- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > Исследовательские проекты
- > Чтение юного ивановца: семейный аспект
Чтение юного ивановца: семейный аспект
Семейное чтение тонкой нитью
соединяет одну душу с другой,
и тогда рождается родство души.
Януш Корчак
В современном цифровом обществе чтение является одним из ключевых инструментов получения информации, поэтому значимость и необходимость этого навыка не подвергается сомнению. В последние годы в мире наблюдается устойчивая тенденция, свидетельствующая об уменьшении числа семей, где родители читают вслух детям. Этот факт подтверждает международное исследование «The Progress in International Reading Literacy Study» (PIRLS), которое было направлено на мониторинг качества чтения и тенденций читательской грамотности. Отметим, что Ивановская область принимала участие в проекте в 2011 году. Данные фундаментальных исследований, посвященных проблемам детского чтения, на территории региона в двухтысячные годы нам не известны.
Все чаще специалисты отмечают, что современная Россия переживает кризис детского чтения. Этому явлению есть объективные причины, среди основных выделяют: свободный доступ к интернету, изобилие гаджетов, неконтролируемый информационный поток, экранные формы досуга. В этих условиях актуальным является поиск путей возрождения интереса к книге. Как известно, семья играет определяющую роль в формировании у ребенка мотивации к чтению, поэтому вполне закономерно возникает повышенное внимание к исследованию организации семейного чтения.
В 2019 году сотрудники методического отдела Ивановской областной библиотеки для детей и юношества посвятили этой проблематике прикладной исследовательский проект «Чтение: выбор юного ивановца».
В профессиональной литературе существует ряд определений «семейного чтения». Мы придерживаемся точки зрения доктора педагогических наук, профессора Юлии Петровны Мелентьевой, которая рассматривает семейное чтение, как одну из моделей чтения, имеющую свои особенности: в основе лежит практика «чтения вслух»; предполагает совместное действие; одновременно реализуются важнейшие функции чтения (познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникативная).
Семейное чтение – это процесс чтения вслух, интересующий членов семьи, содействующий формированию гармоничной личности ребенка и являющийся одной из форм досуга. Оно носит регулярный характер и очень важно для душевного и эмоционального развития, способствует формированию атмосферы доверия в семье. Все родители, независимо от образования и профессии, могут стать руководителями чтения для своих детей: вызвать интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.
Целью исследовательского проекта «Чтение юного ивановца: семейный аспект» являлось определение отношения родителей к семейному чтению и выявление роли библиотеки в его формировании. В качестве задач изучения мы выделили следующие: определение эффективности традиций семейного чтения как средства развития интереса подрастающего поколения к чтению, выявление степени участия старших родственников в организации читательской активности детей, поиск методов мотивации к семейному чтению.
Объектом исследования выступали родители и старшие члены семей (бабушки, дедушки) – пользователи детских библиотек (отделов, филиалов) Ивановской области. Предметом исследования являлось семейное чтение. Методом было выбрано анкетирование. Каждый опросный лист включал 14 закрытых вопросов, которые разрабатывались таким образом, чтобы ответы на них не занимали много времени. Предполагалось заполнение родителями анкет непосредственно в библиотеке.
Площадками реализации исследовательского проекта выступили библиотеки, работающие с детьми и юношеством, девяти населенных пунктов Ивановской области: г. Гаврилов Посад, г. Наволоки, г. Приволжск, с. Ново-Талицы, с. Китово, г. Родники, г. Кинешма, г. Комсомольск, п. Ильинское-Хованское. Содействовали реализации исследования и сотрудники отдела «Детство» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Всего проект поддержали 737 семей нашего края, именно такое количество анкет поступило в адрес методического отдела ИОБДЮ. К сожалению, не все опросные листы были заполнены с должным вниманием: в 157 анкетах обнаружены неточности (респонденты выбирали несколько ответов вместо одного), поэтому было проанализировано 580 опросных листов.
Первые вопросы анкеты были вводными по характеру и служили для того, чтобы ввести респондента в ситуацию опроса, а также выявить его включенность в проблематику исследования.
