- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для коллег
- > Детские библиотеки Ивановской области
- > Деятельность
- > «Библиотеки в пространстве и времени. Год 2020»
«Библиотеки в пространстве и времени. Год 2020»
В 2020 году мир столкнулся с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая повлияла на все сферы жизни и деятельности, в том числе на работу учреждений культуры.
В этот период главным достижением детских библиотек (филиалов, отделов) Ивановской области стала перестройка системы обслуживания пользователей и процессов, связанных с функционированием в условиях противоэпидемических ограничений. В кратчайшие сроки были переосмыслены подходы к работе: изменились способы общения с читателями, увеличилась активность в виртуальном пространстве, а новые онлайн сервисы стали неотъемлемой частью библиотечной реальности. Социальные сети использовались для поддержки читательской активности и взаимодействия с пользователями в надежде, что это общение продолжится в стенах библиотек.
Предлагаем вашему вниманию издание, отражающее итоги деятельности специализированных структурных подразделений (филиалов, отделов) библиотек Ивановской области, обслуживающих детей и юношество, в 2020 году. Аналитический обзор базируется на данных форм федерального статистического наблюдения N 6-НК, информационных отчетов, предоставленных коллегами в адрес методического отдела Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Издание содержит:
- характеристику библиотечной сети Ивановской области в разрезе обслуживания детей и юношества;
- мониторинг основных статистических показателей библиотек края, работающих с детьми и юношеством, включая данные о дистанционной работе;
- анализ состояния фондов детских библиотек региона;
- информацию о культурно-досуговой работе коллег в рамках Года памяти и славы;
- сведения о персонале детских библиотек области.
Сеть детских библиотек (филиалов, отделов) региона
Детские библиотеки Ивановской области являются неотъемлемой частью культурного пространства региона. Они способствуют интеллектуальному развитию подрастающего поколения, обеспечивают возможность творческого выражения и самореализации, выступают центрами сохранения и передачи культурного наследия ивановского края.
Поддержка и развитие детского и юношеского чтения в Ивановской области осуществляется в рамках реализации:
- Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»;
- Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 «Об объявлении 2018–2027 гг. «Десятилетием детства в России»;
- Распоряжения Правительства РФ от 29 февраля 2016 года N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства РФ от 3 июня 2017 года N 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 13 марта 2021 года N 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Национального проекта «Культура» 2019–2024 гг.;
- Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года N 143- ОЗ «О культуре»;
- Государственной программы Ивановской области «Развитие культуры и туризма в Ивановской области на 2018–2024 годы».
Согласно данным государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Центральная универсальная научная библиотека» на 1 января 2021 года в регионе функционировало 324 библиотеки, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации, из них – 235 сельские.
В структуру детской библиотечной сети края входят 40 специализированных детских библиотек (филиалов, отделов). Региональный уровень представлен Ивановской областной библиотекой для детей и юношества (ИОБДЮ). В муниципальных образованиях области функционируют 15 детских читален и 24 структурных подразделения общедоступных библиотек, работающих с детьми и юношеством. С упомянутыми библиотеками заключены соглашения о сотрудничестве, на основе которых ИОБДЮ является для них методическим центром. Также в Ивановской области обслуживанием подрастающего поколения занимается 236 школьных библиотек и библиотечно-информационных центров.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области на 1 января 2021 года в регионе проживало 997 135 человек, в том числе 155 067 детей до 14 лет (в 2019 г. – 1 004 180 и 156 921 соответственно).
Показатель охвата библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в отчетный период значительно уменьшился и составил 34,12 %, что на 13,1 % ниже аналогичного показателя 2019 года. Это связано с самоизоляцией и последовавшими ограничениями обслуживания в связи с пандемией.
Если обратиться к географическому расположению библиотек, обслуживающих детей и юношество, то мы увидим, что 14 из них находятся в областном центре: ИОБДЮ, Центральная городская детская библиотека и 12 филиалов, образующих Централизованную библиотечную систему детских библиотек г. Иваново. 26 детских специализированных структурных подразделений общедоступных библиотек обслуживают читателей за пределами областного центра. Из 40 детских библиотек края четыре входят в состав клубно-библиотечных и социокультурных объединений (Детский отдел Ильинской центральной библиотеки МУК «СКО Ильинского г.п.», Наволокская библиотека семейного чтения МБУ «СО Наволокского г.п. Кинешемского м.р. Ивановской области», Плесская городская детская библиотека МКУ КБО Плесского г.п., Детский отдел Городской библиотеки им. Ф.С. Грибунина МБУК «Юрьевецкое ГСКО»).
Не обеспечены специализированными структурными подразделениями, работающими с детьми, библиотеки Вичугского и Лухского районов, что расходится с методическими рекомендациям Министерства культуры РФ. В этих муниципальных образованиях библиотечно-информационное обслуживание детей ведется силами сельских общедоступных библиотек. Следует отметить, что многие из этих читален входят в состав непрофессиональных библиотечных объединений (КБО, СКО, КДК), в большинстве случаев детский фонд в них не выделен, а комплектование литературой для юных читателей не является целевым, поэтому страдает библиотечно-информационное обслуживание подрастающего поколения.
Частичным решением проблемы может стать предоставление библиотечных услуг в удаленном режиме, однако этому препятствуют неудовлетворительное качество интернет-соединения в удаленных населенных пунктах3, отсутствие финансовых средств у сельских библиотек на приобретение электронных ресурсов (например, на подписку к интернет-библиотеке «ЛитРес»).
