- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для коллег
- > Исследовательские проекты
- > Чтение: выбор юного ивановца
Чтение: выбор юного ивановца
Региональный исследовательский проект «Чтение: выбор юного ивановца» реализовывался сотрудниками методического отдела Ивановской областной библиотеки для детей и юношества на протяжении четырех месяцев 2018 года (с апреля по июль). Исследование проводилось в рамках Десятилетия детства и в связи с подписанием «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения».
Проект носил не научный, а прикладной характер, поэтому при составлении анкет и отчетов мы не использовали специфических терминов и малопонятных оборотов, текст старались изложить простым, доступным языком.
Исследование было направлено на улучшение качества информационного и библиотечного обслуживания детей и подростков, а также повышение мотивации данной категории пользователей к посещению библиотек. В связи с этим задачами проекта стали выявление читательских интересов, потребностей детей и подростков, раскрытие их отношения к чтению.
В 2018 году в нашем крае широко отмечалось 100-летие образования Иваново-Вознесенской губернии, поэтому мы включили в название проекта и его содержание краеведческий аспект. «Ивановцы» в данном случае – все жители нашего региона, а не только те, кто живет непосредственно в областном центре.
Мы стремились охватить максимальное количество детских библиотек, а также специализированных подразделений (отделов, филиалов) общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество в муниципальных образованиях Ивановской области.
Основным методом исследования было выбрано анкетирование. Разработано два типа опросных листов: для читателей и библиотекарей. Мы предлагали поучаствовать в проекте всем работникам читален области вне зависимости от возраста и специализации. Анкетирование библиотечных сотрудников позволило составить коллективное мнение по основным аспектам профессиональной деятельности.
Следует отметить, что региональное исследование «Чтение: выбор юного ивановца» – первый проект подобного рода, реализованный сотрудниками ИОБДЮ после длительного перерыва. Поэтому в ходе анализа был выявлен ряд недочетов. Мы думаем, что указание на некоторые из них будет полезно коллегам при проведении собственных исследований.
Анализ анкет юных читателей библиотек Ивановской области
Понятие «юный» в названии исследования мы соотносим с подростковым возрастом и определяем его в возрастных границах от 9 до 15 лет. Предполагалось, что библиотекари приглашали к анкетированию посетителей указанного возраста. Опросные листы были анонимные, гендерное разделение отсутствовало.
Анкета включала десять вопросов. Два из них предусматривали произвольную форму ответа, остальные были закрытыми, то есть следовало выбирать вариант из имеющихся. Вопросы разрабатывались таким образом, чтобы ответы на них не занимали много времени. Опросные листы следовало заполнять непосредственно в библиотеке (например, пока библиотекарь подбирает литературу, читатель работает с анкетой).
В исследовательском проекте приняли участие библиотеки девяти муниципальных районов Ивановской области: Гаврилово-Посадского, Ивановского, Ильинского, Кинешемского, Комсомольского, Лежневского, Пестяковского, Родниковского, Шуйского. Также базой для проведения исследования стала Ивановская областная библиотека для детей и юношества. Активно откликнулись МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система» и МУ «Районная централизованная библиотечная система» Ивановского муниципального района.
Всего в адрес методического отдела поступило 879 анкет. Из них 181 – заполнена неверно, что составляет ≈ 21 % (это анкеты, в которых следовало выбрать один вариант ответа, а респондент указывал несколько). Таким образом, было проанализировано 698 опросных листов.
Как правило, обобщение результатов анкетирования происходит при помощи специальных программ, которые автоматически выдают выборку, диаграммы, графики. Мы подобными программами не располагаем, обработка анкет осуществлялась вручную. Поэтому наше исследование носит сплошной, а не выборочный характер. Итак, перейдем к анализу ответов.
Изначально мы решили узнать, насколько важное место в жизни человека, по мнению ребят, занимает книга и спросили: «Согласен ли ты с утверждением, что человек не может прожить без книг?». Получили следующие результаты: «да» – 481 (69 %), «нет» – 130 (19 %), «не знаю» – 84 (12 %), не ответили на вопрос – 3 респондента (≈ 0,4 %) (см. диаграмму 1). Большинство участников исследования не представляют жизни человека без книг, и, соответственно, без чтения.
В настоящее время у подростков существует множество вариантов проведения досуга. Рассмотрев диаграмму 2, можно понять, как свое свободное время используют юные ивановцы. Несмотря на популярность интернета и социальных сетей среди подростков, во время отдыха от учебы ребята предпочитают общаться с друзьями (50 %). Чтение занимает второе место
(36 %), просмотр телепрограмм и «серфинг» в интернете – на третьем (14 %). Составляя вопросы, мы полагали, что большинство отвечающих выберет «ТВ / интернет», поэтому результаты неожиданные. Шесть респондентов не ответили на вопрос.
