- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 13
Библиотекарю на заметку. Выпуск 13
Абрамова, Н. Приключения – рядом! // Библиополе. – 2023. – N 6. – C. 51-56.
Наталья Абрамова, ведущий библиотекарь Центральной детской библиотеки г. Арсеньев Приморского края, в своей статье описывает опыт работы библиотеки по организации летнего чтения.
Интересной находкой коллег стала инициатива по созданию на базе читальни библиотечного лагеря. Идея получила поддержку муниципальных властей: администрация города выделила средства на двухразовое питание детей; культурно-развлекательную программу оплачивали родители. Библиотека со своей стороны разработала необходимые документы: «Положение об организации отдыха детей в летнем профильном лагере», «Приказ об организации профильных лагерей», а также обширную разнообразную программу пребывания детей в летнем лагере. Каждая смена длилась 10 дней, мероприятия проходили с 9.00 до 14.00. Лагерные смены различались по тематике, исходя из которой составлялся план мероприятий и подбиралась литература.
Проект «# Фишка лета» – еще одна из форм работы библиотеки по организации летнего отдыха детей. Его учреждение реализует совместно с Управлением образования городского округа. Читальня готовит план работы с указанием даты, формы, названия мероприятия и передает педагогам, которые в свою очередь распространяют среди учеников, оставшихся на каникулы в городе. Учащиеся каждой школы посещают мероприятия три раза в неделю. Программа включает настольные игры, квесты, викторины. Коллега подчеркивает, что все формы работы предусматривают знакомство с книгой, а любая развлекательная активность наполняется литературным содержанием.
Для ребят младшего школьного возраста в летний период ежедневно в течение часа в библиотеке работает творческая площадка, о мероприятиях пользователи библиотеки узнают из рекламных анонсов. Вниманию читателей коллеги предлагают знакомство с книгой, мастер-классы, краеведческие, географические, исторические тематические часы.
Отдельно автор публикации останавливается на организации конкурсов летнего чтения разных форм. Так, коллеги составляют буклеты с вопросами и заданиями по книгам, предлагаемым к прочтению. Такой формат конкурса, по словам Н. Абрамовой, пользуется интересом не только у детей, но и нравится преподавателям. Используя материал брошюр, они вместе с учениками разбирают произведения школьной и внешкольной программы. Другой конкурс, «Книжный вызов», предлагает пользователям библиотеки прочитать за отведенный период определенное количество книг по обозначенной теме, а потом представить свои размышления либо в виде читательского дневника, либо в форме скетчбука.
Формы работы по организации летнего отдыха детей, реализуемые коллегами, предоставляют широкий спектр возможностей для полезного, занимательного досуга ребят с хорошей книгой.
Глоза, Н. Четвероногие терапевты // Библиотечное дело. – 2023. – N 12. – C. 43-44.
Автор статьи, Наталья Анатольевна Глоза, заведующая Библиотекой семейного чтения города Ломоносова ЦБС Петродворцовского района Санкт-Петербурга, рассказывает о проекте «Человек собаке друг».
Работа над проектом началась в 2019 году, рассчитан он на реализацию в течение последующих лет. Социальным партнером библиотеки выступает Спортивная Федерация Кинологического спорта.
Мероприятия, организуемые коллегами в русле проекта, проводятся в рамках трех циклов:
1.«Собаки и спорт», который включает следующие занятия: танцы с собаками, трюки, фрисби, подвижные игры.
2.«Если книгу выбрал друг» – это встречи с собаками воспитанников Центра социальной помощи семье и детям для закрепления навыков чтения, снятия напряжения и страха у детей, испытывающих трудности с обучением чтению. Н.А. Глоза отмечает: «Доказано, что терапевтические встречи с четвероногими друзьями приносят огромную пользу детям, страдающим аутизмом и имеющим проблемы с обучением». Существует разновидность терапии – канистерапия, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.
В рамках занятий дети читают книги вслух собаке, преодолевая таким образом зажатость и страх совершить ошибку.
3.«Мохнатые истории» – интерактивно-познавательные занятия, направленные на изучение различных пород собак.
