- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 15
Библиотекарю на заметку. Выпуск 15
Бочкарёва, Н. Искусственный интеллект и нейросети в визуальном стиле // Библиотека. – 2023. – N 11. – С. 48-51.
С появлением новых технологий меняется жизнь в целом, и библиотеки не являются исключением. Они – неотъемлемая часть культурного и образовательного процесса, поэтому также вносят изменения в свою работу в соответствии с современными условиями: в организации работы с пользователями всё активнее используются IT-технологии, в том числе и работа с нейросетью. О том, какие преимущества от работы с нейросетями библиотека может получить уже сегодня, рассказывает в статье заслуженный работник культуры РФ, директор Нижегородской государственной детской библиотеки имени Т.А. Мавриной Наталья Бочкарёва.
Первым шагом в применении коллегами IT-технологий стало создание VR- и AR-приложений. С их помощью читатели могут не только найти нужную книгу, но и получить дополнительную информацию, узнать новые сведения о писателях или героях их произведений.
Вторым направлением стало использование фиджитал-технологий – максимальной интеграции физического и цифрового мира. Технически это происходит путем взаимодействия с интерактивной стеной с помощью реквизита. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками данную технологию коллеги включили в содержание квеста по сказке К. Чуковского «Украденное солнце», для подростков в литературную викторину «Герои любимых книг».
Важным шагом во взаимодействии с читателями стала работа с нейросетью. Автор публикации приводит примеры выставочных проектов с использованием нейросети, а также отмечает реальную помощь подобных технологий в проведении мероприятий для аудитории разного возраста. Так, текстовые нейросети помогают в разработке сценариев и заданий для квестов, предлагая интересные варианты для развития сюжета. «С помощью графических нейросетей удается подготовить уникальные презентации и иллюстрации для библиотечных квестов и мастер-классов. Это значительно упрощает процесс создания дизайна и позволяет сделать материалы более интересными для посетителей», – подчеркивает Н. Бочкарева.
Вахрушева, О.С. Напиши мне / О.С. Вахрушева, Н.Г. Шахназарян // Современная библиотека. – 2023. – N 10. – С. 24-27.
В публикации сотрудники Муниципальной молодежной библиотеки им. Н. Островского г. Краснодара знакомят с необычной формой изучения читательских интересов.
Признавая важность использования традиционных методов изучения данного вопроса (опрос, беседа, наблюдения, анализ документации) для эффективной работы по библиотечно-информационному обслуживанию читателей, коллеги решились на эксперимент. В 2023 году стартовал социокультурный проект «Библиотека в почтовом ящике», основной идеей которого стало использование посткроссинга (международное движение, основанное на случайном обмене открытками) как социокоммуникативной практики для изучения интересов пользователей, стимулирования читательской активности.
В рамках проекта на официальном сайте postcrossing.com библиотекари создали аккаунт, содержащий информацию о проекте. Посткроссерам предлагались обмен открытками желательно литературной тематики и приглашение к участию в мини-опросе о читательских предпочтениях. Проект вызвал большой интерес, за время реализации к нему присоединились участники из 23 стран.
Авторы статьи отмечают, что среди иностранцев предпочтения в основном связаны с национальной литературой, но упоминаются и русские литераторы. На основании полученных данных коллеги планируют составить список самых читаемых книг в мире.
Кроме того, по их мнению, посткроссинг имеет ряд положительных моментов для организации работы в молодежной библиотеке:
- проведение встреч любителей книг и открыток позволяет повысить интерес к библиотеке, увеличить количество читателей;
- оформление выставок открыток вызывает интерес к посткроссингу, что позволяет читателям разнообразить досуг, расширить социальные контакты;
- организация розыгрышей открыток на странице библиотеки «ВКонтакте» обеспечивает рост количественных показателей сообщества.
Генералова, Е. В поисках скрытых ресурсов // Библиополе. – 2023. – N 9. – С. 27-31.