Мы обратились к родителям с вопросом «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок любил читать?». 98,8 % участников исследования ответили утвердительно, что вполне закономерно. Родители хотят, чтобы их дети стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни, а наилучшим средством развития во все времена считались книги.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
573 |
98,8 |
2 |
Нет |
3 |
0,5 |
3 |
Нет ответа |
4 |
0,7 |
Нам было интересно узнать, что, по мнению родителей, чтение дает ребенку. Наиболее часто респонденты отмечали, что читательская активность развивает память и мышление, способствует интеллектуальному росту и познанию мира. В то же время многие родители не рассматривают чтение как возможность коммуницирования с ребенком.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Способствует интеллектуальному развитию |
353 |
60,9 |
2 |
Способствует познанию мира |
273 |
47,1 |
3 |
Развивает память и мышление |
371 |
64 |
4 |
Возможность общения со взрослыми |
76 |
13,1 |
5 |
Досуг |
149 |
25,7 |
6 |
Нет ответа |
8 |
1,4 |
Одним из существенных факторов, отрицательно сказывающимся на детском чтении, является нечитающая семья, среда, в которой ребенок находится ежедневно. Семья более других социальных институтов способна влиять на него своим примером. В связи с этим мы спросили у старших родственников юных ивановцев, как часто они читают для себя. Ежедневное чтение присутствует в жизни около 34 % взрослых, 32,2 % респондентов обращаются к книге 1-2 раза в неделю, не читают совсем порядка 3 % участников. Таким образом, мы видим, что большинство родителей стараются уделять внимание книге и подспудно приобщать своих чад к чтению. Среди причин «малочтения» главной является отсутствие свободного времени.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Каждый день |
198 |
34,2 |
2 |
1-2 раза в неделю |
187 |
32,2 |
3 |
Читают редко |
171 |
29,5 |
4 |
Не читают |
18 |
3,1 |
5 |
Нет ответа |
6 |
1 |
Величайший философ римской эпохи Цицерон говорил: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души». Мы согласны с утверждением мыслителя и поэтому спросили участников исследования о домашних библиотеках. Согласно анкетам 41,2 % респондентов имеют дома несколько книжных полок. Полноценная домашняя библиотека есть в семьях 32,8 % читателей, нет книг у 7,9 %. Несмотря на то, что современный книжный рынок предлагает массу изданий на любой вкус, формирование домашней библиотеки удовольствие не из дешевых: качественное издание с хорошей полиграфией оценивается порядка тысячи рублей, и не все жители нашего дотационного региона могут позволить себе такую роскошь. В этом случае все более актуальными становятся классические библиотеки. Отметим, что чаще отсутствуют книги в домах родителей в возрасте до 30 лет (12,9 %), нежели в более зрелых семьях. Вероятно, это связано с популярностью экранных форм досуга, неокрепшим бюджетом молодых семей и трансформацией ценностей.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Одна книжная полка |
91 |
15,7 |
2 |
Несколько книжных полок |
239 |
41,2 |
3 |
Книжный шкаф / стеллажи с книгами |
190 |
32,8 |
4 |
Нет домашней библиотеки |
46 |
7,9 |
5 |
Нет ответа |
14 |
2,4 |
Далее мы предложили аудитории содержательные вопросы, которые предназначены для раскрытия сути исследования.