В помощь проекту коллеги осуществляют информационную поддержку на сайте ЦБС, в социальных сетях. В группе «ВКонтакте» сотрудники библиотеки ведут рубрику #меховой посетитель, где публикуют фотографии четвероногих посетителей библиотеки.
Зуб, А. Перед сном – в страну Шарля Перро // Библиополе. – 2023. – N 5. – C. 66-68.
Свое видение решения проблемы привлечения детей к чтению предлагает заведующая сектором Детской библиотеки имени К.И. Чуковского Ростовской-на-Дону городской ЦБС Аксана Зуб.
Основная идея проекта, придуманного коллегами, в участии мам, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста, в формировании будущего читателя, знакомству ребят с книгой.
Инициатива, получившая название «Почитай мне сказку, мама», реализуется в онлайн-формате. Каждое мероприятие состоит из блока материалов: видеоролик с громким чтением фрагмента произведения, игровая составляющая (викторина, кроссворд, пазл), информационная заметка для родителей (рекомендательный список литературы, истории по представленной в ролике теме).
В первый год реализации проекта 11 мам – участниц познакомили ребят с лучшими произведениями отечественной литературы, среди них «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Федорино горе» К.И. Чуковского.
Коллега отмечает, что проект получил многочисленные положительные отзывы, растет число зрителей «фильмов с мамой» и число родителей - участников, желающих выступить декламаторами.
Карпова, Е. О Победе – стихотворной строкой. Сетевые акции и конкурсы ВОБМ // Библиотечное дело. – 2023. – N 11. – C. 35-39.
В публикации Евгении Павловны Карповой, заведующей методическим отделом Волгоградской областной библиотеки для молодежи, представлен опыт работы учреждения по проведению различных сетевых акций для молодежи.
Основной сетевой площадкой виртуального общения с читателями стала группа «ВКонтакте», так как, по мнению автора статьи, именно эта социальная сеть максимально отвечает коммуникативным задачам, которые ставит перед собой библиотека, кроме того там сосредоточена целевая аудитория.
Старт этому направлению в работе библиотеки дала сетевая акция «Поэзия подвига, подвиг поэзии». Участникам было предложено прочитать на камеру стихотворение, исполнить песню, либо опубликовать текст стихотворения о Великой Отечественной войне, сопроводив подходящей фотоиллюстрацией, и разместить на своей странице «ВКонтакте», отметив предложенными библиотекой хештегами. Этой тематике были посвящены еще несколько виртуальных акций: «Потомки. Читать, чтобы помнить» (чтение вслух стихов или прозы о войне, написанных вологодскими авторами), «Тот самый длинный день в году…» (стихи и литературная проза о начале войны, фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о трагическом дне 22 июня 1941 года).
Второй цикл сетевых акций, реализованный коллегами, был посвящен временам года. Участникам первой из них, «Осень в каждой строчке», было предложено опубликовать на своей станице «ВК» стихи об осени известных авторов, классиков или современных поэтов, а также собственного сочинения, сопровождая поэтические строки оригинальными осенними фотографиями. В весенние месяцы библиотека предложила акцию «Зелёная строка» (весна на фото и в стихах), летом мероприятие приобрело межрегиональный формат – фото-акция «Лето в кадре». Она включала три номинации: «Лето в городе», «Лето в деревне», «Лето с книгой», для жителей Волгоградского региона была предусмотрена дополнительная номинация «Природа Волгоградской области».
По мнению автора публикации, дни рождения, а тем более, юбилеи писателей и поэтов – отличный повод для чтения в рамках акции. В подтверждение данной мысли она приводит примеры активностей, организованных сотрудниками Вологодской библиотеки. Так, к юбилею М.А. Булгакова была проведение акция «Булгаков разными голосами». Участники должны были прочитать вслух и записать на видео фрагмент из произведения писателя на свой выбор, сольно или по ролям, и прислать видеоролик на сайт учреждения. Подобное мероприятие было организовано и к юбилею М.И. Цветаевой.