Социальное партнерство за последние годы стало одним из важнейших направлений библиотечной деятельности. Традиционно библиотеки сотрудничают с детскими садами, школами, учреждениями культуры, организациями социальной направленности. Среди единомышленников библиотек сегодня можно назвать местные власти, СМИ, а также представителей коммерческих организаций. Сотрудничеству с бизнес-структурами посвящена статья директора ЦБС г. Коломны Московской области Елены Генераловой.
Коллега подчеркивает: «Речь (идет–ред.) не об установлении контактов с целью получения материальной поддержки, а о полноценном взаимовыгодном союзничестве в формате «равный – равному».
Первым шагом в данном направлении стала ревизия ресурсов библиотеки (материальных, кадровых), выявление сильных сторон: умение работать с информацией, проводить массовые мероприятия, опыт социально-культурного проектирования, налаженная система взаимодействия с местным сообществом.
Второй шаг – поиск партнеров. Для этого Е. Генералова предлагает изучать социальные сети, заходить на сайты компаний (раздел «Направления работы»), обращать внимание на объявления.
Третий шаг – встреча с партнером. Предложение должно быть четким, наглядным, хорошо продуманным. В нем нужно прописать:
- суть идеи;
- цели, задачи, сроки;
- выгоды для каждой стороны. Важно, исходить из потребностей потенциального партнера, понять, что важно именно этой организации, чем может быть полезна библиотека.
Так, по мнению коллеги, частный музей заинтересован в посетителях. Библиотека проводит краеведческую экскурсию, последней точкой маршрута становится территория музея, который желающие могут посетить. Для высокотехнологичных производств проблемой является нехватка кадров, библиотека может включить в цикл своих профориентационных мероприятий знакомство с предприятием, встречи со специалистами производства. Для сувенирных лавок, небольших магазинчиков важен выход на городские площадки, здесь помощь может оказать сайт и соцсети библиотеки. Представители туристических компаний испытывают потребность в дополнительных кадрах для организации досуга, библиотекари выступают в качестве экскурсоводов.
Автор публикации приводит большое количество проектов-примеров взаимодействия библиотек Коломны и различных учреждений, среди которых производственно-торговое предприятие, фермерские хозяйства, гостиница, диджей-клуб. продовольственный магазин.
Анализируя накопленный опыт сотрудничества с коммерческими предприятиями, коллега отмечает, что бизнес готов активно поддерживать смелые, инновационные, интересные замыслы. По мнению Е. Генераловой, важным является тот факт, что библиотека выступает не просителем, а полноценным партнером, который предлагает ценные ресурсы: идеи, информационное обеспечение, площадки, освещение в СМИ,
Калиновская, И. Нам повезло – растем в России! // Библиотека. – 2023. – N 10. – С. 19-24.
Главный библиотекарь отдела методической и информационной работы Сахалинской областной детской библиотеки делится опытом работы по социокультурной адаптации подростков из семей мигрантов.
В библиотеке реализован грантовый проект «Растем в России», направленный на преодоление детьми из семей трудовых мигрантов языкового барьера, знакомство с культурой нашей страны, нормами, традициями российского общества.
Партнерами проекта выступили государственные учреждения Сахалинской области, среди них: областные краеведческий и художественный музеи, исторический парк, центр русского декоративно-прикладного искусства, центр внешкольной воспитательной работы, детская городская поликлиника.
Срок реализации проекта 12 месяцев. Встречи проходили 2 раза в неделю.
Программа проекта включает 3 блока:
- Россия: география, история, достопримечательности, народные промыслы, образ жизни;
- Культура России в лицах (композиторы, художники, писатели);
- Совершенствование владения русской речью.
Автор статьи подробно знакомит с содержанием каждого блока, рассказывает о тематике и форме организации занятий с подростками, как на базе учреждения, так и вне библиотеки.