Повысить доступность библиотечных услуг позволяет система внестационарного обслуживания. В 2020 году эта форма работы была представлена 86 библиопунктами. Следует отметить, что 33 пункта организованы силами ИОБДЮ и детских библиотек, входящих в состав ЦБС ДБ г. Иваново. 53 библиотечных пункта рассредоточены по области. Следовательно, из 27 муниципальных образований области библиотечно-информационное обслуживание подрастающего поколения с помощью форм внестационарной работы реализуется только в девяти административно-территориальных единицах.
Доступность зданий детских библиотек (филиалов, отделов) для читателей с ограниченными возможностями здоровья отражают следующие показатели: 7 помещений приспособлены для лиц с нарушениями зрения (17,5 %), 21 здание доступно посетителям с проблемами слуха (52,5 %), 12 – с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (30 %).
Прошедший год был очень сложным для детских библиотек региона, их потенциал подвергся серьезным испытаниям. Отметим, что при относительной стабильности системы информационно-библиотечного обслуживания подрастающего поколения существует угроза сокращения сети по ряду причин: снижение численности населения, отсутствие работников читален в отдаленных уголках Ивановского края. Также вызывает тревогу качество предоставления доступа к информационным ресурсам и культурно-просветительским мероприятиям для детей и юношества в Вичугском и Лухском районах при отсутствии специализированных подразделений в библиотеках.
Статистические показатели деятельности
Учет статистических данных в библиотеках региона осуществляется на основе ГОСТа Р 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления». Под библиотечной статистикой в государственном стандарте понимается вид практической деятельности по сбору, группировке и обработке первичных статистических данных, характеризующих состояние и деятельность библиотек.
В 2020 году на работу детских библиотек (филиалов, отделов) Ивановской области существенно повлияли ограничения, связанные с эпидемиологической ситуацией. Долгое время библиотеки были закрыты для посещения. Работа с пользователями осуществлялась на виртуальных площадках и не подлежала учету. Все это негативным образом повлияло на динамику основных показателей деятельности – практически по всем из них наблюдается существенное снижение.
Количество зарегистрированных пользователей детских библиотек Ивановского региона составило 72 615 человек. В стационарных условиях читателями стали 66 750 пользователей, из них 52 914 (79,27 %) – дети до 14 лет. К ресурсам и услугам в стенах читален прибегли 412 867 человек. Количество обращений удаленных пользователей составило 110 061 (это + 65 337 к 2019 году). Внестационарными услугами детских библиотек воспользовались 6 046 человек, посетив библиопункты 81 185 раз.
По мере возможности юные читатели участвовали в массовых мероприятиях детских библиотек края. С этой целью они посетили читальни 42 690 раз (– 147 050 к 2019 году), став участниками 2 643 публичных мероприятий (– 3 856 к 2019 году). Доля активностей, адресованных детям до 14 лет, составила 55,24 % (1 460 инициатив). Для читателей с ограниченными возможностями здоровья было адаптировано 14,07 % мероприятий.
Во время пандемии была проведена колоссальная работа в онлайн-формате. Однако ее показатели не учитываются в ГОСТе, не принимаются управленческие решения по этому вопросу и отсутствует утвержденный алгоритм подсчета посещений представительств библиотек в социальных сетях.
Ситуация 2020 года, повлекшая за собой ограничения в работе библиотек, сказалась и на величине документовыдачи, объем которой в отчетном периоде был равен 1 134 025, что на 865 199 экземпляров меньше, чем в 2019 году. С помощью форм внестационарной работы читатели муниципальных библиотек обратились к 160 363 экземплярам документов (14,14 % от общей книговыдачи). Пользователи-дети взяли из фондов библиотек 792 062 документа (69,85 %). Читатели от 15 до 30 лет получили 85 235 изданий (7,52 %).
В 2020 году каждый читатель воспользовался услугами детских библиотек (филиалов, отделов) Ивановской области в среднем семь раз, выдача за одно посещение составила три документа, каждое мероприятие в среднем посетили 16 человек. В 2019 году усредненные показатели были следующими: девять раз в год читатель приходил в библиотеку, получая из фонда по три издания, по 29 участников собирали библиотечные активности. Представленные данные подтверждают, что эпидемиологическая ситуация повлияла на снижение показателей деятельности детских читален и не позволили большинству из них работать в полной мере в качестве современных информационно-культурных центров.
Детские библиотеки (филиалы, отделы) Ивановской области в онлайн
С началом пандемии в марте 2020 года на территории Ивановской области прекратили работу все учреждения культуры. Это внесло серьезные изменения в привычную библиотечную жизнь, заставило по-новому взглянуть на ключевые моменты деятельности, позволило оценить возможности и перспективы функционирования в дистанционном режиме.
Для актуализации информации о деятельности детских библиотек региона в онлайн-формате сотрудники методического отдела ИОБДЮ провели библиотековедческое исследование.
Анкета содержала 12 открытых вопросов, ответы на которые позволили оценить работу детских библиотек в период самоизоляции и особого порядка работы. Участниками исследования стали сотрудники 27 структурных подразделений муниципальных общедоступных библиотек региона, обслуживающих детей и юношество.
Анализ опросных листов показывает, что коллеги для работы выбрали две виртуальные площадки: социальные сети и официальные сайты. Отметим, что свои представительства в соцсетях имеют двадцать две детские библиотеки области из тридцати девяти. Детская библиотека ЦБС г. Шуи и ЦБС детских библиотек г. Иваново располагают сайтами. Остальные специализированные структурные подразделения общедоступных библиотек муниципальных образований Ивановской области публикуют информацию в сообществах и на сайтах городских и центральных библиотек, к состав которых входят.