Для того, чтобы выяснить, какие эмоции у ребят вызывает чтение, им был предложен графический вопрос (при помощи смайликов следовало выразить свои эмоции): «Что ты чувствуешь, когда начинаешь читать новую книгу?» Обратимся к диаграмме 3. Пять человек не смогли ответить (≈ 0,7 %). У большинства респондентов чтение не вызывает негативных эмоций.
При ответе на вопрос о любимых жанрах прослеживается тенденция, что в «свободном» чтении подростков преобладает литература развлекательного характера, которая погружает их в мир фантастических историй. Как оказалось, ребят менее интересуют рассказы о сверстниках, научно-познавательная литература. Лидируют жанры с яркими сюжетами, динамичными событиями. В принципе это странно, потому что дети от природы любопытны, да и научно-познавательные программы сейчас очень популярны. Возможно, библиотекари мало «продвигают» такого рода литературу, а может быть причины глубже и связаны с так называемым «клиповым мышлением» современных детей... Обратимся к данным. Из 698 респондентов семь не ответили на вопрос (≈ 1 %), остальные ответы распределились в следующие рейтинги:
Общая картина литературных предпочтений юных ивановцев представлена в диаграмме 4.4. Мы видим, что в рейтинге любимых жанров детей и подростков на первом месте – фэнтези, второе и третье места занимают приключения. Заметим, что на втором месте разница между приключениями и детективами незначительная – всего 10 ответов (диаграмма 4.5).
Известно, что большую роль в формировании у подрастающего поколения мнения о значимости книги и чтения в их жизни играют родители. Поэтому, в следующем вопросе мы акцентировали внимание на отношении к чтению в семье. Из 698 респондентов девять не ответили на вопрос (≈ 1,3 %). Мнения юных ивановцев распределились следующим образом: любят читать в 568 семьях, уделяют недостаточно внимания чтению в 121 семье (диаграмма 5).
Интересно, что из 250 респондентов, выбравших чтение в качестве любимого способа проведения досуга, 222 человека (≈ 89 %) отметили, что в их семье любят читать; не читают в 26 семьях (≈ 10 %) и не ответили на вопрос о семейном чтении двое участников исследования (≈ 1 %). Это подтверждает утверждение о прямой взаимосвязи читающей семьи и читающего ребенка.
Для определения читательских предпочтений юных ивановцев мы предложили вопрос: «Читаешь ли ты современных авторов?» с вариантами «да» или «нет». И если респондент отмечал «да», нужно было привести один-два примера запомнившихся авторов и их произведений. Из 698 респондентов трое не ответили на вопрос (≈ 0,4 %). Вариант «да» выбрали 379 читателей (55 %), «нет» – 316 (45 %) (диаграмма 6).
Не все респонденты, ответившие «да», привели примеры авторов и произведений (из 379 – только 264, т.е. 70 %). Так как вопрос являлся полузакрытым, здесь сработало правило открытых вопросов. По утверждению социологов на них не отвечает 40-60 % респондентов.
Некоторые из ответивших привели не один пример, а несколько. В связи с этим количество упомянутых авторов было больше, нежели ответов. Ребята включили в число «запомнившихся» авторов как отечественных, так и зарубежных писателей.
N |
Варианты ответа |
Количество | ||
1 |
Х. Вебб |
«Щенок Элли», «Котенок Пушинка» |
34 | |
2 |
Д. Роулинг |
«Гарри Поттер» (серия) |
30 | |
3 |
С. Кинг |
«Оно», «Газонокосильщик», «Салимов удел» |
19 | |
4 |
Е. Вильмонт |
«Фальшивый папа», «Кто спасет заложницу?» |
17 | |
5 |
Д. Емец |
«Мефодий Буслаев», «Таня Гроттер» (серия), «Король хитрости» |
13 | |
6 |
Н. Щерба |
«Часодеи» |
12 | |
7 |
Е. Матюшкина,
|
«Носки врозь!», «Лапы вверх», «Ыыы смешно!», «Все приключения
|
10 | |
8 |
Т. Крюкова |
«Дневник кота-сапиенса», «Потапов, к доске!», «Озорные истории» |
9 | |
9 |
Г. Остер |
«Вредные советы» |
8 | |
10 |
Э. Веркин |
«Хроники страны мечты», «Кусатель ворон», «Черничная чайка» |
7 | |
Эрин Хантер |
«Коты-Воители» (серия), «Странники» (серия) |
7 |
|
Очень приятно видеть в этом своеобразном рейтинге упоминание Эдуарда Николаевича Веркина – известного писателя, который живет в г. Иваново.
