- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 4
Библиотекарю на заметку. Часть 4
Андриюк, М.В. Виртуальные затеи // Современная библиотека. – 2020. – N 10. – С. 66-69.
Статья М.В. Андриюк посвящена онлайн-проектам, реализованным в Централизованной библиотечной системе города Норильска в период обязательной самоизоляции. Сотрудники детской библиотеки им. Саши Петряева разработали проект «Сказки на ночь». Библиотекари снимали короткие видеоролики, в которых читали сказки для дошкольников. Видеоролики публиковались в соцсетях в то время, когда большинство маленьких детей готовится ко сну, – в 20:30. Специалисты наряжались в костюмы и ставили небольшие театрализованные постановки. Проект пользовался большой популярностью у ребят и их родителей. Некоторые видеоролики набрали около полутора-двух тысяч просмотров. В рамках проекта «Нереальные истории» пользователям социальных сетей предлагалось прослушать фантастические истории, которые читали актеры Норильского Заполярного театра драмы. У каждого из исполнителей сложился свой стиль. Сотрудник библиотеки подбирала тексты, исходя из того, что было ближе тому или иному актеру. Это были и современные произведения, и классика. Библиотекари подготовили виртуальный проект «На кухне с классиком». В кадре они готовили блюда из классических литературных произведений или любимые блюда писателей. Люди, которые находились в самоизоляции, с удовольствием готовили по необычным рецептам вместе с сотрудниками библиотеки. Все желающие смогли попробовать тургеневские котлеты по-лутовиновски, лермонтовскую индейку в лимонном маринаде, косовский салат по Островскому и тургеневский суп. В рамках проекта «Библиополка» методист Публичной библиотеки города Норильска готовила обзоры современной литературы. Она собирала на «полку» книги, объединенные определенной темой, и комментировала их. Во время самоизоляции сотрудники библиотеки создали клуб «Что? Где? Когда? В пижамах». Интеллектуальные игры, посвященные литературе, проводились каждую неделю по пятницам вечером. В них принимали участие семейные команды. Организаторы задавали вопросы, давали игрокам минуту на размышления, после чего ждали их ответы в комментариях. Самым сложным было придумать такой вопрос, ответ на который нельзя было найти в интернете. Благодаря деятельности дизайнера и SMM-специалиста ЦБС онлайн-работа в библиотеках не останавливалась ни на минуту.
Боева, Л. Дело жизни подскажет… чемодан // Библиополе. – 2021. – N 1. – С. 56-59.
Большая часть профориентационных мероприятий адресована старшеклассникам, но этой темой интересуются и учащиеся начальной школы. Представления детей о мире профессий еще весьма поверхностны, однако библиотекари могут удовлетворить любопытство ребят. В Липецкой областной детской библиотеке был разработан проект «Чемодан профессий: программа образовательно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста». Каждое занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. В ходе первой, литературно-познавательной, дети знакомились с книгами об определенной профессии, узнавали интересные факты о профессии. Некоторые встречи проходили с участием представителей разных специальностей. Они рассказывали ребятам о выборе жизненного пути и делились секретами мастерства. Во время прикладной части школьники пытались приобрести практические навыки: посадить растение, замесить тесто, проиллюстрировать книгу или сконструировать макет здания. Перед каждым занятием участники должны были открыть стилизованный чемодан с атрибутами конкретной специальности (аксессуары, предметы одежды, игры, книги) и отгадать тему занятия. Каждый мог попробовать себя в роли врача, учителя или актера, воспользовавшись предметами из чемодана.