Библиотекари нашего края работают в «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Так, в социальной сети в «ВКонтакте» представлена 31 детская читальня (81,57 %), в «Одноклассниках» – 16 (42,1 %). Специалисты 25 подразделений ведут дистанционную работу только в одной социальной сети, остальные коллеги размещают посты сразу на нескольких площадках. Многие коллеги расширяют границы виртуального взаимодействия, выбирая для работы Instagram, Twitter, Facebook, Youtube (Центральная городская детская библиотека и филиал N 7 ЦБС ДБ г. Иваново, детский отдел ЦБ им. В.А. Пазухина и библиотека-филиал N 5 Кинешемской ГЦБС, детский отдел Лежневской библиотеки и Публичная библиотека Родниковской РЦБС).
Библиотекари новоталицкой сельской детской библиотеки «Книгочей» районной ЦБС Ивановского м.р. и филиала N 6 ЦБС ДБ г. Иваново не обращаются к социальным сетям, используя возможности сайтов своих систем.
Большое значение библиотеки Ивановской области уделяют частоте размещения публикаций. По данным анкетирования, ежедневно готовили контент 6 детских библиотек, 13 читален публиковали записи с периодичностью от одного до трех раз в неделю, 8 библиотек еженедельно выкладывали по 3-5 постов.
В большинстве случаев библиотекари готовили публикации в соответствии с планами работы, стараясь «переформатировать» запланированные мероприятия. Яркая палитра онлайн-активностей позволила заинтересовать разные возрастные категории: детей, юношество, родителей, руководителей чтения.
Для общения с читателями коллеги выбирали викторины, сетевые акции, мастер-классы, видеопрезентации, видеоролики, конкурсы, виртуальные выставки, обзоры и экскурсии. Среди форм онлайн-активностей также встречались чат-мероприятия, театрализованные чтения, челленджи, фланелеграфы, квесты (ЦГДБ и библиотека-филиал N 1 ЦБС детских библиотек г. Иваново, детские отделы Приволжской городской библиотеки и центральной библиотеки им. В.А. Пазухина библиотечной системы г. Кинешмы, детские библиотеки Шуйской и Кохомской ЦБС, Публичная библиотека РЦБС Родниковского района). Отметим, что многие из упомянутых форматов были для коллег инновационными, ранее они не применяли их в своей работе.
Для подготовки онлайн-активностей библиотекари осваивали новые сервисы и программы (зачастую в авральном режиме). Коллеги отмечали, что имеющийся в учреждениях компьютерный парк не всегда позволял им работать удаленно, приходилось задействовать собственные технические ресурсы. При создании видеороликов, презентаций чаще всего использовались возможности программы Microsoft Power Point. Претворять в жизнь интерактивные проекты (викторины, кроссворды, квесты и т.д.) помогают платформы Calameo, Thinglink, LearningApps.org. Интернет-площадка ZOOM также вошла в арсенал библиотекарей, но они обращаются к ней не часто – требуется создание определенных технических условий со стороны всех участников онлайн-конференций. Дистанционная работа стимулировала и к освоению видеохостинга Youtube: коллеги создали тематические каналы, тем самым увеличив охват потенциальных пользователей.
При переходе на онлайн-формат работы не обошлось без трудностей. Библиотекари нашего края столкнулись со следующими проблемами: низкое качество интернет-соединения, устаревшая техника, отсутствие современной аппаратуры (освещение, микрофоны, камеры, штативы), платное программное обеспечение, недостаточные знания и опыт такой работы. Обозначенные сложности не позволили коллегам проводить прямые трансляции мероприятий.
Отвечая на вопрос о дальнейшем использовании форм дистанционной работы в практике, респонденты исследования отмечали, что будут обращаться ко всем освоенным форматам, но в меньшем объеме. Однако работа на онлайн-площадках уже прочно вошла в жизнь библиотек.
В 2020 году специалисты Ивановской областной библиотеки для детей и юношества инициировали сетевую акцию «#ДеньЧтения37регион». Акция «Областной день чтения» прошла в новом формате и была посвящена творчеству литераторов Светланы Олексенко, Эдуарда Веркина. Конкурс буктрейлеров «Ожившие страницы», приуроченный к Году памяти и славы в Российской Федерации, также прошел дистанционно. Эти мероприятия способствовали проявлению творчества и профессионализма библиотекарей Ивановской области, активизации работы коллег в онлайн-формате с использованием новых технологий. Весной 2020 года библиотечное сообщество края участвовало и во всероссийской онлайн-акции «Библионочь». Это стало первым серьезным испытанием для библиотекарей на пути освоения виртуального пространства.
Рассмотрим наиболее интересные инициативы библиотек Ивановской области, обслуживающих детей и юношество, реализованные в дистанционном формате.
Библиотекари Центральной городской детской библиотеки г. Иваново провели в социальной сети «ВКонтакте» конкурс чтецов «Дорогами Победы». В видеороликах юные посетители читали строки из литературных произведений о Великой Отечественной войне. Отлично вписалась в виртуальное пространство идея коллег об использовании теневого театра: онлайн-постановки вызвали интерес и живой отклик у читателей.
Виртуальный конкурс чтецов «Храним в сердцах Победу эту» предложили читателям сотрудники детского отдела Центральной библиотеки им. В.А. Пазухина Кинешемской библиотечной системы. Инициативу поддержали более 50 ребят из Кинешмы, Вичуги, Иванова. Проникновенное чтение стихов о военной поре никого не оставило равнодушным.
