- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > «Зарубежное искусство: русский след»
«Зарубежное искусство: русский след»
«Нам не дано предугадать…» – эта строчка из стихотворения Ф.И. Тютчева постоянно всплывала в памяти, когда я подбирала материалы к выставке «Зарубежное искусство: русский след. Эрте». Так случается довольно часто: имена художников, бывших кумирами для современников, сегодня практически неизвестны. Конечно, зачастую это происходит с теми, чье творчество не выдержало проверку временем. Но по отношению к нашему герою такое утверждение несправедливо. Вероятнее всего дело в том, что русский график, модельер, скульптор Роман Тыртов, известный как Эрте, большую часть своей долгой и плодотворной жизни провел за пределами родины, в России возможность познакомиться с его работами появляется только сейчас. В периодической печати и книгах все чаще публикуются материалы о жизни и творчестве этого замечательного мастера, основоположника стиля «ар деко». Наиболее интересные, создающие выразительный портрет художника, представлены в нашей экспозиции.
Надежда Фищук, куратор выставки
«Я не только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему, а не под влиянием какого-либо другого художника. Воображение – главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца». Эрте
Тыртов Роман Петрович (1892-1990) – художник, график, иллюстратор, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде. Стал известен под псевдонимом Эрте. (Википедия)
Эрте – один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Русский по происхождению и совершенно забытый в России. Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства нашего столетия как ярчайший представитель стиля арт-деко. (Клуб «Избранное»)
Эрте – это псевдоним Романа Петровича Тыртова – одного из самых успешных художников ХХ века. Он взял его «чтобы не позорить семью», дворянские корни которой идут от татарского хана Тырта. Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию.
В Париже Эрте посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Каждый месяц Эрте посылал рисунки в русский журнал «Дамский мир», работал модельером в знаменитом доме моды Поля Пуаре.
Из интервью Эрте Александру Васильеву: «Я начал рисовать в три года цветными карандашами и в шесть лет нарисовал свою первую модель. Это был эскиз вечернего платья для моей матери, который она отдала портнихе, и платье имело большой успех… Мой первый год в Париже был очень труден, к тому же хозяйке модного дома «Каролин» мои рисунки вовсе не понравились, и в один прекрасный день она мне заявила: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. У вас из этого ничего не получится». Высказав подобное, она выкинула в корзину мои эскизы».
«Ох, уж эти провидцы талантов! Сегодня дом «Каролин» не упоминают в своих работах даже самые дотошные историки парижских мод… Эрте же стал всем известен». (Александр Васильев. Этюды о моде и стиле)
Эрте до конца жизни питал пристрастие к яркой одежде и экстравагантным аксессуарам. Костюмы он носил «с неповторимым изяществом, с каким дикая кошка носит свой мех», писал один из журналистов. Художнику нравились яркие шейные платки, цветные рубашки и, конечно же, дорогая обувь.
В 1915 году молодой художник получил предложение о сотрудничестве от журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Не в силах сделать выбор, он просто кинул жребий. Случай указал на Harper’s Bazaar, для которого в следующие годы художник создал сотни обложек, тысячи рисунков и эскизов. «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?», – вопрошал владелец журнала Уильям Херст впоследствии.
Творческая энергия и многосторонность Эрте – просто удивительны. Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской «Гранд-опера», нью-йоркской «Метрополитен-опера» и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии «Метро-Голдвин-Майер».
В 1962 году Эрте исполнилось 70 лет, и он был по-прежнему полон творческих замыслов. Именно в эти годы он начал тиражировать свои рисунки 1920-х – 1930-х годов в технике литографии, а затем и сериграфии. Первый альбом, опубликованный в 1968 году, был посвящен числам. Впоследствии эти листы легли в основу оригинальных игральных карт, заказанных табачными фирмами Данхилл и Гэллахер.
В технике литографии был издан и знаменитый «Алфавит». Эту серию Эрте начал в 1927 году и планировал завершить два года спустя. Однако художник был слишком загружен заказами и не успел этого сделать. В результате работа растянулась на 40 лет. И вот, когда в 1967 году художнику предложили сделать выставку в Лондоне, он перед самой отправкой рисунков выяснил, что… забыл нарисовать одну букву, L. «Я сразу начал рисовать ее и завершил как раз перед показом. Как выяснилось, эта буква пользовалась наибольшим успехом у публики», – писал он позже. После феноменального успеха выставки в лондонской галерее стало известно, что Метрополитен-музей купил практически все 170 выставленных работ. «Я думаю, что это беспрецедентный случай, когда музей приобретает целую выставку живущего художника», – написал Эрте спустя годы.
В 1960-е годы Эрте впервые обратился к еще одному новому для себя виду искусства – скульптуре. Переместившись в трехмерное пространство, персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели плоть и кровь. Женские фигурки в точности сохраняли размеры и пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои законы. Художник словно дорисовывал невидимые на листе детали и ракурсы.
Бронзовая поверхность подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром, что диктовало другие, более насыщенные, чем в графике, цвета. На подготовительных стадиях Эрте мог изменить композицию в сторону большей динамичности или, наоборот, статичности. Он добавлял или убирал отдельные детали. В результате художник создал более сотни скульптур; для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку.
До последних дней он не только работал, но и путешествовал. Во время поездки на остров Маврикий Эрте заболел, и на частном самолете был переправлен в Париж, где и скончался 21 апреля 1990 года. Знаменитого художника отпевали в парижском соборе Александра Невского. Гроб Эрте был выполнен по его эскизу. Роман Петрович Тыртов похоронен на Булонском кладбище в семейной могиле.
Список литературы
- Блэкмен, К. 100 лет моды в иллюстрациях / Кэлли Блэкмен ; пер. с англ. Т. Зотина. – М. : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2012. – 384 с. : ил.
- Васильев, А.А. Волшебник Эрте // Этюды о моде и стиле / Александр Александрович Васильев. – 3-е изд. – М. : Альпина нон-фикшн [и др.], 2010. – С. 267-273.
- Дин, И. Юбилей Эрте : выставка работ в Государственном Эрмитаже // Мир музея. – 2017. – № 12. – С. 50-53.
- Робинсон, М. Ар Деко : лучшие произведения графического искусства и иллюстрации / Майкл Робинсон, Розалинда Ормистон ; пер с англ. Е.К. Матвеева. – М. : АРТ-Родник, 2010. – 192 с. : ил.
- Сергеева, В. Эрте : в потоке времени // Русское искусство. – 2015. – № 15. – С. 116-123.
- Скрябина, Т. Долгожитель : [о французском художнике-дизайнере Эрте] // Story. – 2012. – № 9. – С. 128-139.
- Терехова, М. Эрте-деко: когда художник равен стилю // Теория моды : одежда, тело, культура. – 2016. – Вып. 41 : осень. – С. 355-358.
Интернет ресурсы
- Маслов, В. Роман в искусстве: 5 букв из биографии Эрте (читать публикацию)
- ERTE и его украшения (читать публикацию)
- Эрте (1892–1990) Совершенство арт-деко... (читать публикацию)
- La frimeuse : Bienvenue to online magazine about Design, Art, Lifestyle & Culture. Pure aestheticism, nothing more (смотреть)
- Модные иллюстрации Эрте (читать публикацию)
- Цифры и алфавит : модерн Эрте (читать публикацию)
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.