- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > «Такие разные и такие любимые…»
«Такие разные и такие любимые…»
Илья Ефимович Репин, несомненно, один из самых известных русских художников, с творчеством которого мы знакомы со школьной скамьи. «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и многие другие работы художника нам знакомы с детства.
Гораздо меньше мы знаем о Репине-портретисте. А между тем, портретный жанр – неотъемлемая и значимая часть его творчества. В портретной галерее Ильи Ефимовича особое место занимают женские образы. Ему с удовольствием позировали представительницы разных возрастов и сословий: известные актрисы и светские дамы, простые крестьянки и купчихи.
Женским портретам Репина можно было бы посвятить целую серию выставок. В рамках проекта «Вернисаж» вниманию читателей представлены портреты трех женщин, сыгравших в жизни художника особую роль. Каждая из них была в определенный период его музой и благодаря мастеру вошла в историю искусства.
Вера Алексеевна Репина (Швецова), 1854-1918
Героиня этих портретов Вера Алексеевна Репина – первая жена художника. Замуж за Илью Ефимовича она вышла в 18 лет. Молчаливой и внимательной, серьезной и застенчивой, предстает она перед нами на первом портрете, написанном в 1878. Удивительная атмосфера покоя, тепла любви переполняет портрет спящей Веры. Кажется, что в следующее мгновение художник отойдет от мольберта, чтобы укутать жену теплым пледом.
Вскоре после свадьбы в одном из писем другу Репин напишет: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь…».
Вероятно, автор написал их вполне искренне, но в жизни все произошло совсем иначе. Несмотря на то, что Вера в полной мере отвечала критериям мужа (жила его интересами, родила ему четырех детей, терпеливо занималась их воспитанием и домашним хозяйством), брак распался. По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До нее все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Почувствовала себя ненужной, Вера Николаевна сама приняла решение об уходе. Их брак продлился 15 лет.
Кто прав, кто виноват, судить не нам, да и значения это уже никого не имеет. Важно другое: благодаря таланту художника мы и сегодня, спустя столетие с лишним, видим молодую женщину, которую он любил, чувствуем ее характер.
Елизавета Николаевна Званцева, 1864-1921
Елизавета Николаевна Званцева появилась в жизни Ильи Ефимовича Репина в конце 1880-х годов: она стала его ученицей. В это время художник тяжело переживал разрыв с женой. С приходом Лизы душевное одиночество, неудовлетворенность работой, недовольство собой – все отступило в сторону. Одаренная натура девушки, выразительная внешность остановили внимание художника, а явные способности Лизы в живописи усиливали его интерес к ней. В течение 1889 года Репин создает пять ее портретов. 1 июня 1889 года Репин пишет Званцевой: «Стасов пришел в восторг от вашего портрета большого; говорит, что это лучшее, что я до сих пор сделал». Неудивительно, кистью мастера водил не только талант, но и любовь. Простой фон, безыскусственная, спокойная поза девушки, чуть приподнятый подбородок, глаза, прикрытые тяжелыми веками, надменная складка выразительного рта… За всем этим угадываются сильные, но безответные чувства автора портрета, бесперспективность которых художник прекрасно понимает и передает. Елизавета Николаевна искренне восхищалась учителем, его талантом, ей близок был духовный мир мастера, но любви она не испытывала. Собственно, в судьбе Лизы Званцевой ее так и не случилось. Была жизнь во всех ее проявлениях, вечные поиски себя и своего места в искусстве. Может именно они оттеснили любовь на второй план, а, может, это было вечное ожидание чуда, которого так и не произошло. Из двусмысленного положения, сложившегося в отношениях с Репиным, девушке удалось выйти с удивительным тактом: теплые дружеские отношения будут связывать их всю жизнь. Мастер внимательно следил за творческой жизнью своей ученицы и при необходимости приходил ей на помощь, в них никогда не угасал интерес к делам друг друга.
Елизавета Николаевна была предана искусству до конца дней: профессиональным художником она не стала, но в начале XX века организовала школу живописи, где преподавали такие корифеи, как Бакст, Петров-Водкин, Коровин. После революции возлюбленная Репина работала директором приюта для беспризорников в Москве.
Наталья Борисовна Нордман (Северова), 1863-1914
Она стала второй женой Ильи Ефимовича Репина. По своему характеру и образу жизни была полной противоположностью скромной и сдержанной Веры Швецовой: Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. При этом она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьей практически чужих ей людей. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке.
