- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 16
Библиотекарю на заметку. Выпуск 16
Анашкина, О. Турнир не для лириков: осваиваем точные науки // Библиополе. – 2024. – N 1. – С. 23-27.
В статье методист Центральной районной библиотеки г. Усть-Лабинск Краснодарского края Оксана Анашкина делится опытом реализации молодежного интеллектуального сетевого турнира «ДумайПРОнауку».
Ключевыми задачами инициативы стали расширение возможностей использования детьми и молодежью социальных сетей, стимулирование интереса подростков и молодежи к научно-популярной литературе путем ее продвижения в виртуальном пространстве. Вместе с тем команда проекта стремилась «привести» школьников в библиотеку. Все задания были составлены с использованием материалов журнала «Думай», поэтому читателям необходимо было прийти в библиотеку, чтобы с ними ознакомиться.
Автор публикации подробно останавливается на всех этапах реализации инициативы: работе с партнерами, оформлении документации, создании виртуального контента, регистрации участников, составлении заданий.
Концепция турнира строилась на принципе постепенного погружения в четыре области знаний, исходя из этого, было создано столько же уровней: «ДумайПРОфизику», «ДумайПРОхимию», «ДумайПРОбиологию», «ДумайПРОматематику». На каждом из них за 10 дней участнику предстояло пройти квест из 10 локаций, подготовленных с помощью журнала «Думай». Старт каждого тематического уровня предварялся видеообзором статей, которые необходимо прочесть для успешного преодоления испытаний.
В соревновании приняли участие 160 читателей в возрасте от 12 до 18 лет – зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек из 11 регионов нашей страны, которых данная инициатива погрузила в мир науки, исследований, открытий и позволила провести с пользой время каникул, в том числе и в стенах библиотек.
Буслаева, М. На виртуальных прилавках интернет-магазина // Библиотека. – 2024. – N 2. – С. 33-36.
В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе. О внедрении подобных инициатив в обслуживание читателей и расширении спектра услуг библиотеки рассказывает первый заместитель директора Липецкой областной универсальной научной библиотеки Мария Буслаева.
В статье коллега знакомит с проектом по созданию библиотечного интернет-магазина: от создания рабочей группы до ассортимента продукции.
В состав рабочей группы вошли:
- отдел информационных технологий (создание сайта интернет-магазина);
- отдел комплектования (договоры с поставщиками, списки изданий);
- бухгалтерия (ценообразование, расчеты с поставщиками);
- рекламно-издательский отдел (дизайн страницы интернет-магазина, разработка линейки продукции);
- сектор сервисных услуг отдела обслуживания пользователей (реализация продукции в соответствии с заказами покупателей).
Отдельную главу публикации автор посвящает контенту и программному обеспечению.
Ассортимент продукции включает: издания о крае, книги липецких авторов, художественную и детскую литературу, сувенирную продукцию. «Собственная сувенирная продукция отражает локальную идентичность и создает уникальный культурный бренд Липецкого края», – подчеркивает Мария Буслаева.
Проект, разработанный липецкими коллегами, получил название «Сувенирная продукция со смыслом». Ее тематика – российские литераторы; особое внимание уделяется выдающимся русским писателям, которые связаны с Липецкой областью: К. Пруткову, М. Пришвину, И. Бунину. Им посвящена изданная коллегами серия блокнотов «Литературные истории». Другая коллекция носит название «Классики не стареют», это блокноты и книжные закладки с портретами великих писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
Помимо блокнотов коллеги выпускают открытки, брелоки, сумки-шоперы с портретами и цитатами литераторов.
Сувенирную продукцию Липецкой библиотеки оценило и профессиональное сообщество (I Международный конкурс молодежных проектов «Книга будущего»), и покупатели из разных регионов Российской Федерации.
Кондранина, Т.А. Книга строит мосты // Современная библиотека. – 2024. – N 3. – С. 77-79.
Продвижение чтения – основное направление в деятельности каждой общедоступной библиотеки. Особое внимание уделяется программам по популяризации книги и чтения среди детей, подростков, молодежи. Выбор форм проведения подобных мероприятий для этой целевой группы должен учитывать сегодняшние интересы, предпочтения молодого поколения. Это чаще всего презентационные, мультимедийные, мобильные формы.
С одним из таких проектов знакомит заведующая сектором внешних связей и продвижения чтения методического отдела Тамбовской областной детской библиотеки Татьяна Алексеевна Кондранина.
«Тамбов – Могилев читают вместе!» – совместный международный проект по продвижению книги и чтения, реализованный Тамбовской областной детской библиотекой и Централизованной системой государственных публичных библиотек г. Могилёва (Беларусь).