Цикл публикаций «Маршалы Победы», рубрика «Читатели советуют», фоточеллендж «Уездный город К» провели специалисты Кохомской детской библиотеки.
Интересен видеоролик сотрудников детского отдела Лежневской библиотеки, посвященный 125-летию С.А. Есенина. Рассказ о биографии поэта органично дополнен фрагментами с чтением есенинских строк в исполнении юных читателей.
Детская библиотека ЦБС г. Шуи пригласила любознательных и любящих читать книги гостей на виртуальную экскурсию. В видеосюжете, опубликованном в социальной сети «ВКонтакте», коллеги знакомят юных читателей с богатым фондом и демонстрируют отрывок из кукольного спектакля по одному из сказов П.П. Бажова.
Публикации детской библиотеки Централизованной библиотечной системы г. Пучежа вызывают интерес у аудитории. Так, онлайн-проекты к юбилейным датам И.А. Бунина и А.А. Фета набрали большое количество просмотров.
Широкий спектр мероприятий реализовали на просторах соцсети «ВКонтакте» сотрудники детского отдела Приволжской городской библиотеки. Среди них выделяются публикации рубрик «День_города_онлайн» и «Родного города любимый уголок», посвященные дню города Приволжска.
В условиях пандемии библиотеки Ивановского региона продемонстрировали свою готовность реагировать на внешние вызовы, быстро перестроили свою работу с читателями, тем самым подтвердили свою значимость в современном обществе.
Библиотечные фонды: формирование, использование, сохранность
Статистическое изучение фонда помогает выявить темпы его роста, соответствие запросам пользователей и способствует принятию решений по работе с ним. Мониторинг обновляемости, сопоставление с другими относительными показателями позволяет сделать выводы о качестве фонда. Изучение отраслевой структуры и книговыдачи помогает выявить наиболее активно спрашиваемые и «пассивные» документы и принять решение по докомплектованию или списанию.
Совокупный фонд детских библиотек (филиалов, отделов) Ивановской области на 1 января 2020 года составил 1 200 756 изданий. Из них 815 587 экземпляров содержится в библиотеках городских округов (Вичуга, Иваново, Кинешма, Кохма, Тейково, Шуя), 385 169 единиц хранения приходится на фонды читален в муниципальных районах.
Фонды библиотек, обслуживающих детей и юношество, представлены печатными изданиями – 1 173 408 экземпляров (97,72 % от общего количества). Коллекция электронных документов включает 9 709 экземпляров (0,81 %), к документам на других видах носителей отнесены 17 639 экземпляров (1,47 %).
Анализируя состав фондов по отраслям знаний, можно сделать вывод о преобладании художественной литературы. Библиотекари отмечают, что из-за высокой стоимости и специфичности научно-популярных изданий они практически не приобретаются, поэтому отраслевой фонд библиотек нуждается в обновлении. В этой ситуации возрастает спрос на периодические издания, однако подписка на них с каждым годом сокращается. По мнению коллег, юным читателям не хватает красочных журналов о творчестве, окружающем мире, животных, технике и изобретениях.
Согласно базовым нормам организации сети и ресурсного обеспечения (РБА, 2007) объем документного фонда в библиотеке сельского поселения должен составлять 7–9 документов на одного жителя в районе обслуживания, в городской библиотеке – 5–7 изданий. Если определить среднее число книг на одного жителя равное семи, учитывая, что количество детей в регионе до 14 лет составляет 155 067 человек, то при работе мы получим, что совокупный фонд детских библиотек (филиалов, отделов) должен составлять 1 085 469 (7 155 067) документов. Таким образом, в отчетном периоде наполняемость документами в целом по детским библиотекам Ивановской области превышена на 115 287 экземпляров.
Библиотечные фонды находятся в постоянной динамике. Для сохранения актуальности, они требуют регулярного притока новых материалов и оттока старых. По сравнению с 2019 годом совокупный объем документов в детских библиотеках края сократился на 26 463 единиц хранения. Среди муниципальных читален наибольшее выбытие документов произошло в структурных подразделениях библиотек г. Пучежа (– 10 330 экз.), г. Гаврилов Посада (– 7 873 экз.), г. Фурманова (– 4 152 экз.), г. Южи (– 3 186 экз.), г. Кинешмы (– 1 899 экз.). Отметим, что детские читальни Гаврилов Посада и Пучежа прошли конкурсный отбор и вошли в число победителей на предоставление в 2021 году трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных библиотек, поэтому более объемное выбытие документов там закономерно. В отчетном периоде не занимались списанием детские отделы общедоступных библиотек Ильинского-Хованского, Верхнего Ландеха, Комсомольска, Китова; детские библиотеки Кохмы и Плеса.
Из общего количества списанных документов, на долю книг приходится 89,15 %. Думается, что работа с фондами была активизирована и по причине ограниченного функционирования, у библиотекарей «дошли руки» до работы с фондами и каталогами.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, при принятии каких-либо решений каждая библиотека исходит, прежде всего, из местных условий и требований, закрепленных нормативно-правовой базой. Это касается и лимита на исключение изданий из библиотечного фонда.
Обновленная форма федерального наблюдения N 6-НК помогает дополнительно проанализировать динамику фондов. Наряду с традиционной строкой «Поступило за отчетный год», она содержит сведения о вновь приобретенных документах. По мнению специалистов Центральной универсальной научной библиотеки, это количество изданий, купленных на бюджетные средства, а не полученных в дар.