Помимо акций еще одним из направлений работы коллег в виртуальной сети стало проведение творческих конкурсов и фестивалей разных форматов. Среди них конкурс фотоиллюстраций «Она несла желтые цветы», приуроченный к 130-летию со дня рождения М.А. Булгакова (портретные, групповые, уличные, интерьерные фотографии-иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»); онлайн-фестиваль «Перед Рождеством» к юбилею повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Последний проходил по нескольким номинациям: «Читаем!» (творческое прочтение, видео), «Рисуем!» (иллюстрации), «Играем!» (сценка, видео), «Рядимся!» (фотокосплей).
Коллега отмечает, что сетевые акции нашли большой отклик не только у читателей библиотеки и волгоградцев, активно поддержали эти мероприятия жители разных уголков нашей страны и даже ближнего зарубежья. Участники активностей награждались электронными сертификатами. Некоторые из акций имели соревновательный момент, судьями выступали компетентные специалисты, среди которых филологи, талантливые фотографы, блогеры. По итогам также проводилось зрительское голосование.
Акции, фестивали и конкурсы, безусловно, являются очень востребованными форматами работы современной библиотеки, они помогают привлечь новых пользователей, стимулировать интерес аудитории к книге, чтению, библиотечной жизни. Сетевой формат добавляет таким событиям привлекательности, при этом стираются географические границы, так как участником может стать каждый желающий, независимо от места проживания.
Кулебякин, Н.Э. Книга у микрофона», или как работает студия звукозаписи // Современная библиотека. – 2023. – N 6. – C. 29-31.
В современной молодежной среде аудиокниги пользуются большой популярностью. Учитывая это обстоятельство сегодняшней жизни, коллеги из филиала N 9 Центральной городской библиотеки г. Мурманска разработали проект «Книга у микрофона». О его реализации рассказывает Никита Эдуардович Кулебякин, библиотекарь Информационного интеллект-центра.
Важным фактором, который помог проекту состояться, является современное техническое оснащение арт-студии библиотеки (создана современная студия звукозаписи с профессиональными музыкальными инструментами, студийным микрофоном) и наличие специалистов, которые умеют с данным оборудованием работать.
Что представляет из себя проект? Каждый месяц устанавливается день проведения мероприятия, когда любой желающий может прочесть какое-либо произведение или отрывок из понравившейся книги. День не случаен, он приурочен к юбилею какого-либо писателя или литературного события.
Помимо аудиозаписи, которую осуществляет звукорежиссер-сотрудник библиотеки, параллельно коллеги ведут видеозапись. Затем материалы проходят обработку и монтаж, в итоге получается креативный контент, который публикуется в официальной группе «ВКонтакте» «Арт-библиотека г. Мурманска». По словам авторов проекта, данные ролики пользуются большой популярностью у пользователей библиотеки: «дикторы» получают возможность приобрести навыки публичного выступления и декламации, а для слушателей и зрителей – это возможность познакомиться с книгой, заинтересоваться ею и как результат посетить библиотеку.
Проект не ограничивается плановыми творческими встречами. Любой пользователь библиотеки в часы ее работы может посетить студию звукозаписи и записать отрывок из книги, стихотворение для литературного онлайн-конкурса, сказку на ночь для ребенка.
«Можно смело сказать, что профессиональная студия звукозаписи в библиотеке пользуется огромной популярностью в молодежной среде, способствует развитию творческого потенциала посетителей и привлечению новых читателей», – отмечает автор публикации.
Маханькова, С. Декламируй на весь город! // Библиополе. – 2023. – N 5. – C. 30-32.
Автор статьи Светлана Маханькова, руководитель Детского информационного центра Межпоселенческой центральной библиотеки Слюдянского района Иркутской области, рассказывает о своем проекте «О чем читают дети…». Социальным партнером библиотеки выступила городская радиостанция «Удачное радио». Коллеги решили создать радиопрограмму, в которой диктор регулярно читал бы отрывок из какого-либо произведения и в конце выпуска обещал продолжение в следующей программе. Рассказ звучит в эфире ежедневно в начале каждого часа.