Следующий вопрос был краеведческой направленности: «Каких писателей или поэтов Ивановского края ты знаешь?» (Приведи 2-3 примера). Из 698 респондентов 279 (40 %) не смогли дать ответ, что говорит о слабом краеведческом направлении просветительской работы не только в библиотеках, но и в школах, и как следствие – непопулярности местных авторов среди подростков. В некоторых муниципальных образованиях Ивановской области количество читателей, не ответивших на вопрос превысило 50 % (г. Иваново, г. Комсомольск, п. Лежнево).
Чаще всего юные респонденты упоминали следующих литераторов, имена которых связаны с Ивановским краем: К. Бальмонт (119), М. Дудин (106), А. Часов (50), М. Цветаева (45), А. Островский (44), Н. Майоров (26), Е. Смолин (24), С. Сон (18), Е. Смирнов (16), В. Маслов (14).
Кто же помогает подросткам выбирать книги? Исследование показало, что определяющим фактором выбора изданий для чтения у юных ивановцев является собственный вкус – 378 ответов. Библиотекарей в качестве помощников выбрали 120 респондентов, родителей – 75 упоминаний, интернет и социальные сети – 44, друзей и ровесников – 43, учителей – 36. Два человека не ответили на вопрос (≈ 0,3 %) (диаграмма 7).
На вопрос об интересе к читательским предпочтениям друзей 352 пользователя библиотеки ответили положительно, тогда как для 322-х респондентов (почти 50 % опрошенных) чужие интересы не значимы (диаграмма 8). Из 698 подростков-участников нашего проекта двадцать четыре не ответили на вопрос (≈ 3,6 %).
Назвать свою любимую книгу затруднились 22 % юных ивановцев. Остальные читатели указывали самые разнообразные произведения. В основном это художественная литература жанров фэнтези, детективы, приключения, среди указанных произведений есть русская и зарубежная классика. Подростки упоминали книги по саморазвитию, однако отметим, что отраслевая литература нашими респондентами не называлась.
Наиболее часто упоминались следующие произведения: Д. Роулинг «Гарри Поттер» (серия), М. Твен «Приключения Тома Сойера», В. Драгунский «Денискины рассказы», Д. Дэфо «Приключения Робинзона Крузо», А. Пушкин «Сказки», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», Н. Носов «Рассказы», Ж. Верн «Таинственный остров», Н. Гоголь «Мертвые души», Русские народные сказки, «STALKER» (серия), А. Грин «Алые паруса», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Эрин Хантер «Коты-Воители», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Х. Вебб «Рождественские истории» (серия), А. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», В. Волков «Волшебник Изумрудного города», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», В. Катаев «Сын полка», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», З. Сагг «Девушка online», Н. Щерба «Часодеи», Ш. Перро «Сказки», Э. Успенский «Трое из Простоквашино».
Приятно, что читатели библиотек нашего края указали множество других изданий. Это свидетельствует о широте интересов юных ивановцев, выборе для досугового чтения не только программных произведений, но и других разноплановых книг.
В ходе подведения итогов мы выявили ряд ошибок. Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые из них.
Составляя анкету, мы хотели сделать ее интересной прежде всего для читателя, старались, чтобы вопросы были разнообразными и современными (отсюда графический, оценочный вопросы, ряд открытых вопросов). Однако это затрудняло проведение анализа: на многие открытые вопросы мы не получили ответа и, возможно, не потому что читатель его не знал, просто не хотел «напрягаться». Для подведения итогов проще выбрать закрытый тип вопросов.
Разнообразило бы результаты исследования и деление по половозрастному принципу (хотя мы сознательно его избегали). В ходе анализа мы не смогли выяснить, кто из респондентов (мальчики или девочки) предпочитает чтение и чем отличаются их жанровые «вкусы».
Подводя итоги, мы заметили, что анкеты заполняли не только подростки (как это предполагалось изначально), но и младшие школьники.
Также пришло понимание, что формулировки вопросов в анкетах должны быть максимально простыми. Например, мы столкнулись с тем, что некоторым респондентам было непонятно значение выражения «современные авторы», к ним относили Л. Чарскую, Н. Носова, А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Тютчева, Р. Бредбери, С. Ларссона.
