- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 8
Библиотекарю на заметку. Часть 8
Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации // Школьная библиотека. – 2022. – NN 1, 2.
Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации сформирован совместными усилиями Агентства стратегических инициатив и Русской школьной библиотечной ассоциацией с целью повышения интереса к чтению и уровня читательской грамотности школьников, а также воспитания культуры семейного чтения через лучшие практики организации детского и семейного чтения в РФ. Большая часть атласа представляет отечественные практики профессионалов из многих регионов России. Атлас носит не только ознакомительный характер, дающий представление о сложившихся моделях организации детского и семейного чтения, но и служит пособием для практической деятельности.
Бахтигозина, В. Спешите тайны города узнать // Библиополе. – 2022. – N 1. – С. 47-50.
«Среди важнейших задач, стоящих перед нами, – сохранение и продвижение исторического наследия города и края», – отмечает автор статьи Виктория Бахтигозина, библиотекарь Центральной городской библиотеки имени А.М. Горьково ЦБС взрослого населения г. Красноярска. С этой целью коллеги разработали проект «#ЯРасскажу», получивший поддержку Центра социальных инициатив РУСАЛ.
В чем же суть проекта? Это вариант культурного досуга для незащищенных групп населения (пенсионеров, многодетных и малоимущих семей, людей с ОВЗ), реализованный через цикл разноформатных экскурсий при активном участии волонтеров. Цель «#ЯРасскажу» заключалась в том, чтобы дать возможность землякам приобщиться к культурной жизни города и предоставить молодежи шанс внести вклад в красноярское краеведение, приобрести новые навыки.
Автор отмечает, что довольно сложно выстраивалась работа с волонтерами: реализация проекта началась в конце учебного года и многие волонтеры были заняты учебным процессом. Для того, чтобы работа была организованной и слаженной, коллеги распределили обязанности. В зависимости от характеров молодых людей им отводились роли в проекте. Так, открытые и коммуникабельные взяли на себя роль экскурсоводов, спокойные и серьезные занялись поиском источников, инициативные интроверты составляли маршруты и писали тексты. В ходе реализации проекта (май-сентябрь) слаженная команда библиотекарей и волонтеров провела пять краеведческих экскурсий – пешеходных, велосипедных, автобусных. Участниками инициативы стали 79 красноярцев.
По итогам реализации «#ЯРасскажу» коллеги подготовили ряд рекомендаций:
1. Чтобы привлечь волонтеров, необходимо самим «гореть» проектом, тогда совместная работа будет продуктивной.
2. Необходимо помимо внутреннего содержания подумать и над обложкой: создать фирменный стиль, составить яркий анонс, сделать сувенирную продукцию.
3. Активно искать партнеров в реализации: используйте рассылки, рекламу в местных СМИ и социальных медиа.
4. Работа в команде – это всегда доверие и поддержка, поэтому не следует критиковать ее участников, но помогать друг другу.
5. Не забывайте о благодарности. После реализации проекта подготовьте благодарственные письма волонтерам и партнерам проекта, сделайте маленькие подарки.
Голубева, Е. Интерактив с погружением в тему / Е. Голубева, Л. Зайцева, А. Беркутова // Библиотека. – 2022. – N 4. – С. 41-47.
Авторы статьи, специалисты Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, делятся опытом реализации проекта «Закрытая книга», который представляет собой цикл интерактивных занятий, дискуссий и обсуждений, проводимых на протяжении длительного периода времени (не менее трех лет) с одной и той же аудиторией. Основными целями проекта являются формирование читательской компетенции подростков и привлечение их к интеллектуальному досугу в библиотеке. Реализация задач происходит через реализацию познавательной и творческой активности, создание позитивного образа книги, развитие сотрудничества с учреждениями образования, а также популяризацию произведений современных авторов.
Библиотекари рекомендуют начитать работать с пятиклассниками, так как у ребят уж есть способность к анализу и выражению собственного времени. К тому же, они легко идут на контакт, поскольку авторитет взрослых для них еще достаточно высок. Встречи строятся по следующему алгоритму:
- первое занятие по книге – интерактив, включающий в себя игру с погружением в тему произведения, после чего участникам дается один месяц на прочтение;
- обсуждение (понравилось/не понравилось);
- испытание – интеллектуальное состязание на понимание содержания;
- предложение рекомендательного списка литературы по обсуждаемой теме.
Выбирая литературу для прочтения, коллеги рекомендуют учитывать несколько факторов: произведение должно быть ориентировано на конкретную группу ребят, раскрывать какую-либо проблему, ложиться в основу интересного мероприятия.