Психологи утверждают, что родители являются главными и надежными советчиками ребенка, когда он делает выбор. По этой причине мы адресовали аудитории вопрос: «Даете ли Вы ребенку советы по выбору литературы для чтения?». Исследование показало, что около 79 % респондентов рекомендуют своим чадам книги.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
459 |
79,1 |
2 |
Нет |
101 |
17,4 |
3 |
Нет ответа |
20 |
3,5 |
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения семейное чтение отошло на второй план, уступив место детским фильмам, мультипликации, познавательно-развлекательным телепередачам, гаджетам. Мы решили выяснить живы ли традиции чтения вслух в семьях юных ивановцев и задали участникам соответствующий вопрос. Согласно анкетам, примерно 56 % респондентов считают чтение вслух необходимым ритуалом. Причем, наиболее опытные родители, имеющие много детей, активнее поддерживают данную традицию.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
324 |
55,9 |
2 |
Нет |
223 |
38,4 |
3 |
Нет ответа |
33 |
5,7 |
Как известно, любое начинание принесет плоды, если будет выполняться систематически. Семейное чтение не является исключением. Для того, чтобы выяснить регулярность читательского процесса в семьях респондентов, им был предложен вопрос: «Как часто Вы читаете своему ребенку?». Интересно, что с той или иной постоянностью семейное чтение реализуется у 56 % опрошенных. Проводя параллель между вопросами о чтении родителей для себя и для ребенка, мы заметили тенденцию – читающий взрослый стремится привить своим детям этот полезный навык.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Каждый день |
138 |
23,8 |
2 |
1-2 раза в неделю |
187 |
32,2 |
3 |
Читают редко |
187 |
32,8 |
4 |
Не читают |
59 |
10,2 |
5 |
Нет ответа |
9 |
1,6 |
При ответе на вопрос о выборе литературных жанров для совместного чтения, родители отмечали, что отдают предпочтение сказкам, в которых всегда присутствует элемент наставления (43,4 %); познавательным изданиям, расширяющим кругозор (32,7 %); и детской литературе, ставшей классикой (25,7 %). Доля участников исследования, не имеющих определенных жанровых привязанностей, составила 22,7 %.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Сказки |
252 |
43,4 |
2 |
Познавательные книги |
190 |
32,7 |
3 |
Классическая детская литература |
149 |
25,7 |
4 |
Современная детская литература |
112 |
19,3 |
5 |
Нет определенных предпочтений |
132 |
22,7 |
6 |
Нет ответа |
13 |
2,2 |
Обсуждение с ребенком прочитанного литературного произведения создает естественные условия для речевого развития, способствует формированию его эмоционального интеллекта, тренирует внимание, восприятие, память, позволяет определить степень понимания текста. Как правило, дети охотно включаются в беседу, делятся своими впечатлениями, пересказывают содержание произведения. Исследование показало, что большинство респондентов (82,6 %) обсуждают прочитанные книги с детьми.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
479 |
82,6 |
2 |
Нет |
63 |
10,9 |
3 |
Нет ответа |
38 |
6,5 |
Некоторые родители при организации совместного чтения сталкиваются с определенными затруднениями. Анализ опросных листов, свидетельствует, что чаще всего респонденты испытывают проблемы при выборе произведения для чтения (16,9 %) и с техникой чтения (14 %).
Отбор литературы для детского чтения представляет собой непростую задачу. От продуманного выбора книг зависит многоаспектность читательского процесса, будущее ребенка как читателя. Однако более половины семей (58,1 %) формируют основу чтения вслух самостоятельно, не встречая преград на своем пути.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Подбор литературы |
98 |
16,9 |
2 |
Техника чтения |
81 |
14 |
3 |
Методика проведения чтения |
50 |
8,6 |
4 |
Нет трудностей |
337 |
58,1 |
5 |
Нет ответа |
18 |
3,1 |
Большинство участников исследовательского проекта (92,7 %) отмечают, что дети являются вдумчивыми слушателями: просят объяснять незнакомые слова или непонятные ситуации в произведении. Около 6% юных ивановцев не нуждаются в комментариях родителей.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
538 |
92,7 |
2 |
Нет |
34 |
5,9 |
3 |
Нет ответа |
8 |
1,4 |
На вопрос: «Может ли Ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами книги?» 69 % родителей ответили утвердительно. Из этого следует, что совместное чтение оставляет след в памяти детей, расширяет его кругозор и, несомненно, формирует интерес к книге.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Да |
400 |
69 |
2 |
Нет |
27 |
4,6 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
142 |
24,5 |
4 |
Нет ответа |
11 |
1,9 |
Следующим шагом на пути определения отношения родителей к совместному чтению, стал вопрос, позволяющий оценить понимают ли родители суть термина. Мы попросили участников продолжить предложение: «Семейное чтение – это...». Варианты ответов распределились следующим образом:
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Литература, интересующая всю семью или одного из ее членов |
135 |
23,3 |
2 |
Обсуждение прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами |
129 |
22,2 |
3 |
Чтение вслух, интересующее членов семьи, которое содействует развитию личности ребенка или является одной из форм досуга |
305 |
52,6 |
4 |
Нет ответа |
11 |
1,9 |
Чтобы выявить роль библиотеки в процессе организации семейного чтения, участникам исследования был задан вопрос: «Какую помощь Вы бы хотели получать от сотрудников библиотеки?». Около 32 % опрошенных отметили, что им недостаточно информации о новинках детской литературы, 30 % родителей необходимы рекомендательные списки произведений для семейного чтения. Советам и материалам по приобщению к книге были бы рады 22,1 % респондентов. Ответы участников подчеркивают важную роль библиотеки в формировании семейного чтения, в частности выделяя ее традиционную библиографическую, рекомендательную деятельность.