В рамках занятия «Театральное закулисье» ребята познакомились с профессиями актера, режиссера, костюмера и декоратора. Младшие школьники подготовили к выходу на сцену Бабу-Ягу. Они подобрали для героини наряд и парик, рассказали, с какой интонацией ей нужно говорить, превратили сцену в сказочный лес и вместе с Бабой-Ягой выучили танец. Во время встречи под названием «Хранитель книжных лабиринтов» дети освоили профессию библиотекаря. Эта специальность появилась более четырех с половиной тысяч лет назад в Древнем Шумере. Именно тогда возникли первые книжные хранилища, которые размещались в храмах, их работниками были жрецы. Ребята узнали, что современные библиотекари не только выдают книги, но и проводят интересные мероприятия, оформляют выставки, реставрируют поврежденные издания и ведут аккаунты в соцсетях. Затем участникам было предложено попробовать себя в роли библиотекаря: дети выдавали друг другу книги и распределяли их по отраслям знаний. На занятии «В гостях у Айболита» школьники познакомились с профессией врача. Прочитав клятву Гиппократа, ребята облачились в белые халаты и стали называть части тела. Юные доктора научились пользоваться стетоскопом и измерять температуру. В конце занятия дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению макета человеческого скелета.
С введением режима самоизоляции мероприятия стали проходить онлайн, в формате видеопрезентаций. Онлайн-занятие «Чиполлино и Ко» было посвящено знакомству с профессиями, связанными с природой. Ребята узнали, чем занимаются ландшафтный дизайнер, биолог, лесничий и эколог. Сотрудник библиотеки показала читателям рабочий инвентарь и рассказала о функциях садовых инструментов. Вместе с Чиполлино мальчишки и девчонки научились правильно сажать семена, чтобы самостоятельно вырастить овощи и фрукты. Главной задачей проекта «Чемодан профессий» было помочь младшим школьникам осознать, насколько важно найти себе дело по душе. Библиотекарям удалось в увлекательной форме познакомить детей с рынком труда. Приобретенное оборудование, книги и игровые наборы будут еще долго востребованы для проведения профориентационных занятий в библиотеке.
Буйлина, А. Эта улица своим именем знаменита! // Библиополе. – 2021. – N 1. – С. 34-36.
В 2015 году Детская библиотека № 25 ЦБС города Ульяновска выпустила краеведческую книжку-раскраску «Улицы наших героев», адресованную дошкольникам и младшим школьникам. В издании можно найти описания двенадцати подвигов ульяновцев – героев Великой Отечественной войны, а также семи монументов, установленных в городе в память о погибших. Во время раскрашивания картинок ребята невольно задаются вопросом, кто показан на иллюстрации, какие объекты там запечатлены. Тогда дети начинают читать размещенные в издании тексты, просят пояснений у родителей, педагогов и библиотекарей. Благодаря книге-раскраске ребята могут узнать о военном летчике И.С. Полбине и враче М.Ф. Мусоровой. Все желающие могут воспользоваться электронным вариантом издания, который размещен на сайте библиотеки.
Виртуальный путеводитель «Улицы наших героев» знакомит с 39 улицами, названными в честь Героев Советского Союза. Путеводитель прост в использовании и часто помогает школьникам и студентам при подготовке докладов. Каждая страница содержит описание истории улицы, биографию человека, имя которого она носит, а также библиографию. Список источников позволяет найти много дополнительной информации, касающейся определенного героя или адреса. В год 75-летия Победы библиотекари расширили географию проекта. Детская библиотека № 25 провела межрегиональную онлайн-акцию «Улицы наших героев». Все желающие собрали информацию о земляках – участниках Великой Отечественной войны, чьи имена запечатлены в адресах, и разместили сведения в социальной сети «ВКонтакте» с хештегом #улицынашихгероев. В акции приняло участие более 500 человек из 59 регионов России, а также Донецкой и Луганской Народных Республик.
Глухова, Л.В., Ялышева, В.В. Библиотеки Финляндии и Эстонии в контексте новаций и традиций // Библиотечное дело. – 2020. – N 23. – С. 29-34.
Библиотеки зарубежных стран на протяжении многих лет вызывают большой интерес у российских специалистов. В конце 2019 года группа российских библиотекарей побывала в двух центральных городских библиотеках, открытых для читателей в XIX и XXI веках. Это одна из новейших публичных библиотек – Центральная библиотека Oodi города Хельсинки (Финляндия) и ведущая свою историю с конца XIX века Центральная библиотека города Нарвы (Эстонская Республика).