Анализ ряда опросных листов выявил нелогичные ответы. Респонденты называли своим любимым занятием на досуге чтение, но при этом на вопрос «Что ты чувствуешь, когда начинаешь читать новую книгу?» отмечали «печаль» – 2 (≈ 1 %), «равнодушие» – 16 (≈ 6,5 %) и даже «гнев» – 1 (≈ 0,5 %). Возможно, подростки не поняли значение смайликов, либо невнимательно отнеслись к заполнению анкеты. Еще пример: опрошенный рекомендует книгу современника, но в вопросе «Читаешь ли современных авторов?» выбирает вариант «нет».
С краеведческим аспектом также возникли трудности. Например, при ответе на вопрос «Читаешь ли ты современных авторов?» ребята указывали «да», в качестве примера приводили Эдуарда Веркина. При этом в вопросе «Каких писателей Ивановского края ты знаешь?» – не давали ответа. То есть подростки читают книги этого автора, им нравятся его произведения, но они не знают, что Эдуард Николаевич живет в Ивановском крае. Такие случаи могут свидетельствовать о пробелах в работе библиотекарей или о простой невнимательности опрошенных читателей.
Кроме того, к писателям нашего края респонденты причисляли А. Пушкина, В. Бианки, Э. Успенского, Н. Носова. И это дает повод задуматься об информировании и заполнении пробелов в знаниях по литературе.
Не обошлось и без юмора. Мы узнали, что Ивановская область славится такими замечательными писателями, как Михаил Дунин и Яков Дрелин (Михаил Дудин и Яков Гарелин соответственно). Среди вариаций на эту же тему встречались: Душин, Дудев, Дудов. Также в нашем крае творили Александр Австровский, Владимир Жукин. А книга-фаворит одного из читателей – «Винибух иево друзья». С одной стороны, это вызывает улыбку, а с другой – опять же свидетельствует о необходимости и важности просветительской работы библиотек.
Конечно же, при составлении вопросов для исследования мы изучали предыдущий опыт, просматривали тематические статьи в профессиональных периодических изданиях, но нигде не было сказано о подводных камнях, с которыми можно столкнуться при реализации подобных проектов. Полагаем, если бы коллеги акцентировали внимание на трудностях, можно было бы избежать многих ошибок. Данный анализ мы публикуем, чтобы помочь вам при проведении локальных исследований.
Выводы
- 69 % юных ивановцев не представляют жизни человека без книг.
- 36 % подростков выбрали чтение основной формой проведения досуга.
- 81 % респондентов испытывает положительные эмоции при чтении.
- Среди жанровых предпочтений: фэнтези, приключения, детективы.
- 82 % опрошенных ребят относят свои семьи к читающим.
- Современная литература востребована юными читателями наряду с классической.
- 40 % подростков региона не знают писателей и поэтов Ивановского края.
- 54 % юных ивановцев предпочитают самостоятельно выбирать литературу для чтения, редко прибегая к помощи библиотекарей, друзей, родителей, учителей. Ребята ощущают себя отдельными единицами и не приемлют навязывания чужого мнения при выборе книг.
- 48 % подростков не интересуются читательскими предпочтениями своих ровесников.
- 78 % респондентов смогли порекомендовать свою любимую книгу, соответственно у 22 % подростков книг-фаворитов нет, или они не готовы выступать в роли «советчиков» и не считают свое мнение важным для окружающих.
Итак, мы убедились, что роль книги и чтения по-прежнему важна в жизни юных ивановцев. Меняются и характер детского чтения, и репертуар произведений. И это естественно! Литература подобна живому организму, она развивается: появляются новые авторы, произведения и герои. Остается востребованной и классическая детская литература, о чем свидетельствует рейтинг книг, составленный по итогам опроса подростков.
Главная задача библиотеки в современном обществе – способствовать тому, чтобы потребность в книге превратилась в привычку. Очень важно налаживать партнерство с образовательными учреждениями и семьями, грамотно и тонко выстраивать отношения с читателем, постоянно самосовершенствоваться и оставаться флагманами огромного книжного моря.
Рекомендации
1. Усилить краеведческое направление работы. Краеведческий аспект всегда был важен в деятельности библиотекарей, а сейчас он приобрел особую актуальность. Без знания истории родного края, невозможно полноценное патриотической воспитание, которое в свою очередь является важнейшим для всестороннего развития личности. В связи с этим мы рекомендуем коллегам познакомиться с новым «Руководством по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ», которое было принято в мае прошлого года на Всероссийском библиотечном конгрессе во Владимире. В своей деятельности старайтесь использовать «живой» формат краеведения, искать новые формы и методы работы (например, квесты, интерактивные экскурсии), проекты совместной с читателями деятельности (например, ментальные карты, буктрейлеры, игры-бродилки).