№ |
Содержание ответа |
Частота повторения |
Доля, % |
1 |
Рекомендательные списки литературы для семейного чтения |
174 |
30 |
2 |
Советы и материалы по приобщению к чтению |
128 |
22,1 |
3 |
Информация о новинках детской литературы |
187 |
32,2 |
4 |
Устраивать больше семейных мероприятий в библиотеке |
81 |
14 |
5 |
Помощь не нужна |
80 |
13,8 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
75 |
12,9 |
7 |
Нет ответа |
6 |
1 |
Фактографический блок вопросов стал завершающим в опросном листе. С помощью него были зафиксированы пол, возраст, тип семьи участников исследовательского проекта, что уточнило и разнообразило проект.
Подводя итоги прикладного исследования «Чтение юного ивановца: семейный аспект», хочется выразить признательность коллегам – детским библиотекарям Ивановской области. Благодаря их неравнодушию и бесконечному энтузиазму проект расширил свои границы, что позволило более корректно отразить особенности семейного чтения в Ивановской области.
Выводы
- 98,8 % родителей хотят, чтобы их дети читали.
- Старшее поколение семей юных ивановцев считают, что читательская активность развивает память и мышление, способствует интеллектуальному росту и познанию мира.
- 66,4 % участников исследования регулярно читают для души, тем самым являясь примером для своих детей.
- 89,7 % респондентов имеют в семьях домашние библиотеки.
- 79,1 % родителей дают советы по выбору книг своим детям.
- В 55,9 % семей региона поддерживается традиция семейного чтения.
- 56 % участников проекта на постоянной основе практикуют семейное чтение.
- Для совместного чтения семьи нашей области выбирают сказки, познавательную и классическую детскую литературу.
- Обсуждают с ребенком прочитанные произведения 82,6 % родителей, таким образом стимулируя их интеллектуальное и эмоциональное развитие, устанавливая доверительные отношения.
- 58,1 % респондентов формируют основы чтения вслух самостоятельно.
- 92,7 % старших родственников отмечают, что в процессе чтения разбирают вместе с детьми незнакомые слова или непонятные ситуации в произведении.
- 69 % юных ивановцев, по мнению родителей, могут назвать последнее совместно прочитанное произведение.
- Большинство участников проекта признают необходимость библиотеки в организации семейного чтения, особенно в качестве навигатора – в подборе литературы и советах по приобщению к книге.
Итак, мы убедились, что в семьях юных ивановцев поддерживаются традиции семейного чтения, родители стараются личным примером приобщить детей к книге. Участники исследования наделяют библиотеки наставническими функциями, ожидая от них рекомендации книг и советы по приобщению к чтению.
Работа библиотек по продвижению семейного чтения должна быть направлена на то, чтобы всеми доступными методами донести до родителей понимание того, что читатель рождается в семье и для его воспитания нужна в числе прочего и книга. Мы твердо убеждены, что библиотекари могут быть эффективными помощниками для родителей, которых заботят проблемы совместного чтения. Главное – решать все вопросы сообща, объединяя усилия библиотеки и семьи.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.