- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Выставки
- > Архив выставок
- > «Наивные: от Анри Матисса до наших дней»
«Наивные: от Анри Матисса до наших дней»
21 ноября 2014 года в отделе «Искусство» ИОБДЮ начала работу книжно-иллюстративная выставка «Наивные: от Анри Матисса до наших дней». Экспозиция, открытая в рамках проекта «Вернисаж», знакомит читателя с удивительным и многоликим миром наивного искусства.
Жизнь и судьба любого художника, так или иначе, отражается в его работах. В случае с «наивными» - влияние судьбы на творчество можно возвести в квадрат. Толчком к тому, чтобы наивный художник стал писать, всегда служит мощный стресс.
Натюрморты, портреты, сюжетные картины, написанные «наивными», напрямую передают зрителю эмоции, которые владели художниками во время работы. Это искренняя любовь к родной земле, природе, людям, к самым обычным явлениям - рыбалке, охоте, уборке урожая, прогулке.
Примитивизм – направление в профессиональном искусстве конца 19-20 веков, сознательно ориентированное на «непрофессиональные» образцы: на традиционные формы искусства разных народов, на детское творчество, а также на искусство художников-самоучек. В этих явлениях искусства изощренные мастера видели то, чего, как они полагали, недоставало им самим: искренность, непреднамеренность, простота, цельность, яркая выразительность, родственное отношение к природе и т.п. Примитивизм заявил о себе в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Интерес к такой народной стилизации возник благодаря творчеству Поля Гогена. Несмотря на то, что Гоген и был представителем французского постимпрессионизма, и в какой-то мере символизма, он использовал упрощение (как и обобщение) и в цвете и в линиях. В своих картинах, посвященных темам быта и легенд народов Океании, он стремился показать единство человека и мира природы.
В XX веке понятие примитив сблизилось с понятием наивное искусство, включило в себя искусство художников-самоучек и любителей («хобби», «искусство по выходным»). Из художников-примитивов международную известность получили Анри Руссо, Нико Пиросмани и др.
Анри Руссо (1844-1910) – французский художник, первый представитель искусства примитива, который приобрел международную известность. Почти четверть века служил на таможне, и в художественных кругах получил прозвище Таможенник. Ушел в отставку, чтобы полностью посвятить себя живописи, но не достиг признания и умер в бедности.
Слава пришла к Руссо уже после смерти. Отношение современников-профессионалов к нему было двойственным: «мэтры» воспринимали его не вполне серьезно, свысока, как самоучку — и в то же время не могли не видеть его исключительной одаренности, выразительности его вещей, родственной архаическому и детскому искусству.
Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо («Прогулка в лесу»), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты («Автопортрет с палитрой», «Артиллеристы») отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Анри Руссо. Война |
Анри Руссо. Обезьяны |
Анри Руссо. Сновидение |
Анри Руссо. Прогулка в лесу |
Анри Руссо. Заклинательница змей |
Анри Руссо. Автопортрет с палитрой |
Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили, 1862-1918) – грузинский художник-самоучка, один их самых известных представителей примитивного искусства.
Уроженец села, Пиросмани смолоду жил в Тифлисе (Тбилиси), работал слугой, кондуктором на железной дороге, торговал молоком, бродяжничал; писал для заработка картины и вывески на черной клеенке для трактиров, лавок, постоялых дворов, винных погребков.
Пиросмани писал не только вывески – «натюрморты», но и портреты, бытовые сцены, животных, панорамы Грузии. Он умел придать будням и праздникам жизни торжественную, ритуальную значительность, его множественные композиции проникнуты чувством единства бытия. Искусству Пиросмани присуща величавая упрощенность форм, неповторимо-индивидуальный и в то же время ярко национальный колорит.
Впервые его работы появились в поле зрения художников и общественности в 1910-х годах. В них оказалась выражена не только некоторая растерянность художника в сутолоке городской жизни, но и попытка философского осмысления человеческой души и места человека в природе и мире. В сюжетах его картин мы часто можем наблюдать сцены застолья, пышные пиры, но вместе с тем они проникнуты какой-то едва уловимой щемящей грустью. Картины показывают моменты радостного и счастливого бытия, но в тоже время напоминают нам о бренности жизни.
Нико Пиросмани. Компания Бего |
Нико Пиросмани. Жираф |
Нико Пиросмани. Карачохели с рогом вина |
Нико Пиросмани. Продавец дров |
Баба Люба (Любовь Михайловна Майкова) (1899-1998) стала рисовать «карандашиком… на чайных обертках» в том возрасте, до которого многие и не доживают: в 79 лет, к восьмидесяти пяти и «до масла добралась». Почти двадцать лет ее мужем был художник Владимир Маслов, однако, сама бабушка признавалась, что «не он ее к живописи приладил», «Бог либо дал, либо нет».