Ирина Калиновская отмечает, что разрабатывая занятия, помимо общих методик, которые лежат в основе работы с юной аудиторией, коллеги придерживались двух принципов. Первый – включение народного компонента. Промыслы, музыка, устное творчество, танец отражают жизнь этноса, в них заключены нравственные идеалы, чувства, нормы поведения народа. Второй – использование художественно-творческой деятельности как ведущей.
Подводя итоги инициативы, коллега отмечает динамику личностного развития детей, их языкового совершенствования. По завершении проекта мероприятия, направленные на формирование у подростков любви к России, чувства сопричастности к ее истории, культуре и искусству, стали проводиться и для ребят - коренных жителей региона.
Киреева, С.В. Даёшь майевтику! // Игровая библиотека. – 2023. – N 8. – С. 4-7.
Автор публикации Светлана Владимировна Киреева, библиотекарь отдела обслуживания «Библиотеки им. Маяковского» г. Зеленогорска Красноярского края.
В статье коллега рассказывает о новой форме работы с книгой при организации мероприятий для молодежной аудитории – словесный ринг. За основу был взят метод ведения дискуссии под названием «майевтика», который был создан великим древнегреческим философом Сократом. Он состоит в том, чтобы вместо утверждения той или иной истины, извлекать скрытые в человеке знания с помощью наводящих вопросов.
Предметное оформление мероприятия соответствовало его форме: импровизированный ринг, боксерские перчатки; эти атрибуты превратили разговоры о книгах в яркие поединки.
Для обсуждения коллеги выбрали художественные произведения современных авторов, в которых нашли отражение важные темы и нравственные проблемы, актуальные для молодежи любого времени: выбор жизненного пути, отцы и дети, любовь и предательство, подлость и дружба.
В список книг, предложенных старшеклассникам, вошли: «Формула свободы» И. Богатырёвой, «Открытый финал» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Когда кончается джаз» Л. Костевича, «В поисках сокровища» А. Лавринович и «Белый танец» Е. Шолоховой.
За отведенное время команда должна была представить книгу: назвать основные проблемы, сюжет, интересные факты, прокомментировать свое отношение к ней. Соперники задавали вопросы на понимание текста произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев.
Мероприятие, проведенное красноярскими библиотекарями, позволило молодым читателям познакомиться с новинками современной литературы в новом, необычном формате, а также благодаря литературным сюжетам, возможно, найти для себя ответы на важные, актуальные вопросы.
Серёгина, О.С. Индикатор человечности // Современная библиотека. – 2024. – N 1. – С. 86-87.
В современной жизни важную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей, укреплении связей между поколениями играет взаимодействие между детьми и пожилыми людьми. О программе «Живая нить времен», направленной на воспитание у детей уважительного и ответственного отношения к старшему поколению, которая реализуется в Центральной детской библиотеке, рассказывает заместитель директора по работе с детьми ЦБС г. Кулебаки Нижегородской области О.С. Серёгина.
В реализации программы участвуют школьники, посещающие «Библиопродленку» в библиотеке. На занятиях ребята знакомятся с русской народной культурой, православными праздниками, учат стихи и песни, на мастер-классах изготавливают различные поделки. В преддверии государственных или православных праздников они посещают одиноких пожилых людей на дому, устраивают концерт и дарят подарки, сделанные своими руками.
Социальными партнерами библиотеки в осуществлении проекта стали Управление социальной защиты населения г. Кулебаки (заключен договор о сотрудничестве), Православная школа, дом социальной помощи «Милосердие», дом-интернат для престарелых инвалидов.
Коллега обращает внимание, что в проведении мероприятий большую организационную помощь оказывают сотрудники социальной службы: они дают адреса, организуют транспорт и сопровождают «библиотечный десант».
«Такие мероприятия очень важны как для пенсионеров, так и для юных участников. Благодаря им ребята учатся с любовью и уважением относиться к старшим, узнают о том, что делать добро очень просто, понимают, как важно дарить радость», – резюмирует автор публикации.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.