2. Выстраивать планомерное партнерство с воспитателями и учителями, реализовывать совместные проекты. Принятая «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения» будет способствовать в этой работе.
3. Акцентировать внимание на организации работы с читателями, индивидуально подходить к каждому из них.
При подборе литературы ориентироваться на читательские предпочтения, но в то же время мягко и ненавязчиво рекомендовать литературу, способствующую развитию личности.
Чтобы привлечь внимание к книге необходимо делать акцент на ее содержании, краткая информация о произведении должна быть в поле зрения пользователей. Для этого можно использовать яркие закладки с аннотациями, с оценками других читателей, периодически составлять рейтинги востребованных книг и т.д. Следует обращать внимание на то, как читателям преподносится информация о книжных новинках, в увлекательной форме проводить книжные обзоры. Для этого сами библиотекари должны быть читающими, «гореть книгой», желанием подарить каждому юному ивановцу радость чтения.
4. В центре массовой работы должна быть книга, следует отдавать предпочтение познавательным мероприятиям с привлечением соответствующей литературы, а не досуговым форматам.
5. При комплектовании обращать внимание на научно-познавательную литературу, произведения современных авторов, книги по саморазвитию.
Мы надеемся, что исследовательский проект «Чтение: выбор юного ивановца» будет полезным прежде всего библиотекарям нашего региона. Возможно, вы прислушаетесь к рекомендациям, и общими усилиями мы сможем сделать работу детских библиотек более рациональной, комфортной и привлекательной для юных читателей. Только поддерживая обратную связь с пользователями, мы сможем наладить с ними эффективный диалог.
Анализ анкет библиотекарей Ивановской области
В исследовании приняли участие библиотекари г. Иваново (ИОБДЮ) и шести муниципальных районов Ивановской области: Гаврилово-Посадского, Ивановского, Кинешемского, Лежневского, Родниковского, Шуйского. Всего для обобщения поступило 55 опросных листов. Заметим, что мы обращались к коллегам с просьбой при ответах на вопросы анкет опираться на опыт работы своей библиотеки.
Анкеты были анонимными и состояли из десяти вопросов, шесть из которых – открытые. Такое количество открытых вопросов объясняется тем, что мы стремились «услышать» библиотекарей, узнать их мнение по различным аспектам профессиональной деятельности.
Перейдем к подведению итогов и анализу результатов анкетирования.
Вопрос 1. «Как, по вашему мнению, изменилась ситуация с детским чтением за последние годы в вашей библиотеке?» (диаграмма 9).
Многие коллеги указали, что количество посещений библиотек резко возрастает летом. Это связано со списками рекомендованной литературы для летнего чтения. При этом некоторые библиотекари говорили о снижении интереса к чтению среди подростков.
Вопрос 2. «Какую литературу читают дети вне школьной программы? Читают ли для досуга?» (Указать жанры).
Всего получено 52 ответа, при этом некоторые библиотекари указывали по несколько жанров. В расчет мы взяли количество жанров, а не ответов. Приведем итоговый «топ-10»: фэнтези, детективы, приключения, сказки, в том числе современные, рассказы о животных, романы о первой любви, ужастики, литература о сверстниках, классика, естественнонаучная литература, энциклопедии
Отметим, что жанры-фавориты, названные библиотекарями, совпадают с жанрами-лидерами «свободного» чтения в анкетах подростков, а именно: фэнтези, детективы, приключения.
Вопрос 3. «Личность библиотекаря важна для привлечения юных читателей? Если да, то какие качества вы считаете необходимыми для профессионала?»
На этот вопрос ответили все участники исследования. Некоторые библиотечные специалисты указывали по несколько качеств. Наиболее интересным мы считаем количество черт.
Итак, все респонденты отмечают, что личность библиотекаря очень важна. Выделяют следующие качества:
Варианты ответа |
Количество упоминаний |
доброжелательность / приветливость / толерантность / тактичность / интеллигентность |
32 |
внимательное отношение к читателю / интерес к его потребностям |
17 |
компетентность / знание литературы |
17 |
эрудиция / широкий кругозор / начитанность |
15 |
коммуникабельность |
14 |
незашоренность взглядов / неформальный стиль работы / «быть на одной волне с читателем» / современность |
3 |
знание детской психологии |
2 |
креативность |
2 |
активность |
1 |
неравнодушие |
1 |
спокойствие |
1 |
внешний вид |
1 |
Вопрос 4. «На сколько, примерно, процентов (от желаемого) вашей библиотеке удается комплектовать литературу, в рамках ваших возможностей?»