За отчетный период фонды детских библиотек области пополнились на 22 396 единиц хранения (в 2019 году – 29 196 экз.) К вновь приобретенным документам отнесено 18 312 экземпляров, из них книг – 11 258 (61,48 %). Данные свидетельствуют о том, что порядка 40 % «новых» поступлений приходится на пожертвования.
В 2020 году, к сожалению, новых книг не получали в детском отделе Комсомольской городской библиотеки и Плесской детской библиотеке. Наименьшее количество приобретенных изданий зафиксировано в фондах специализированных подразделений библиотек Гаврилов Посада (+ 34 экз.), Верхнего Ландеха (+ 48 экз.), Ильинского Хованского (+ 80 экз.).
Стабильность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда объем новых поступлений превышает количество списанных изданий. По рекомендации Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), фонд общедоступной библиотеки следует обновлять в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10 % книг, изданных за последние два года, 30–40 % изданий, выпущенных за последние пять лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно поступало не менее 5 % изданий текущего года. Если эти рекомендации применить к библиотекам Ивановской области, работающим с детьми и юношеством, то получается, что в 2020 году совокупный фонд должен был увеличиться на 60 038 документов.
По мнению специалистов Российской национальной библиотеки, ежегодно подлежат списанию и, соответственно, замене порядка 3,8 % документов от общей книговыдачи (непрофильная литература – 0,07 %, ветхие документы – 1,78 %, устаревшие издания – 1,95 %). Согласно этой рекомендации фонды детских библиотек Ивановской области в отчетном периоде должны были пополниться 43 093 изданиями.
Коллеги проводят необходимые мероприятия по обеспечению сохранности библиотечных фондов. Установить их соответствие наличия учетным документам помогают регулярные проверки фондов, позволяющие определить степень сохранности фонда, выявить недостатки в организации учета документов, а также книги, нуждающиеся в ремонте или к списанию. Среди основных проблем обеспечения сохранности фондов библиотеки Ивановской области называют следующие: ненадлежащее состояние помещений; отсутствие достаточного количества площадей для хранения; высокий процент ветхой литературы.
По мнению библиотечного сообщества, хороший фонд не обязательно должен быть обширным, особенно в эпоху цифровизации. Соответствие фондов потребностям местного сообщества важнее их объемов. В связи со слабым уровнем комплектования, в детских библиотеках края происходит искусственное сдерживание вывода из обращения изданий, переставших пользоваться спросом. Это приводит к увеличению пассивной части фонда, к снижению его эффективного использования и негативной динамике показателя обновляемости (2020 г. – 1,86 %; 2019 г. – 2,37 %; 2018 г. – 2,46 %).
Кадровый потенциал
Современный этап развития библиотечного дела характеризуется переходом к новым стандартам, внедрением прогрессивных технологий. В этих условиях возрастают требования к библиотечным специалистам, так как успехи деятельности каждого учреждения существенно зависят от их профессиональной компетентности и подготовки.
В 2020 году библиотечно-информационным обслуживанием подрастающего поколения Ивановской области занимались 174 человека, что составляет 27,93 % от общего числа основного библиотечного персонала региона (623 человека). В городских округах трудятся 123 специалиста, из них в областном центре – 101, в муниципальных районах – 51. В отчетном году уменьшилось количество сотрудников в отделе семейного чтения Тейковской городской библиотеки (– 1 чел.), в детском отделе Публичной библиотеки Родниковской районной централизованной библиотечной системы (– 2 чел.). Новые специалисты пришли в ЦБС детских библиотек г. Иваново, детский отдел Палехской библиотеки. В целом, по сравнению с 2019 годом, количество работников в детских библиотеках (филиалах, отделах) Ивановской области не изменилось.
Большинство специалистов детских библиотек Ивановской области трудятся в читальнях более 10 лет (68,97 %). Доля работников со стажем от 3 до 10 лет составляет 15,52 %. Сотрудников, проработавших в библиотеках менее 3 лет – 15,52 %.
Обратимся к возрастному составу библиотечных кадров. Ядро персонала составляют специалисты от 30 до 55 лет (55,17 %). Доля работников старше 55 лет составляет 33,33 %, молодежи до 30 лет – 11,49 %. Наибольшее количество молодых сотрудников трудится в системе детских библиотек областного центра (8 чел.) Молодым специалистам присуще стремление к переменам, поиск новых неординарных решений, инновационный подход к работе. Учитывая, что доля молодежи в коллективах невелика, зачастую работа библиотек ведется в консервативных форматах, применяемых работниками старшего поколения.
Доля специалистов, имеющих высшее и среднее библиотечное образование составляет 40,8 %, более половины из них трудятся в областном центре. Наибольший процент работников, имеющих профильное образование, среди муниципальных читален имеют ЦБС детских библиотек г. Иваново (4 чел.), детский отдел им. И.В. Ганабина Южской межпоселенческой центральной библиотеки (5 чел.).
За последние три года увеличилось количество работников с высшим образованием, при этом снизилось число сотрудников с дипломами библиотечных вузов. В библиотеки все чаще приходят специалисты из других отраслей.
Прошедший год создал благоприятные условия для повышения квалификации. Обновление профессиональных знаний, обмен опытом проходили на вебинарах, конференциях, форумах, курсах, организаторами которых выступали библиотеки разных уровней. Большинство инициатив были реализованы в дистанционном формате, что обеспечило их доступность.