Идея инициативы – познакомить юных читателей, проживающих в этих городах, с книгами местных авторов, пишущих для детей и подростков.
На первом этапе библиотеки обменялись книгами писателей: Тамбов представляла Елена Борода, Беларусь – Павел Гушинец. Участники проекта знакомились с творчеством авторов, обсуждали произведения, рисовали иллюстрации, готовили буктрейлеры.
Кульминацией стали перекрестные видеомосты читателей и писателей. Литераторы рассказали о себе, своем творчестве, ответили на вопросы школьников, обсудили с ними проблематику произведений.
Подводя итог, автор отмечает: «Лучший способ узнать своих соседей, прикоснуться к их культуре и понять внутренний мир людей – это познакомиться с их литературой… Книги – это своего рода литературно-художественная дипломатия, с помощью которой можно строить мосты, дружить, лучше узнавать друг друга».
Котова, И. Найти, сохранить, популяризировать: формируем фонд редких изданий // Библиополе. – 2024. – N 2. – С. 27-33.
Автор статьи, заведующая отделом комплектования и обработки фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной Ирина Котова, рассказывает о фонде редких изданий читальни: порядке формирования тематических коллекций, критериях, по которым издание попадает в редкий фонд; а также об обеспечении доступа для пользователей.
В библиотеке выделены следующие коллекции:
- дореволюционные книги для детей;
- издания, выпущенные до, во время и после Великой Отечественной войны;
- лучшие образцы типографского искусства вне зависимости от времени публикации;
- экземпляры с автографами писателей, подаренные библиотеке;
- донская детская книга.
Коллега перечисляет критерии уникальности, которые сформулировали для своей коллекции ростовские библиотекари:
- литература, вышедшая после 1830 года, отражающая важные этапы становления книжного дела;
- первые образцы печатной продукции региональных типографий России;
- произведения, вошедшие в круг чтения детей (1910 – 1950 гг.);
- прижизненные издания известных литераторов, писавших для детей;
- уникальные документы (представленные в единственном экземпляре).
Все издания, входящие в фонд редкой литературы, – это не просто единицы хранения. Уникальные экземпляры периодически экспонируются, становятся объектами исследования в области детской литературы. Так, библиотекарями были подготовлены информационные обзоры, среди них: «Детская литература советского авангарда», «Книжная иллюстрация как совместное произведение писателя и художника», «Книги для детей, изданные в годы Великой Отечественной войны», «Литература для детей, изданная на Дону». На сайте библиотеки есть раздел «Коллекции библиотеки», который знакомит пользователей с уникальными документами. Здесь коллеги также размещают различные краеведческие материалы: биографии донских писателей, сценарии краеведческих путешествий, виртуальные выставки.
Автор подчеркивает, что подобная работа с фондом возможна в любой библиотеке, которая имеет многолетнюю историю, так как документы со временем обретают библиографическую ценность.
Уточкина, А. «Умная библиотека» в помощь образовательному процессу // Библиотечное дело. – 2024. – N 2. – С. 16-18.
В Челябинской областной детской библиотеке им. Маяковского уже несколько лет реализуется проект «Умная библиотека». Автор публикации Анна Анатольевна Уточкина, заведующая отделом обслуживания старших школьников, рассказывает о данной инициативе, направленной на оказание помощи пользователям библиотеки в образовательном процессе, формировании интеллекта и информационной культуры, развитии творческих способностей, расширении кругозора.
Проект способствует образовательному процессу по четырем направлениям, по каждому из них коллегами созданы авторские программы:
- «Мастер Я» – нацелен на знакомство со свойствами различных материалов, овладение навыками технологических операций, практическое их применение (работа с различными природными материалами, бумагой, тканью, изготовление поделок);
- «LEGO Я» – проект по моделированию и конструированию (знакомство с основами робототехники, программирование с помощью компьютерных конструкторов);
- «SMART-Book» – зона профориентации и знакомства с познавательной литературой (знакомство с историей науки, с научно-популярной периодикой, встречи с людьми науки, участие в викторинах и квестах научно-популярной тематики);
- «WEB-Библио» – территория доступа к электронным ресурсам: Президентская библиотека, НЭБ, НЭДБ (читатели учатся ориентироваться в онлайн-сервисах и использовать их в образовательной деятельности).
«Одна из главных задач детской библиотеки – помощь учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе…Проект «Умная библиотека» успешно участвует в образовательной деятельности, выступая в качестве базы образования и самообразования», – резюмирует автор.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.