Не ответили 14 респондентов (≈ 25 %). Полагаем, что это библиотекари, которые не занимаются вопросами комплектования и не могут объективно оценить ситуацию (диаграмма 10).
Вопрос 5. «Как узнаете о книжных новинках? Назовите основные источники информации, которыми вы пользуетесь при комплектовании фонда».
К рекомендательным сервисам коллеги относили: семинары библиотекарей (9), интернет (6), информация от читателя (2), краеведческая периодика (1).
Полученные результаты позволяют судить об использовании библиотекарями региона различных источников информации при комплектовании (диаграмма 11).
Вопрос 6. «Кого бы из авторов Ивановского края вы порекомендовали детям и подросткам?» (Напишите по 1-2 примера для каждой категории пользователей).
На вопрос не ответили три человека (≈ 4,5 %). Из 52 респондентов авторов для детей порекомендовали 40 библиотекарей, для подростков – 46.
Авторы Ивановского края, рекомендованные детям библиотекарями-участниками исследования: С. Сон, Н. Менендес, Е. Потехина, И. Жуков, Т. Лапшина, К. Бальмонт, С. Олексенко, В. Горбунова, И. Воронов, Н. Дрондин, Т. Калинина, И. Барехова, Д. Фурманов, Т. Трофимова-Воронцова, М. Кочнев, Н. Красильников, А. Часов, Книги издательского дома Николаевых.
Авторы Ивановского края, рекомендованные подросткам: М. Дудин, Э. Веркин, Книги издательского дома Николаевых, И. Антонов, Е. Смирнов, Н. Майоров, К. Бальмонт, В. Баделин, М. Шошин, Д. Говорков, М. Кочнев, А. Лебедев, А. Часов, Д. Фурманов, Н. Воробьев, Ю. Орлов, Н. Иванов, А. Васильев, И. Петрухин, Д. Зарубина, Г. Серебряков, Е. Рощина, И. Мирная, В. Великанов, А. Грибов, А. Потехин, В. Мелентьев, Е. Когаринова, М. Цветаева.
Вопрос 7. «Перечислите два-три названия периодических изданий, которые пользуются спросом у детей и подростков».
Периодические издания для детей отметили 47 специалистов (92 %), а для подростков – 39 (76 %).
На этот вопрос не ответили 4 респондента.
У детей пользуются спросом журналы: «В мире животных», «Веселый колобок», «Детская энциклопедия», «Ежик», «Звери. Домашние животные от А до Я», «Играем с Барби», «Мир техники для детей», «Мурзилка», «Непоседа», «Приключения Скуби-Ду», «Принцесса», «Простоквашино», «Смешарики», «Том и Джерри», «Тошка и компания», «Фиксики», «Филя», «Юный натуралист». Также по одному участнику исследовательского проекта отметили следующие издания: «АБВГД», «Ванька-встанька», «Веселые животные», «Друг», «Клепа», «Колобок», «Лунтик», «Микки Маус», «Мир принцесс», «Миша», «Найди клад», «Наш Филиппок», «Свирель», «Транформеры», «ФИС», «Щенячий патруль».
Подростками востребованы и другие периодические издания: «Бумеранг», «Волшебный», «Девчонки», «Маруся», «Мир техники», «Мне 15», «Стрекоза», «Юный натуралист». По одному участнику исследовательского проекта отметили журналы: «Cool», «Elle girl», «Kinfolk», «National Geographic», «Vouge», «Yes», «А почему?», «Вокруг света», «Всему свету по совету», «Гео», «Даша», «Детская энциклопедия», «Звери. Домашние животные от А до Я», «Классная девчонка», «Лиза», «Мото», «Наша Родина – Иваново-Вознесенск», «Отчего и почему», «Развлекательный каламбур», «Ромео и Джульетта», «Свирель», «Чудеса и приключения», «Эрудит».
В некоторых анкетах библиотекари указывали, что не имеют периодических изданий в своих фондах. Такая ситуация печалит и тревожит, ведь зачастую периодика становится тем «ключиком» к сердцу юного читателя, который необходим в арсенале профессионалов для привлечения к чтению.
Вопрос 8. «В настоящее время многие специалисты в области библиотечного дела отмечают падение уровня чтения среди подростков. Согласны ли вы с этим наблюдением? Если да, то какие варианты решения данной проблемы вы могли бы предложить?»
Не ответили два респондента (≈ 3,6 %). Согласны с утверждением 38 библиотекарей (72 %), не поддерживают указанную точку зрения – 15 специалистов (28 %) (диаграмма 12).