На счету бабы Любы более десятка масштабных выставок в городах России и бывшего Советского Союза, знают ее и за рубежом. Ее имя можно найти в мировых каталогах и энциклопедиях по наивному искусству.
Названия картин бабы Любы трогательны, как и сами полотна: «Ты моя жизнь бессмертная», «Вечная любовь», «Отдых задумчивых решений». В одной из них художница запечатлела сцену прощания молодой жены со своим мужем, уходящим на фронт, чтобы уже никогда не вернуться... То была ее собственная история полувековой давности…
Любовь Майкова – это яркий пример человека, который смог пронести свой творческий дар через десятилетия, через беды и быт, о который разбивается немало лодок, и не только семейных. Не дать своей душе огрубеть, и, в конечном итоге, дать возможность выйти наружу своему творческому началу.
Любовь Майкова. Зима |
Любовь Майкова. Дар Господа |
Любовь Майкова. Обелиск |
Любовь Майкова. Дорога к Храму |
Баба Люба Колюшка и Любушка. Прощание |
Катя Медведева (Екатерина Ивановна Медведева) взялась за кисть, работая уборщицей в художественном учебном заведении, когда ей было под сорок. Сегодня она – известный русский художник, картины которой относятся к наивному искусству не из-за манеры письма, а по содержанию. На своих картинах Катя делает надписи, и это не формальный прием, а выплеск эмоций, которые и словами тоже надо выразить.
Ангелы в человеческом образе, балерины в пачках, невесты с цветами, Христос, Кремль, Ахматова, Есенин и Пушкин с цыганами, мать, отправившая в больницу ребенка (о чем тоже сообщает надпись), огромное полотно «Пробуждение России», живописные пейзажи, цветы, люди – одним словом, все, что видит Катя Медведева, превращается в одухотворенные картины, рисунки, графику.
Искусство живописи дано ей от Бога. Все картины, рисунки наполнены красотой и тем живым, что находится в душе художника, когда он берет кисть и начинает творить.
Картины художницы ценятся, продолжительное время экспонируются на выставках, коллекционируются и продаются во всем мире.
Катя Медведева. Балет |
Катя Медведева. Старая Ладога |
Катя Медведева. Жизель |
Катя Медведева. Ладога |
Павел Петрович Леонов (1920-2011) – наш земляк, яркий представитель российского наивного искусства. Он жил и был похоронен в Савинском районе Ивановской области. Многие искусствоведы считают его одним из самых чистых и ярких наивных русских художников.
Живописью Леонов стал пробовать заниматься в 1950-е годы, а в 1960-е участвовал в работе Заочного народного университета искусств (ЗНУИ), где его учителем был художник Михаил Рогинский.
В 1980-е годы Павел Леонов бросил живопись, так как боялся ареста за нетрудовые доходы. Уже в почтенном возрасте, прожив большую жизнь, полную странствий и лишений, в 70 лет он наконец-то начал постоянно заниматься живописью. С 1990-х годов наступил наиболее плодотворный период его творчества, когда работы художника стали активно покупать московские коллекционеры.
Сюжеты картин Леонова – мечты о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, а труд радостен и почетен. Люди помогают друг другу, они героичны и благородны. Например, русские путешественники спасают аборигенов от диких зверей, им помогают в этом даже дикие орлы.
Стиль художника характеризуется сочетанием больших и малых фигур, а также делением плоскости картины на отдельные квадратики – «телевизоры», в которых разворачиваются различные сцены.
Павел Леонов. 1812 г. |
Павел Леонов. Встреча Божией матери |
Павел Леонов. Пионеры и комсомольцы пошли в школу |
Павел Леонов. Леонов прибыл на концерт |
Список литературы
-
Валье, Д. Анри Руссо / Дора Валье ; пер. И.В. Захаров. – М. : Слово,1995.
-
Великие художники ХХ века / сост. П.С. Богданов и Г.Б. Богданова. – М. : Мартин, 2001.
-
Дьяконицына, О. Наивный романтизм Павла Леонова // Декоративное искусство. – 2006. – № 3. – С. 54-59.
-
Нико Пиросмани / авт. текста Ксения Георгиевна Богемская. – М. : Белый город, 2002. - 48 с. : ил. – (Мастера живописи).
-
Пиросмани : избранные произведения : [альбом]. – М. : Советский художник, 1986.
-
Самин, Д.К. Сто великих художников / Д.К. Самин. – М. : Вече, 2004.
-
Смотреть и видеть : Нико Пиросмани // Искусство. – 2001. – № 24. – С. 6-7.
-
Ступин С. Предмет и среда в живописи наивного художника // Собрание шедевров. – 2010. – № 3. – С. 98-111.
-
Турчин С. «Сны золотые» Анри Руссо // Юный художник. – 1994. – № 11 – С. 34-39.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.