Oodi – это не просто пример успешного библиотечного обслуживания, но и «триумф концепции дизайна услуг». Первый год работы новой библиотеки оказался удачным: она стала одним из самых популярных мест столицы, вызвала огромный интерес у посетителей, профессионалов, государственных деятелей и представителей СМИ. В 2019 году на Всемирном библиотечно-информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) в Афинах Oodi была объявлена «Публичной библиотекой 2019 года». По словам членов жюри, эта библиотека «соединяет концепции равенства, участия, гражданственности и устойчивого развития». Oodi – это место для событий и встреч, тихое место для отдыха, место для работы, обучения, для семьи и диалога между поколениями, площадка, открытая для всех. Архитектор здания Антти Нусйоки подчеркнул: «Oodi является одним из самых свободных зданий в Хельсинки или в скандинавских странах, где пользователь может делать много вещей и проявлять инициативу в том, что он делает. Это обучающий, развивающийся инструмент, которым пользуются жители и гости Хельсинки». Самое важное пространство библиотеки – «Книжный рай» (вариант – «Книжное небо»), который находится на третьем этаже здания. Это собственно библиотека – место для литературы, отдыха и общения с книгами. Организация этого пространства впечатляет: здесь можно увидеть большие панорамные окна, оригинальные световые воронки потолка, удобные кресла и просторный балкон, с которого открывается панорама города. Здешний фонд содержит 100 тыс. книг, 200 названий газет и журналов. В зале читать могут все, а взять книгу на дом можно по библиотечной карточке или читательскому билету, единому для 16 библиотек города. Фонд небольшой, поэтому нужное издание может быть доставлено из другой библиотеки.
В Эстонской Республике авторы статьи встретились с более традиционными методами библиотечной работы. В структуру Центральной библиотеки города Нарвы входят два филиала: Кренгольмская библиотека и библиотека «Энергия», а также пункт выдачи детской литературы. Помимо традиционных залов, в библиотеке располагаются выставочный зал, лекционное пространство и единственная в Эстонии переплетная мастерская. В 2004 году в библиотеке был открыт Американский центр, являющийся самым крупным в стране. Здесь проводятся встречи с жителями города, ведется обучение английскому языку (в том числе волонтерами из США), мобилографии и медиаграмотности, демонстрируются американские фильмы на английском языке с русскими субтитрами (подавляющее число городского населения (более 82 %) составляют русские). Совокупный фонд хранения насчитывает 450 тыс. ед., около 280 тыс. из них хранится в ЦБ. С 1998 в библиотеке работает электронный каталог, бесплатно предоставляется доступ в интернет. Библиотеку города Нарвы посещают читатели среднего и старшего возраста. Молодые люди приходят сюда в основном с учебными целями. Таким образом, бесплатность, общедоступность, технологическая оснащенность, удобство расположения и доступность информации и литературы определяют востребованность библиотек.
Калашникова, А. Создайте стиль, придумайте традиции // Библиополе. – 2021. – N 1. – С. 25-28.
В ноябре 2020 года были объявлены итоги Всероссийского конкурса «Библиотеки. ПРОдвижение», организованного РГБ при поддержке Министерства культуры РФ. В номинации «Продвижение в социальных сетях» победу одержал Центр чтения «Семейный меридиан» (город Улан-Удэ, Республика Бурятия), который представлен на трех интернет-площадках: в «Инстаграме», «ВКонтакте» и TikTok. Заведующая Центром чтения Анна Калашникова делится опытом ведения аккаунтов и рассказывает о коммуникативных практиках в виртуальном пространстве. Автор статьи подчеркивает, что социальные сети – это особый мир со своими правилами. Она выделяет следующие базовые функции библиотеки в соцсетях:
- Привлечение новых пользователей;
- Неформальная коммуникация с читателями, обратная связь;
- Информирование, активизация аудитории;
- Презентация своей деятельности и различных услуг.