Для решения проблемы библиотекари предлагают следующие шаги (авторский стиль сохранен):
Предложения библиотекарей |
Количество упоминаний |
улучшение комплектования фондов библиотеки / приобретать книги, которые пользуются у подрост-ков спросом / хотелось бы больше новых изданий /нужны интересные, познавательные книги для подростков / нужна хорошая комплектация для подростков / больше новых поступлений / увеличить комплектование литературы для подростков / улучшение комплектования литературы для подростков / подростки любят читать о жизни современных сверстников, а этой литературы очень мало / комплектовать библиотеки современными изданиями / комплектовать библиотеки больше книгами о подростках / обеспечивать библиотеки современной литературой |
13 |
работа с семьями / решающую роль играет семья: как можно дольше читать своему ребенку и читать самим / родители с самого раннего детства должны прививать любовь к книге / все зависит от семьи / если читают родители, то, как правило, читают и дети / родителям прививать любовь к чтению с детского возраста / родительские читательские конференции / нужно прививать любовь к чтению с малолетства / привлекать к чтению книг с детства |
8 |
проводить мероприятия по привлечению детей к чтению / проведение мероприятий, направленных на привлечение детей к чтению / проведение мероприятий для приобщения подростков к чтению / обновление форм библиотечной работы – интеллектуальные игры и т.д. / новые методы работы с подростками / необходимо искать новые формы информировании и презентации (больший упор делать на интернет) / пригласительные листовки, акции |
7 |
реклама книг через социальные сети / подростки больше получают информацию из интернета / использовать рекламу книги в социальных сетях / делать рекламу книг в социальных сетях / уровень падения чтения среди подростков незначительный / они больше читают с компьютера / больше читают в интернете |
6 |
нужна мотивация к чтению, кроме школы, это не сделать никому, а потом появится привычка читать / усиление школьной работы по продвижению чтения / учителям в школе, кроме программных произведений, рекомендовать детям современную литературу / сотрудничество с учителями литературы, помощь с их стороны / возвращение сочинений по литературе в школьную программу |
5 |
рекомендательные списки литературы, обзорные выставки / составление рекомендательных списков литературы |
2 |
чаще делать обзоры новинок художественной литературы, предлагать подросткам незнакомую классику, организовывать встречи с местными писателями / чаще знакомить подростков с новыми книгами, авторами путем проведения обзоров, встреч с писателями | |
изъятие компьютерных игр |
1 |
запретить телевизор (законодательно, как на ЕГЭ) | |
решить эту проблему могла бы модернизация библиотек-филиалов | |
федеральное финансирование библиотек | |
нельзя заставлять читать, тем более подростков, умение правильно подобрать литературу, заинтересовать через творчество, привлекать современные технологии |
Отметим, что при выборе варианта «не согласны» коллеги комментировали свою позицию следующими высказываниями: подростки читают как по школьной программе, так и для души / у нас много читателей – детей (2); многие читают электронные книги, интересуются фанфиками / произошло перемещение с бумажного варианта на электронный / многие слушают аудиокниги (2); падение уровня чтения не отмечается (2); падение уровня чтения – миф, мы никогда не были самой читающей страной, основную литературу дети читают по школьной программе (1); бумажные книги читают по школьной программе, а самостоятельно – электронные.
Вопрос 9. «На что вы опираетесь при рекомендации книг своему читателю?»
Ответили все участники проекта. Некоторые библиотекари указывали не один вариант ответа. Среди них: личные предпочтения (36), различные рейтинги (если да, то какие) (36), профессиональный опыт (9).
В поле «различные рейтинги» респонденты исследования указывали: интересы читателей (11), книжные блогеры (1), книги-лауреаты книжных премий; рейтинги лучших книг, самой читаемой литературы (2), рейтинги из социальных сетей (1), рекомендательные списки «Библиогида» (1).
Вопрос 10. «Что бы вы могли посоветовать родителям, чьи дети не хотят читать?»