Библиотекарь детского отдела Гаврилово-Посадской городской библиотеки А.Г. Кузьмина прошла обучение по программе «Детская библиотека в цифровой среде и медиа-пространстве» (ФГБУК «Российская государственная детская библиотека»), по итогам которого получила удостоверение о повышении квалификации. В рамках «Библиотечной школы цифровой грамотности» ФГБУК «Российская библиотека для молодежи» реализовала программу «Консультирование в области развития цифровой грамотности населения», которую успешно освоили сотрудники Центральной городской детской библиотеки ЦБС ДБ г. Иваново И.Ю. Архипова и Е.Б. Шабанова. Сертификат о повышении квалификации пополнил профессиональную копилку Г.С. Кирсановой, главного библиотекаря детской библиотеки Межпоселенческой ЦБС Пучежского района. Она обучалась по курсу «Современная детская литература» (РГДБ). Заведующая детской библиотекой централизованной библиотечной системы г. Шуи О.Е. Корсакова получила удостоверение о повышение квалификации по программе «Детский библиотекарь: новые компетенции в современных реалиях» РГДБ. Профессиональную переподготовку по программе «Библиотековедение и библиография», разработанную специалистами «Университета профессиональных стандартов», прошла библиотекарь детского отдела Публичной библиотеки Родниковской районной централизованной библиотечной системы О.А. Никитина. Ее коллеги, Н.А. Величко и Т.С. Невзорова, получили удостоверения ООО «Центр инновационного образования и воспитания» (г. Саратов), свидетельствующие об освоении курса «Основы цифровой трансформации».
Одной из важных составляющих в работе библиотек является взаимодействие с читателями с особыми потребностями. Коллеги регулярно проходят обучение по вопросам, связанным с предоставлением услуг инвалидам. В отчетный период 19 библиотекарей, занимающихся обслуживанием детей и юношества, повысили свои компетенции в этом направлении.
Моральное поощрение остается одним из основных стимулирующих элементов библиотечных специалистов. В 2020 году Благодарностью Департамента культуры и туризма Ивановской области была удостоена М.В. Кудряшова, ведущий библиотекарь детского отдела Публичной библиотеки МУК «Родниковская районная централизованная библиотечная система». Благодарностью администрации города Кинешма за большой вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения и участие в организации проведения цикла видеорассказов «Солдатское слово» была отмечена библиотекарь детского отдела Центральной библиотеки им. В.А. Пазухина Кинешеской городской ЦБС Н.В. Виноградова. Заведующая этим структурным подразделением Т.И. Луковицина получила Благодарность администрации города Кинешма за организацию сетевого патриотического конкурса чтецов «Храним в сердцах Победу эту».
Мониторинг кадрового состава детских библиотек (филиалов, отделов) показал, что многие годы остаются нерешенными одни и те же проблемы:
- низкий уровень престижа библиотечной профессии и отсутствие необходимых условий для привлечения и сохранения в штате библиотек молодых работников;
- сохранение тенденции старения кадров;
- нехватка высококвалифицированных специалистов, знания и навыки которых могли бы отвечать задачам модернизации библиотечной отрасли.
Мы понимаем, что необходимо проводить кадровую политику, направленную на сохранение кадрового потенциала отрасли и привлечение молодых специалистов в профессиональную среду.
Год Памяти и славы в России
Свою культурно-просветительскую работу детские библиотеки (филиалы, отделы) Ивановской области ведут в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ.
Отчетный год, ознаменовавшийся 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, объявленный Годом памяти и славы в России, стимулировал работу библиотек по патриотическому воспитанию. Ведущим направлением было формирование гражданской активности: сохранение исторической памяти, воспитание чувства гордости и любви к своей стране и родному краю, традициям, обычаям русского народа. Библиотекари региона ответственно подошли к знаменательному событию и подготовили множество мероприятий, нашедших живой отклик аудитории.
Открыла тематический год всероссийская акция «Блокадный хлеб» (организатор – Общероссийский народный фронт), которую поддержали коллеги из детских библиотек края. Сотрудники детских структурных подразделений библиотек Заволжска, Кохмы, Лежнева, Юрьевца подготовили уроки памяти и патриотические часы. В ходе мероприятий аудитория узнала о неимоверных условиях пребывания ленинградцев в отрезанном от всего мира городе, их стойкости, несломленном духе и великих жертвах. Участники встреч увидели карточки, по которым ленинградцам выдавался 125-граммовый кусочек хлеба на день. Пройдя тяжелые испытания, жители Ленинграда внесли огромный вклад в победу над врагом и стали образцом мужества и стойкости.
Обратимся к инициативам коллег, о которых они рассказали в информационных отчетах. Детский отдел Гаврилово-Посадской городской библиотеки провел акцию «Не останься в стороне, прочти книгу о войне». Инициатива включала серию книжных выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Для четвероклассников прошел час истории «Страницы блокадного Ленинграда». Учащиеся 4-5-х классов посетили урок памяти «Война прошлась по детским судьбам грозно». Сотрудники детского отдела предложили аудитории игровую программу «Иду я в армию служить» и урок истории «Поле русской славы». В группах библиотеки в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте» были представлены подборки книг, посвященных трудной жизни детей в суровые годы Великой Отечественной войны. Все желающие познакомились с виртуальной книжной выставкой «Набат войны нам вновь стучит в сердца».
Сотрудники детской библиотеки-филиала N 5 городской централизованной библиотечной системы г. Кинешмы привлекли читателей к участию в исследовательском проекте «Хлеб в блокадном Ленинграде», который предполагал тематический поиск в фонде библиотеки художественной литературы. Библиотекари создали презентацию «Черствый, грубый, суррогатный…» и оформили книжную выставку-память «Был город-фронт, была блокада», главным экспонатом которой стал кусок хлеба.