Для проекта библиотекари выбрали следующие произведения: «Радуга для друга» М. Самарского, «Я хочу в школу» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Должна остаться живой» Л. Никольской, «Арзамас. Зона надежды» Ю. Венедиктовой», «Рассказы о Шерлоке Холмсе» А.К. Дойла, «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции» Е. Рудашевского. Анализирую представленный список, можно прийти к выводу, что коллеги стараются «брать» в проект разножанровую литературу, отражающую актуальные и интересные для современного школьника темы.
Остановимся подробнее на мероприятии «Радуга для друга» по одноименной книге М. Самарского. В рамках занятия по повести, героями которой являются слепой мальчик Саша и лабрадор-проводник Трисон, участникам предоставляется возможность побывать в роли незрячего человека, чтобы лучше понять его чувства и ощущения. Ребятам предлагается выполнить несложные действия, находясь в полной темноте, для чего они надевают повязки на глаза.
Первое испытание направлено на развитие тактильных ощущений: школьники разбирают фасоль и нут по разным емкостям. Следующее задание называется «Буквы». Команды по очереди выходят вперед и садятся на стулья, держа силуэты букв. Ведущий задает вопрос по сюжету книги, а ответ на него нужно сложить из предложенных букв (для этого нужно на ощупь определить их). Также школьникам предлагается побывать в роли проводников. Для этого проводится упражнение «Лабиринт»: одному участнику завязывают глаза, он начинает двигаться вперед. Остальные встают неподалеку и по очереди говорят по одному слову, направляя «незрячего». В ходе занятия библиотекари с ребятами вспоминают сюжет книги, например, что мальчик Саша раньше любил смотреть на радугу. По итогам каждого этапа мероприятия, команды получают конверты с разноцветными полукружиями, из которых в завершение мероприятия складывают радугу. Коллеги отмечают, что программа универсальна и может быть реализована в любой библиотеке.
Перевезенцева, Н. Буксторис средствами анимации / Н. Перевезенцева, А. Ларионова // Библиотека. – 2022. – N 2. – С. 19-21.
В заметке сотрудники Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки Наталья Перевезенцева и Алена Ларионова делятся опытом реализации проекта «Неприкосновенный запас. 75 книг о Великой Отечественной войне». Ключевыми задачами инициативы стали расширение возможностей использования детьми и молодежью социальных сетей, приобщение к чтению и привлечение в библиотеку новой аудитории. Для этого коллеги решили создавать и размещать в социальных сетях короткие анимированные ролики по мотивам по мотивам произведения писателей-фронтовиков – уроженцев Чувашии, дополняя видеоряд фрагментами авторских текстов. На грантовые средства библиотека приобрела многофункциональный анимационный комплекс, также была организована анимационная студия и выездные лаборатории.
Создание анимационных роликов – это многоступенчатый процесс. На занятиях ребята продумывают сюжет, сценарий, образы героев, выбирают материалы, цвета фона, прорисовывают элементы. Когда подготовительная часть завершена и дети ознакомлены с техникой работы на мультстанке, начинается покадровая съемка, озвучивание и монтаж. Готовый короткий фильм дополняется отрывками из произведений и размещается в социальных сетях в формате «историй». Благодаря созданию медиаплощадки в библиотеке появился уникальный ресурс. Теперь юные посетители могут не только оценить необычный формат представления книг, но и ознакомится с лучшими произведениями отечественных авторов и даже самостоятельно снять анимированные истории по мотивам прочитанного.
Польшина, А. …А тот ларец – в библиотеке // Библиополе. – 2022. – N 4. – С. 48-50.
Квест «Вокруг да около… библиотеки» стал победителем конкурса «БиблиоКреатив» (г. Тула). В статье его автор заведующая Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина Новомосковской библиотечной системы Анжелика Польшина делится опытом создания мероприятия.
Квест адресован ребятам 14–16 лет и направлен на знакомство с библиотекой: ее фондами, услугами, ресурсами. Главная задача участников – отыскать чудо-ларец, для этого потребуется пройти по отделать учреждения и выполнить задания. На каждой локации нужно найти подсказку с названием следующего пункта маршрута.
На первом этапе, в секторе художественной литературы, ребятам предстоит найти книгу «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Библиотекарь задает наводящие вопросы и после того, как книга отгадана, следует найти ее на выставке и отыскать подсказку, на которой указана следующая локация.
Оказавшись на второй площадке, участники выполняют индивидуальные задания: записать книгу в формуляр. Эту работу предваряет рассказ библиотекаря о фонде, оформлении изданий, каталогах, выставках.
На следующем этапе участников квеста ждет фотовикторина. Сотрудник библиотеки знакомит с работой подразделения, затем проводится краеведческий интерактив: необходимо сопоставить фотографии с запечатленными памятниками и карточки со стихами о монументах.