Варианты ответов |
Количество упоминаний |
семейное совместное чтение / читать вслух / читать сказки на ночь / обсуждать прочитанное / приводить примеры из книг на различные жизненные ситуации / читать вместе и с ребенком, пока он не найдет своего автора или жанр, а когда найдет свою книгу, то станет читать сам / читать вместе с ребенком, используя игровые моменты / читать детям на ночь / читать по очереди с детьми / с пеленок читать русские сказки / семейное совместное чтение / читать вслух / читать сказки на ночь / обсуждать прочитанное / приводить примеры из книг на различные жизненные ситуации / читать по очереди с детьми / с пеленок читать русские сказки |
39 |
начать читать самим (родителям) / личный пример |
19 |
приводить ребенка на библиотечные мероприятия / чаще посещать библиотеку / читать самим, посещать библиотеку вместе с детьми / почаще приходить в библиотеку и давать возможность детям выбирать книги самим |
5 |
исходить из увлечений ребенка / подобрать книгу под интерес ребенка / заинтересовать ребенка книгами той тематики, которая ему предпочтительней |
3 |
постараться заинтересовать конкретной темой (автором), найти нужную ниточку / подбирать литературу интересную для ребенка (не заставлять читать классику) |
2 |
По одному участнику исследовательского проекта дали следующие советы: не заставлять дочитывать книгу, если она не понравилась; разрешать и даже поощрять чтение нескольких книг одновременно; книги дома должны быть везде; предлагать детям, а не навязывать свое мнение; заинтересовать новинками книг, привлекать к интересным мероприятиям; прежде всего заинтересовать чтением родителей; начать с журналов; можно посмотреть совместно с ребенком фильм, а после предложить книги по такой же тематике.
Выводы
- 48 % библиотекарей отмечают, что в последнее время ситуация с детским чтением улучшилась, читателей стало больше. Особенно количество посещений возрастает в период каникул, что связано со «списками чтения на лето».
- Вне школьной программы дети читают фэнтези, приключения и детективы.
- Все респонденты отметили, что в рабочем процессе очень важна личность библиотекаря и указали следующие наиболее важные качества: компетентность, знание детской литературы, доброжелательность, внимательное отношение к читателю, а также коммуникабельность, современность, креативность.
- 29 % опрашиваемых сообщили о низком уровне комплектования (менее 10 %). 27 % респондентов – устраивает пополняемость фондов.
- Среди источников информации, используемых при комплектовании фондов, библиотекари назвали: книжные магазины, каталоги издательств и списки отказов. К «рекомендательным сервисам» отнесли: семинары для библиотекарей, сведения из интернета, информацию от читателей, краеведческую периодику.
- Для детской аудитории библиотекари рекомендовали произведения ивановских литераторов: С. Сон, Н. Менендес, Е. Потехиной, Т. Лапшиной, К. Бальмонта, С. Олексенко, И. Жукова; для подростков – М. Дудина, Э. Веркина, книги издательского дома Николаевых, И. Антонова, Е. Смирнова, Н. Майорова, К. Бальмонта.
- Среди периодических изданий, востребованных читателями-детьми, библиотекари отметили следующие: «Детская энциклопедия», «Мурзилка», «Непоседа», «Приключения Скуби-Ду», «Принцесса», «Том и Джерри», «Тошка и компания». По мнению коллег, подростки читают журналы: «Бумеранг», «Волшебный», «Девчонки» «Маруся», «Мир техники», «Мне 15».
- 72 % респондентов исследования согласны с мнением специалистов в области библиотечного дела, которые отмечают падение уровня чтения среди подростков. Для решения проблемы предлагается: улучшение комплектования фондов библиотек, выстраивание взаимодействия с семьями, обновление форм библиотечной работы, более широкое использование в работе возможностей интернета (реклама книг в социальных сетях и т.д.), усиление школьной работы по продвижению чтения, сотрудничество с учителями. Были и «радикальные» рекомендации: изъятие компьютерных игр и законодательный запрет телевизора. Однако 38 % опрошенных считают, что ситуация с подростковым чтением не изменилась, уровень читателей данной категории пользователей остался на прежнем уровне.
- При рекомендациях книг своим читателям библиотекари опираются на личные предпочтения и различные рейтинги, среди которых были указаны: интересы читателей, заметки книжных блогеров, книги-лауреаты литературных премий, списки лучших книг, рейтинги из социальных сетей, рекомендательные списки «Библиогида».
- Когда мы спросили у библиотечных специалистов «Что бы вы могли посоветовать родителям, чьи дети не хотят читать?», то получили разные ответы. Наиболее популярной стала рекомендация – больше читать детям (совместное чтение, чтение вслух). Многие коллеги посоветовали родителям личным примером приобщать детей к чтению, т.е. начать читать самим. Наряду с этим рекомендовали чаще приводить ребенка в библиотеку, опираться на его интересы при подборе литературы и т.д.
Уважаемые коллеги, мы благодарим всех за поддержку исследовательского проекта «Чтение: выбор юного ивановца» и надеемся на дальнейшее сотрудничество! От себя добавим, что профессия библиотекарь – это не «про деньги», профессия библиотекарь – это «про душу». Поэтому, дорогие коллеги, мы вам желаем не быть равнодушными, «гореть» своим делом, стремиться к новым знаниям, быть открытыми и интересными для читателей!
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.