Выбор той или иной соцсети зависит от целевой аудитории: определенные возрастные и социальные группы собираются в интересных для них аккаунтах. Чтобы уточнить, какая онлайн-площадка нужна вашей библиотеке, необходимо провести исследование с целью выявить круг потенциальных подписчиков. Оптимальными для обычной библиотеки станут «ВКонтакте», «Инстаграм» и TikTok. Необходимо помнить об индивидуальности библиотечных аккаунтов. Лучше всего найти свободную нишу с интересной тематикой и дополнить ее визуальной составляющей – оригинальным оформлением, качеством публикаций, манерой подачи иллюстраций. Еще один немаловажный аспект: в коллективе должен быть человек, отвечающий за продвижение в соцсетях, у которого достаточно времени на ведение аккаунтов. Качественный контент – это не просто фото из интернета и пара строк. При подготовке интересного поста важно учитывать даже день недели и погоду за окном. Для правильной организации работы на онлайн-площадках следует разработать контент-планы. В каждом аккаунте Центра чтения «Семейный меридиан» есть свои рубрики. Рубрика #сказкиМеридиана знакомит пользователей с необычными или малоизвестными фактами о любимых детьми произведениях. За раскрытие фонда библиотеки отвечают разделы #вПленуУкниг и #читаемКнигу-смотримФильм. В постах под хештегом #дниСпециалиста читатели знакомятся с друзьями библиотеки – представителями различных сфер (психология, малый бизнес, красота, здоровье). Подписчики могут пообщаться с гостями и задать им вопросы.
При работе в соцсетях важно предусмотреть возможность активной коммуникации с пользователями, которой способствует проведение мастер-классов, конкурсов, обзоров, квестов. Состав контента и наполнение социальных сетей – самый больной вопрос. В аккаунтах Центра чтения реализуется стратегия 20/80: 20 процентов публикаций носит профессиональный характер и 80 – развлекательный. Анна Калашникова отмечает, что часть постов может не быть связана с книгой и библиотекой. Людям нужна информация, которой они не владеют. В конце статьи автор советует коллегам не бояться нового, экспериментировать, развиваться, дружить с подписчиками, и тогда аудитория обязательно ответит библиотекарям взаимностью.
Козлитина, Е.И. Нескучный подарок для пишичитаев // Современная библиотека. – 2020. – N 10. – С. 30-33.
Автор статьи – заведующая методико-библиографическим отделом Централизованной библиотечной системы города Ялты Республики Крым Елена Ивановна Козлитина. Работа посвящена теме читательского творчества. Елена Ивановна подчеркивает, что желание творчества должно сочетаться одновременно с фантазией, любознательностью и здравомыслием. Не так часто библиотеки могут позволить себе создать подарок для читателя в своих стенах, но многие пользователи интересуются литературным творчеством. Идеальным подарком для них может стать творческий блокнот, предназначенный для записи историй собственного сочинения и набросков иллюстраций к своим произведениям. Сотрудники ЦБС города Ялты создали оригинальные записные книжки, в которых были размещены вдохновляющие зачины будущих произведений. Каждая история была связана с каким-либо цветом. Заканчивая работу с таким блокнотом, человек получал на руки готовое издание своего литературного труда. Частично рукописное, самостоятельно иллюстрированное и очень ценное. Следующим проектом стало создание творческого блокнота «Чай? Кофе? Почитаем?» с россыпью кофейных зерен на обложке. Библиотекари предложили пишичитаям всех возрастов написать маленький литературный шедевр, который связал бы писателя с определенным напитком: Чарльза Диккенса – с эспрессо, О. Генри – с капучино, Артура Хейли – с мокко.