В ходе совместных обсуждений партнеры решили, что дикторами выступят сами дети. Продолжительность выпуска – 2 минуты, чтобы успеть заинтересовать слушателей и вместе с тем не утомить. Важная роль, по мнению автора проекта, отведена репертуару произведений. Коллеги решили сделать акцент на краеведческой научно-популярной литературе, книге М.Г. Тропиной «Здравствуй, озеро Байкал!» (цикл рассказов знакомит с удивительными жителями акватории). В дальнейшем коллеги обращались к поэтическим сборникам о Байкале, читали стихи поэтов фронтовых и послевоенных лет, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
С. Маханькова отмечает, что данный библиотечный проект нашел положительный отклик и у юных и у взрослых жителей города.
Суслова, Е.А. Детское телевидение воплощает мечты // Современная библиотека. – 2023. – N 6. – C. 32-33.
В детской модельной библиотеке г. Кондопоги Республики Карелия начало работу детское телевидение. О работе творческого сообщества рассказывает корреспондент республиканской газеты «Авангард» Елена Анатольевна Суслова.
Организовано телевидение на базе мультстудии, которая ранее действовала в библиотеке. ТВ-студия оборудована специальным зеленым экраном хромакей (технология, позволяющая кинематографистам и фотографам заменить фон на кадре на любое изображение или видео), приобретено специальное оборудование (штатив, кольцевая лампа, видеокамера). Руководит детским телевидением сотрудник библиотеки.
У проекта есть медиаплан с разными рубриками: в разделе «Дети одобряют» рассказывается о новинках кино и мультипликации, в программе «Время сказок» родители, учителя, библиотекари читают ребятам сказки и рассказы; рубрика «Дети читают» посвящена любимым книгам юных читателей.
Попробовать себя в качестве ведущего может любой читатель. Для этого необходимо написать в сообщество проекта в социальной сети «ВКонтакте». Безусловно, обзор книг требует подготовки, здесь на помощь ребятам приходят библиотекари: пишут аннотации, адаптируют текст, чтобы он стал понятным ребенку.
Творческий проект еще только начал свое развитие, но, несомненно, у него большое будущее, так как благодаря ему дети имеют возможность рассказать о том, что им интересно, чем хотелось бы поделиться и еще раз соприкоснуться с книгой.
Холостякова, Н. Каждый юный предприниматель желает знать… // Библиополе. – 2023. – N 4. – C. 52-55.
Автор публикации – заведующая методическим отделом Магаданской областной детской библиотеки Наталья Холостякова. Коллега рассказывает о реализации проекта «ФинЛандия». Цель инициативы – помочь ребятам усвоить основные экономические понятия, научиться совершать операции с финансами как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве. Целевая аудитория – младшие школьники.
Социальным партнером проекта выступил Азиатско-Тихоокеанский банк, сотрудники которого оказывали помощь в проведении занятий. Финансовую поддержку библиотека получила от Правительства Магаданской области, одержав победу на областном конкурсе социальных проектов «Инициатива Колымы».
Программа представляет курс из шести занятий: «Знакомство с деньгами, с их историей», «Бюджет», «Экскурсия в банк», «Осьминог» (мастер-класс по изготовлению копилки), «Магазин», «Мобильные помощники». Автор подробно останавливается на содержании каждого из них.
К занятиям библиотекарями готовилась подборка книг, которые должны были помочь ребятам изучить дополнительную информацию по теме. К проведению мероприятий коллеги подходили творчески, стремились, чтобы они были не только познавательными, но и занимательными: каждую встречу открывал аниматор в костюме ростовой куклы «Денежки», в программу встречи включались тематические игры и мультфильмы.
«В ходе проекта «ФинЛандия» все сложные финансовые термины мы объясняли ребятам простым, доступным языком на наглядных примерах: они «покупали» игрушки, брали на хранение конфеты», – отмечает Н. Холостякова. Таким образом ребята освоили принципы накопления, в том числе с помощью мобильных помощников, научились соизмерять свои запросы и возможности, усвоили, что любое приобретение является сделкой купли-продажи, а отношения между продавцом и покупателем регламентируются Гражданским кодексом и законом «О защите прав потребителей», получили представление об административной и уголовной ответственности за совершение финансовых правонарушений.
Инициатива сотрудников библиотеки была оценена на Всероссийском конкурсе «Семья и дети – в приоритете» и вошла в каталог практик, представленный на сайте проекта «Многодетная Россия».
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.