Далее ребятам предоставляется возможность почувствовать себя в роли руководителей подразделения: они предлагают сценарии мероприятия и даже пробуют себя в качестве ведущих. В результате квеста команда находит ларец с «артефактами» – открытками с видами города, которые вручаются каждому участнику. По мнению автора статьи, благодаря квесту удалось укрепить в глазах подростков положительный имидж библиотеки, повысить мотивацию к чтению.
Розова, Ю. Шифр Цезаря откроет секрет // Библиополе. – 2022. – N 2. – С. 20-27.
О реализации проекта «Открывая Мурманск» рассказывает заведующая Информационным интеллект-центром филиала № 24 Центральной городской библиотеки г. Мурманска Юлия Розова. Библиотечная инициатива позволяет через призму творческих мероприятий (библиовелопробегов, квест-путешествий, экскурсий, краеведческих выставок) по-новому взглянуть на малую родину.
В статье автор подробно рассказывает о мероприятиях, проведенных в рамках проекта, остановимся на некоторых из них.
Велопробег «Тур де Мурман» – это синтез активного отдыха и познавательной беседы. Расстояние, которое необходимо преодолеть составляет десять километром, а путь занимает около пяти часов. Однако, не обязательно его проходить полностью, можно присоединиться в любой точке маршрута. Периодически делаются остановки, во время которых библиотекари дают исторические справки о районе, его достопримечательностях, а участники велопробега делятся своими историями.
Задача квеста – обратить внимание участников на те места, которые обычно остаются вне поле зрения горожан и рассказать о классических достопримечательностях под новым углом. Подготовка к квесту начинается с детального изучения территории, где будут путешествовать игроки. В маршрутном листе пять заданий разной тематики. Задания – это шифры, разгадав которые участники получают точный адрес, название объекта или территориальную отсылку (пример заданий). Вся информация о ходе и итогах квеста, условиях участия, фото- и видеоматериалы размещаются на страницах в социальных сетях. В день мероприятия команды собираются на старте в библиотеке выбирают конверт с маршрутным листом. У участников есть пять часов, чтобы справиться со всеми заданиями. Им необходимо расшифровать код, понять, какой объект следует найти, добраться до него и сделать фото в подтверждение того, что они нашли объект.
При создании экскурсий в рамках проекта «Открывая Мурманск» коллеги знакомили с городом «изнутри», привлекая внимание к объектам, остающимся вне поля внимания. В период пандемии проект развивался в интернет пространстве. Все его мероприятия были удачно трансформированы для реализации в дистанционном формате: квест стал сетевой игрой, велопробег и экскурсии – виртуальными прогулками.
Важные нюансы при реализации проекта:
- учитывать влияние погодных условий;
- перед квестом проверять все объекты;
- обновлять тексты для экскурсий и велопробега;
- вносить коррективы в маршруты, если появляются новые интересные объекты.
Сдобникова, Т. От побед великого князя к освоению космоса // Библиотека. – 2022. – N 1. – С. 55-58.
Автор статьи – директор Владимирской библиотеки для детей и молодежи Татьяна Сдобникова – рассказывает, что уже более пяти лет сотрудники библиотеки вместе с учеными-историками и дизайнерами создают выставки, посвященные важным событиям летописи нашей страны. Эти мероприятия проходят в интерактивном формате, предполагающем активное участие юных читателей. В ходе изучения экспонатов, встреч с интересными людьми, выполнения игровых заданий дети больше узнают о славном прошлом России и приобщаются к ее культурным ценностям.
В 2017 году была оформлена экспозиция «Русская революция 1917 г.: Владимирская губерния». Выставка, подготовленная при участии историка-краеведа, отличалась разнообразием: книги, панно, плакаты, документы, детские рисунки. В рамках проекта проводился мастер-класс по основам каллиграфии, на котором дети смогли почувствовать себя учениками 1913 г. Выставка побывала во многих районах Владимирской области, ее экспонаты выполнены в двух экземплярах, чтобы специалисты имели возможность демонстрировать ее одновременно в разных местах.
Выставку «Путешествие к звездам», приуроченную к Дню космонавтики, коллеги наполнили техническими «фишками». В экспозиции демонстрировались макеты и чертежи, личные вещи космонавта-владимирца В.Н. Кубасова, снимки звездного неба. Дополнением к выставке стали мастер-классы по созданию фигурок космонавтов, планет, НЛО с помощью 3D-ручек. Также в ходе проекта состоялась онлайн-встреча с летчиком-космонавтом, героем России С.А. Волковым. В 2021 году был реализован выставочный проект «Святой защитник России», посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского. В церемонии открытия приняли участие члены клуба исторической реконструкции. Логическим продолжением выставки стал квест «Александр Невский». Его участники взаимодействовали с ростовыми фигурами, решали электронные викторины, примеряли на себя роли книжных сыщиков, изучали восковые дощечки. Автор отмечает, что работа по организации интерактивных программ позволяет библиотеке оставаться интересными своим читателям.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.