В первый же год знакомства влюбленные поселились в дачном поселке Куоккала, а вскоре перебрались в Пенаты – имение Н. Нордман в Финляндии. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская художника, выходившая в парк.
Восхищение знаменитого художника неординарной личностью жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…
Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал и ее скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.
Как и первый, второй брак художника распался после пятнадцати совместно прожитых лет. Оба супруга были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда. Она переехала в Швейцарию, где надеялась вылечиться от туберкулеза. Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: «Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов – одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, – удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных… От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег».
Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьей, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года.
Подбирая материалы для выставки, библиотекари старались представить малоизвестные и незаслуженно забытые источники информации, представляющие безусловный интерес, помогающие воссоздать достоверную картину жизни художника. Прежде всего – это документальные материалы. Выбор пал на альманах «Мир искусств», в котором опубликованы письма Ильи Ефимовича Елизавете Званцевой. Кстати, на обложке книги воспроизведен ее портрет кисти Репина, о котором говорилось выше. Не менее интересна с точки зрения раскрытия темы статья Людмилы Андрущенко «Прекрасные гостьи репинских «Пенатов», опубликованная в первом номере журнала «Русское искусство» за 2014 г. Большинство работ живописца, о которых идет речь в статье относится к разряду вновь обретенных. Несомненный интерес читателей, особенно женской ее половины, вызовет книга Елены Обойминой и Ольги Татьковой «Этот пленительный образ». Глава «Илья Репин» содержит 4 статьи, посвященные героиням портретов художника – Вере Репиной, Наталье Нордман, Марии Тенишевой и Полине Стрепетовой.
Мастерству Репина-портретиста посвящено много публикаций известных авторов. Одна из лучших принадлежит известному искусствоведу Г.А. Недошивину. Познакомиться с ней можно в книге «Из истории зарубежного и отечественного искусства. Избранные работы» (Москва, «Советский художник», 1990).
Доминантой выставки стало раритетное двухтомное издание монографии Игоря Грабаря «Репин» 1937 года. (ИЗОГИЗ, Москва, 1937). В ходе работы над выставкой были использованы интернет-публикации, авторам которых выражаем искреннюю благодарность.
Библиография:
- Андрущенко, Л. Прекрасные гостьи репинских «Пенатов» // Русское искусство. – 2014. – № 1. – С. 64-71.
- Бродский, И.А. Репин-педагог / И.А. Бродский. – М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. – 12823 с.
- Власов, В.А. Художник о художниках. Из записей разных лет // Панорама искусств. Вып 6. / сост. И. С. Ненарокомова. – М. : Сов. художник, 1983. – С. 232-280.
- Грабарь, И.Э. Илья Ефимович Репин : монография в 2х т. Т. 1 : От первых шагов до эпохи расцвета / Игорь Эммануилович Грабарь. – М. : Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. – 287 с. : ил.
- Дамы на портретах Репина (читать публикацию)
- Женщины Репина...Такие разные и такие любимые... (читать публикацию)
- Константин Коровин вспоминает... / вступ. ст., сост., коммент. И.С. Зильберштейн. – 2-е изд., доп. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 608 с.
- Левенфиш, Е.Г. «…В Куоккала Вы были самым интересным мне другом…». И.Е. Репин и К.И. Чуковский : из переписки и дневников // Панорама искусств. Вып. 4. / сост. Е. Мурина. – М. : Сов. художник, 1981. – С. 94-130.
- Недошивин, Г.А. О мастерстве Репина-портретиста // Из истории зарубежного и отечественного искусства : избранные работы / Герман Александрович Недошивин. – М. : Сов. художник, 1990. – С. 183-195.
- Новое о Репине : статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации / сост. И. Бродский, В. Москвинов. – Л. : Художник РСФСР, 1969. – 435с. : ил.
- Обоймина, Е. Этот пленительный образ : музы русских художников / Е. Обоймина, О. Татькова. – М. : ЭКСМО, 2006. – 447 с. : ил. – (Музы великих).
- Письма И.Е. Репина Е.Н. Званцевой // Мир искусств : альманах : вып. 4. – СПб., 2001. – С. 653-739.
- Порудоминский, В. И. «Половина жизни моей...» : рассказы / Владимир Ильич Порудоминский. – М. : Дет. лит., 1987. – 319 с.
- Репин, И.Е. Избранные письма в 2-х т. : 1867-1930 / Илья Ефимович Репин ; сост. И. Бродский. – М. : Искусство, 1969.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.