В рамках проекта «Стена памяти» в библиотеке была оформлена книжно-иллюстративная выставка «И память о войне нам книга оживит». Она познакомила читателей с краеведческой литературой о кинешемцах – участниках Великой Отечественной войны. В книгах изложены уникальные факты из жизни героев фронтовиков, тружеников тыла, повествуется о достижениях ученых в ракетостроении, о тыловом обеспечении Советской армии. Один из разделов выставки был посвящен лучшим произведениям о войне поэтов-фронтовиков, имена которых связаны с нашим краем: М. Дудина, А. Лебедева, Н. Майорова, И. Ганабина, В. Жукова. Вместе с ребятами сотрудники библиотеки оформили мемориальную экспозицию «Стена памяти», в которой были представлены записанные подростками воспоминания бабушек и дедушек о войне. Этот библиотечный проект победил на конкурсе тематических уголков «В жизни всегда есть место подвигу» (Академия творчества «Арт-талант», г. Санкт-Петербург).
В 2020 году специалисты детского отдела центральной библиотеки им. В.А. Пазухина Кинешемской ГЦБС подготовили выставки «Во имя памяти ушедших, во имя совести живых» и «В книжной памяти мгновения войны». В библиотеке была оформлена фотозона, посвященная Дню Победы: на красном фоне размещены орден Победы, цифра «9», георгиевская ленточка, изображения голубей и цветущей ветки яблони. Также был организован онлайн-конкурс чтецов «Храним в сердцах победу эту».
Патриотический час «О героях былых времен…» подготовили сотрудники отдела «Детство» Комсомольской городской библиотеки. Ребята узнали о сражениях и битвах Великой Отечественной войны. Детей поразили подвиги бесстрашных защитников Бреста, юных героев блокадного Ленинграда, панфиловцев, защищавших Москву. С замиранием сердца школьники слушали истории о добытой огнем и кровью победе под Смоленском, о подвиге героев Курской дуги, о штурме Берлина.
Накануне Дня Победы в Кохме был объявлен культурный марафон «Сидим дома – рисуем, танцуем, творим, вспоминаем». В нем приняли участие все городские учреждения культуры, в том числе и детская библиотека ЦБС г. Кохмы. Ее читатели откликнулись на предложение поучаствовать в марафоне и прислали рисунки, видеоролики с чтением стихотворений о роковом лихолетье и видеорассказы о родственниках-участниках войны. Ко Дню памяти и скорби сотрудники библиотеки провели опрос «Парад Победы», в котором приняли участие все желающие.
В целях сохранения исторической памяти в детском отделе Лежневской городской библиотеки была организована выставка «Память жива». В экспозиции были представлены уникальные материалы о войне: фотографии, документы, значки и медали времен Великой Отечественной, книги и одежда военного времени. Можно было увидеть пробитые осколками снарядов солдатские каски, детали танков и пулеметов, гильзы и пулеметные ленты, солдатские термосы, ложки и кружки.
В День памяти и скорби в библиотеке была организована литературно-патриотическая акция «Строки на асфальте». Читатели написали на асфальте строки из стихотворений поэтов-фронтовиков, уроженцев лежневского края. Библиотекари познакомили участников акции с биографиями поэтов. Мероприятие вызвало большой интерес у жителей поселка.
Новоталицкая сельская детская библиотека «Золотой ключик» предложила аудитории тематическую выставку. Первый раздел экспозиции «Ленинград и Сталинград – две победы одной войны» был посвящен блокаде Ленинграда, а также разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Второй – «Прошу Вас поскорей разгромить врага» – рассказывал об одной из самых волнующих страниц истории Великой Отечественной войны – теме военного детства. В 1941–1945 гг. дети наравне со взрослыми присылали в редакцию газеты «Пионерская правда» рисунки, стихи о войне и даже карикатуры на немецких солдат. Среди посланий встречались и по-детски наивные работы, и письма школьников, которые пытались писать и рисовать по-взрослому. В третьей части экспозиции «А в книжной памяти мгновения войны» можно было увидеть художественные и документальные произведения о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Также читатели библиотеки познакомились с выставкой «Оружие великой Победы», посвященной вкладу ученых, конструкторов и тружеников тыла в дело Победы над фашизмом. В экспозиции были представлены материалы, рассказывающие о военной технике 1941–1945 гг., ребята увидели фотографии «катюш», самолетов, танков, пушек и минометов.
Коллеги из детского отдела Пестяковской библиотеки оформили выставку «Были вместе детство и война». В экспозиции были представлены книги о страшной трагедии русского народа. Юные читатели смогли познакомиться с повестями «Дети блокады» М. Сухачева, «Партизанка Лара» Н. Надеждиной, «Девочка из города» Л. Воронковой, рассказывающими о нелегкой судьбе детей в военное время.
Множество участников привлек районный онлайн-конкурс детского рисунка «Весна Победы». В каждой творческой работе чувствовались сопереживание трагическим событиям войны и осознание масштаба Великого подвига наших соотечественников.
В преддверии Дня Победы сотрудники отдела семейного чтения Тейковской городской библиотеки оформили фотовыставку «Бессмертный полк». В читальном зале читатели могли увидеть фотографии участников Великой Отечественной войны. Эта гражданская инициатива была призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о тех, кто, не жалея жизни, боролся за освобождение Родины.
В рамках библиотечного проекта «Сохраняя память о войне» коллеги провели беседу «Дети-герои» в целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, храбрости, мужества, силы духа, гордости за свой народ и его историю.
