд тем. Могу сказать без обиняков: дом развлечений я превратил в храм», – писал Серж Лифарь на страницах мемуаров «Моя жизнь».
В судьбе маэстро были и смутные моменты. Во время немецкой оккупации в 1939 г. парижская труппа под руководством Лифаря продолжила работу. Он не отвернулся от оккупировавшей Париж немецкой армии, хотя от прямого сотрудничества с гитлеровцами отказался, как и уклонился от личной встречи с Гитлером, когда тот посетил дворец Гарнье, в котором находилась Гранд-Опера.
Однако французское Движение Сопротивления в Лондоне обвинило танцовщика в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Ему пришлось покинуть Францию и с 1944 по 1947 гг. он скрывался от приговора в Монте-Карло, где возглавлял труппу «Нового балета».
После войны дело Лифаря было пересмотрено, обвинение признали сфабрикованным и приговор отменили. Он смог вернуться в Париж и занять прежнюю должность директора театра, а в 1947 году открыл Институт хореографии, воспитанники которого стали звездами мирового балета – Соланж Шварц, Лисет Дарсонваль, Нина Вырубова, Иветт Шовире и другие.
Серж Лифарь был премьером, педагогом и балетмейстером Гранд-Опера до 1956 года. За это время он поставил около 200 балетов, большинство – в собственной хореографии. Его партнершей была великая русская балерина Ольга Спесивцева. Спектакли Лифаря оформляли известные художники и сценографы Пабло Пикассо, Леон Бакст, Марк Шагал, Александр Бенуа.
После ухода из театра маэстро стал преподавать: учил студентов истории и теории танца в Сорбонне. Позже его избрали ректором Университета танца в Париже и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. За возрождение балета во Франции постановщику вручили орден Почетного легиона, Золотую медаль города и «Золотую туфельку» – главную награду в балете.
Дарование Сержа Лифаря было многогранным: помимо таланта танцовщика, у него были способности к живописи. Он любил изображать балерин, танец, движение. Выставки его графических работ с успехом прошли в Париже, Каннах, Венеции и Монте-Карло.
Еще одним увлечением маэстро, которое он пронес через всю жизнь, были книги. Он тратил много средств на пополнение книжной коллекции Дягилева, которую выкупил у французского правительства. Также в собрании Лифаря были старопечатные книги XVI-XIX веков, оригиналы писем Александра Пушкина Наталье Гончаровой.
Последние годы жизни Серж Лифарь провел в Швейцарии, где жил скромно и уединенно. Предсмертным желанием «русской легенды Парижа» было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках, исполняя одну из своих любимых партий – принца Альберта в постановке «Жизель».
Список литературы
- Амиргамзаева, О.А. Самые знаменитые мастера балета России / Ольга Александровна Амиргамзаева, Юлия Валентиновна Усова. – Москва : Вече, 2002. – 480 с. – (Самые знаменитые).
- Бондаренко, В.В. Сто великих русских эмигрантов / Вячеслав Васильевич Бондаренко, Екатерина Сергеевна Честнова. – Москва : Вече, 2012. – 400 с. : ил. – (100 великих).
- Зильберштейн, И.С. Пушкиниана Дягилева и Лифаря // Илья Самойлович Зильберштейн, Парижские находки : Эпоха Пушкина. – Москва : Изобразительное искусство, 1993. – С. 123-150.
- Лу, П. Серж Лифарь : В сладком аду // Караван историй. – 2014. – N 11. – С. 210-237.
- Пастори, Ж.-П. Ренессанс русского балета / Жан-Пьер Пастори ; пер. с фр. И. Стафф. – Москва : Paulsen, 2014. – 152 с. : ил.
- Сергей Лифарь : Страдные годы. С Дягилевым. Воспоминания / Сергей Михайлович Лифарь. – Киев : «Муза» Лтд, 1994. – 375 с. : ил.
- Трускиновская, Д.М. Сто великих мастеров балета / Далия Мееровна Трускиновская. – Москва : Вече, 2010. – 430 с . : ил. – (100 великих).
- Хазиева, Д. Русский балет Сергея Дягилева // Искусство. – 2008. – N 18. – С. 16-17.
- Чернышова-Мельник, Н.Д. Дягилев : Опередивший время / Наталья Дмитриевна Чернышова-Мельник. – Москва : Молодая гвардия, 2011. – 475 с., 16 л. ил. – (Жизнь замечательных людей).
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.