Серьезной работой сотрудников ялтинской ЦБС стала разработка читательского блокнота «Я Люблю Такого Автора: братья Стругацкие», который задумывался как подарок для читателей городской библиотеки им. А. и Б. Стругацких ЦБС г. Канска (Красноярский край). Это издание было направлено на побуждение людей к вдумчивому чтению серии «Миры братьев Стругацких» и расширение кругозора. Каждому владельцу творческого блокнота предлагалось ответить на интересные вопросы, связанные с литературой:
- 10 причин, почему я читаю книги.
- Какие книги живут в твоем детстве?
- Какие книги запомнились тебе как особенные, связанные с исключительными событиями в жизни?
- Что читают близкие тебе люди и те, кого ты ценишь и уважаешь?
- Определи свой жанровый диапазон в последние 5 лет!
Вторая часть читательского дневника включала в себя раздел «Что они читали?», который познакомил читателей с литературными пристрастиями братьев Стругацких. Третья часть блокнота раскрыла увлечения фантастов. Она содержала задания и сведения по кинематографии («Что они смотрели?»), музыке и песенному репертуару («Что они слушали?»). Блокнот был издан в двух форматах – на белой и крафтовой бумаге. Второй вариант оказался более эффектным, в особенности, когда его заполняли белыми чернилами. К страницам были приложены конверты, отмеченные подходящей символикой, рисунками и надписями. Автор статьи отмечает, что при создании подобных читательских блокнотов приветствуется творческая инициатива, ведь в данном случае речь идет не только о привлечении новых пользователей, но и поддержании репутации библиотеки у квалифицированных читателей.
Рогова, Е. Заинтересовать читателя за 15 секунд // Библиотека. – 2020. – N 11. – С. 17-19.
В статье библиотекаря Детской библиотеки № 10 имени Н.Н. Носова Невской ЦБС (город Санкт-Петербург) Елизаветы Роговой рассказывается об интересных идеях видеоконтента для библиотечных сообществ в соцсетях. Специалист уверена: «… продвижение библиотеки в социальных сетях архиважно: ведь это своеобразная самопрезентация вашей профессиональной жизни, и, чтобы она оказалась успешной, необходимо в совершенстве владеть современными инструментами, которые позволяют показаться интернет-сообществу в самом выгодном свете». Самый популярный формат контента – видео, отсюда востребованность YouTube и самой развивающейся на данный момент соцсети – TikTok. Автор статьи дает коллегам ряд практических советов по созданию видеоконтента для соцсетей:
- Найдите приемлемый для вас вариант подачи информации (фото/видео/иллюстрации).
- Подумайте, каким оригинальным контентом вы сможете привлечь к себе внимание, выделиться среди других библиотек.
- Если снимаете видео, пользуйтесь опорой в виде штатива, книжных полок или любых подручных средств.
- Обязательно ставьте хештеги, отмечайте геолокацию, «закидывайте» посты в сторис.
- Составьте примерный план пополнения контента и старайтесь его придерживаться. Больше снимайте, фотографируйте, делайте это «про запас».
- Помните, что «Инстаграм» – это живая сеть, меняющаяся ежесекундно, поэтому лучше всегда быть в теме и периодически просматривать информацию о новых трендах.
Елизавета Рогова подчеркивает, что с помощью юмора можно легко донести до человека практически любую информацию. Видеомемы, которые забавно обыгрывают библиотечные правила, гораздо интереснее пользователям, чем скучные бумажные схемы. Автор материала делится разнообразными идеями создания смешных видеороликов, один из которых посвящен соблюдению масочного режима в библиотеке. Поставив телефон на книжный стеллаж, библиотекарь сняла оригинальное видео, в котором она сыграла роль беззаботного читателя, врывающегося в библиотеку без средств индивидуальной защиты. В следующем кадре Елизавета изобразила бдительного сотрудника в маске и с антисептиком в руке. Она открыла рот под слова из популярного на YouTube сериала «Внутри Лапенко»: «У меня-то все здесь под контролем – вы, самое главное, будьте на дистанции». В конце статьи автор призвала коллег не бояться быть смешными, удивлять своих читателей и делать библиотечное пространство территорией активной жизни.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.