На урок мужества, адресованный пятиклассниками, сотрудники детско-юношеского отдела Заволжской городской библиотеки пригласили П.Ю. Ягодкина, капитана полиции в запасе, который за выполнение боевого задания в Чеченскую кампанию был награжден медалью «За отвагу», и Н.Л. Гришина, майора полиции в запасе. Они рассказали учащимся о своей службе в рядах Вооруженных сил и ответили на вопросы аудитории.
В детском отделе Юрьевецкой городской библиотеки прошел познавательный час «Они тоже сражались за Родину». Библиотекари рассказали о животных на войне, внесших неоценимый вклад в великое дело. Дети посмотрели презентацию «Храброе сердце, холодный нос» и мультфильм по рассказу
К.Г. Паустовского «Солдатская сказка». Воспитанники клуба «Непоседы» стали участниками беседы «Вечный огонь», в ходе которой узнали, где и когда впервые был зажжен Вечный огонь, в каких городах России после войны появились Памятники Неизвестному Солдату.
Информационный час, подготовленный сотрудниками Плёсской детской библиотеки, был посвящен символам Великой Отечественной войны. Школьники с интересом слушали рассказ о том, почему на День Победы дарят красные гвоздики, где брали бриллианты для ордена «Победа», как рисовали плакат «Родина-мать зовет!».
В ходе онлайн-беседы «Страницы памяти: библиотеки и библиотекари в годы войны» дети узнали о том, что читальни внесли свой вклад в общее дело Победы. В тяжелых условиях военного времени тысячи библиотекарей показали пример героического самоотверженного труда. Ребятам рассказали, что за период войны было уничтожено 43 тысячи библиотек и более сотни миллионов книг. Несмотря ни на что, библиотекари не прекращали самоотверженно трудиться.
Детский отдел Публичной библиотеки города Родники стал площадкой проведения просветительской акции «Всероссийский исторический кроссворд». В 2020 г. инициатива была посвящена 75-летию Победы. Занимательные вопросы и задания помогли участникам проверить, соответствуют ли их представления об исторических событиях реальным фактам.
В 2020 году Публичная библиотека впервые реализовала проект «Тематические библиогастроли по Родниковскому району». Цикл выездных мероприятий под общим названием «Я помню, я горжусь, я не забуду!» был ориентирован на учащихся среднего школьного возраста. Ребята познакомились с книжной выставкой о пионерах-героях и изготовили открытки ко Дню Победы, которые затем вручили ветеранам. Сидя вокруг импровизированного пионерского костра, библиотекари знакомили детей с подвигами их сверстников во время войны и книгами, посвященными жизни пионеров-героев: Володи Дубинина, Лени Голикова, Зины Портновой.
Сотрудники детского отдела ЦБС города Шуи провели урок мужества «Разорванное кольцо». Страшные факты из жизни маленьких ленинградцев и документальные видеоролики потрясли школьников, минутой молчания они почтили память жертв фашизма. Короткометражный фильм «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде» никого не оставил равнодушным. Году памяти и славы были посвящены библиографические обзоры «В сердцах и книгах память о войне» и «Нам доверена память». Представленные книги рассказали юным читателям о подвигах их сверстников на войне.
Заключение
В сложных условиях пандемии детские библиотеки (филиалы, отделы) Ивановской области доказали свою востребованность. Активно используя дистанционные технологии для организации библиотечного обслуживания и проведения мероприятий, коллегам удалось выйти на новый уровень виртуального присутствия в культурной жизни региона.
События отчетного года повлияли на снижение основных показателей, характеризующих деятельность библиотек. В то же время вынужденный переход в онлайн послужил основой для увеличения обращений к библиотечным сайтам. Снижение контрольных показателей потребует от читален определенных усилий для стабилизации работы.
Отметим, что долгое время в детских библиотеках области остаются нерешенными одни и те же вопросы. Из-за длительного недофинансирования комплектования библиотечных фондов сегодня требуются значительные вливания, чтобы библиотеки могли полноценно выполнять свои функции и удовлетворять спрос юных пользователей. Основу совокупного фонда составляют печатные издания, представленные главным образом художественной литературой. Фонды отраслевых изданий устарели и нуждаются в обновлении. Среди причин списания документов на первом месте стоит ветхость, при этом на протяжении последних лет удельный вес этих изданий неуклонно увеличивается.
С каждым годом возрастает потребность читален в специалистах нового типа, обладающих знаниями современных цифровых технологий, способных решать сложные задачи, которые ставит общество. Однако приток молодых сотрудников увеличивается слабо, престиж библиотечной профессии пока остается на прежнем уровне. В коллективах детских библиотек края в основном трудятся работники старше 55 лет, молодые, если и приходят, то не всегда остаются.
К положительным моментам отчетного года можно отнести расширение диапазона профессиональных компетенций. Коллеги активно повышали квалификацию, используя дистанционные форматы обучения, которые позволили им стать участниками профессиональных мероприятий не только межрегионального, но и федерального уровней. Отметим, что в 2020 году вебинары стали одной из наиболее доступных форм совершенствования профессиональных знаний и навыков, расширения кругозора.
Подчеркнем, что библиотекари Ивановского региона делают все возможное, чтобы обеспечить качественное библиотечно-информационное обслуживание подрастающего поколения. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, детские библиотеки нашей области почувствовали себя востребованными, услышали много теплых слов от пользователей, так как людям нужны книги, информационные ресурсы и общение не только в онлайн-формате, но и в стенах библиотек.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.