- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 14
Библиотекарю на заметку. Выпуск 14
Колоскова, Н.Е. Ресурсы Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы по продвижению целей устойчивого развития // Школьная библиотека. – 2023. – N 9. – С. 26-28.
В публикации ведущего методиста Центральной городской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы Колосковой Н.Е. освещены ресурсы, способствующие работе библиотеки, обслуживающей детей и подростков, в продвижении идей и целей устойчивого развития. Также представлены информационно-библиографические и методические материалы, разработанные в помощь библиотекарям и другим руководителям детского чтения.
Проект «Метр с книжкой» разработан для родителей детей от 0 до 7 лет. Это совместный проект библиотеки и Центра государственных услуг «Мои документы». Брошюра представляет собой рекомендации по работе с книгой, чтением в первый период жизни малыша, а также четыре небольших списка книг для детей разных возрастных групп. В рамках проекта издание вручается каждому родителю при получении свидетельства о рождении.
С 2007 года библиотекой совместно с партнерами (издательская группа «Гранд-Фаир», издательство «Самокат») издается иллюстрированный каталог «100 лучших книг для детей и подростков». «Детские книги, вышедшие в течение года, проходят серьезную экспертную оценку, затем принимается решение о включении лучших в каталог. Каждая книга сопровождается авторской рекомендательной аннотацией», – поясняет Н.Е. Колоскова. Все выпуски каталога представлены на официальном сайте ЦГДБ им. А.П. Гайдара и доступны для скачивания. Данный ресурс, на наш взгляд, является универсальным, так как знакомит с новинками литературы для детей и подростков и читателей, и родителей, и профессионалов.
На официальном сайте библиотеки в разделе «Бери и делай» представлены методико-библиографические материалы, которые помогут в подготовке и проведении мероприятий для детей и подростков с использованием лучших книг отечественных и зарубежных авторов. Материалы раздела систематизированы в две рубрики:
- «Книжные гиды» могут использоваться при подготовке занятий с читателями, родителями, руководителями детского чтения;
- «Книга как повод», здесь собраны материалы в формате сценарных планов, поводом к созданию которых стали книги.
Ресурс «Детям – о целях устойчивого развития» – специализированный. Он представляет собой рекомендательные списки литературы: художественные и познавательные книги, каждая из которых, по мнению коллег, может стать отправной точкой в разговоре с читателями о современном состоянии и преобразовании нашей планеты.
Резюмируя, подчеркнем: каждый из ресурсов интересен, содержит большой объем важной информации, доступен для ознакомления с материалами и, безусловно, может оказать методическую помощь в практической работе библиотекарей.
Молоканова, Е. Мастерская юных журналистов»: нам есть что рассказать // Библиотечное дело. – 2023. – N 13. – С. 21-22.
В статье представлен опыт работы молодежного журналистского проекта, реализованного на базе Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.
Автор публикации, Елена Владиславовна Молоканова, рассказывает о «Мастерской юных журналистов», которая объединила читателей библиотеки, желающих постичь секреты этой профессии. Под руководством опытных наставников, среди которых библиотекарь-руководитель объединения, профессиональные журналисты, главные редакторы местных газет, ребята два раза в месяц изучают основы журналистики, особенности газетных жанров, литературного редактирования. В рамках занятий участники мастерской подробно знакомятся с работой специалистов редакций: ответственного секретаря, корректора, дизайнера-верстальщика.
Заметки юных журналистов постоянно появляются на страницах районной газеты: интервью с руководителями общественных организаций, людьми интересных профессий; рассказывают ребята в местной прессе и о мероприятиях, проходящих в библиотеке.
Автор публикации рассказывает об одном из проектов «Мастерской юных журналистов» – «В руках их детских нуждался фронт», который получил грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В рамках инициативы участники объединения пообщаются с тружениками тыла, возьмут интервью, напишут о них статьи. В результате реализации проекта ребята не только расскажут об этих героических людях широкой общественности, но и проверят свои знания основ журналистики на практике.
«Конечно, не все они станут профессиональными журналистами, но где бы в будущем не работали эти ребята, знания, полученные в объединении, будут служить делу их жизни», – отмечает Е. Молоканова.
Шадрина, С.А. Летняя «Арт-Компания» в модельной юношеской // Современная библиотека. – 2023. – N 7. – С. 25-27.
Светлана Александровна Шадрина, ведущий библиотекарь модельной библиотеки для юношества N 3 ЦБС г. Волгодонска Ростовской области, рассказывает в статье о новом экспериментальном формате работы с пользователями библиотеки – организации на базе учреждения летней библиосмены.
Проект реализуется с 2022 года, продолжительность смены с 1 по 15 июня. Каждый год выбирается определенная тема, которая озвучивается детям и родителям, чтобы решение об участии было осознанным, и подростки оказались готовы к определенной работе.
«Летняя перезагрузка» – первая смена, ее работа была направлена на формирование навыков коллективного взаимодействия ребят во время подвижных, интеллектуальных игр и творчества. Итогом работы стал гала-концерт, а также видеорекомендация книг, которые участники выбирали для видеоролика самостоятельно.
Следующую библиосмену коллеги посвятили театру. Каждый день встречи был насыщен разными активностями: знакомство с фильмом-сказкой «Снежная королева», снятым режиссером Г. Казанским в 1966 году; чтение текста по ролям, работа над костюмами, изготовление реквизита, создание иллюстраций к спектаклю, которые впоследствии украсили театральные программки, предназначенные для зрителей. Итогом стала премьера спектакля по пьесе Е. Шварца «Снежная королева».
Автор подчеркивает, что благодаря проекту каждый участник обогатился новыми знаниями, умениями, попробовал себя в новом качестве и получил массу положительных эмоций от коллективной творческой работы.
Милина, П.А., Дворецкая, М.А. Профориентация: от науки до практики // Современная библиотека. – 2023. – N 7. – С. 74-77.
Профориентация – важная часть работы библиотек со старшими школьниками и молодежью. Эта тема интересна читателям, а современная библиотека обладает информационными и организационными ресурсами, позволяющими знакомить молодых людей с миром профессий.
С этим направлением в работе Библиотеки им. Р. Солнцева – филиала N 19 Централизованной библиотечной системы для детей им. Н. Островского г. Красноярска знакомят специалисты учреждения М.А. Дворецкая и П.А. Милина.
Коллеги отмечают, что библиотека давно работает в профориентационном направлении: проводились Дни карьеры, Дни информации, организовывались онлайн-интервью с представителями разных профессий.
Впоследствии опыт проведения подобных встреч был аккумулирован в профориентационный практикум «Неделя информации», который получил поддержку грантового конкурса «Территория Красноярский край». Среди задач создатели проекта выделяют: проведение тестирования старшеклассников, знакомство с миром профессий «изнутри», помощь в построении профессиональной траектории развития, демонстрация историй успеха.
Проект предполагал проведение в течение недели комплекса мероприятий: тестирование школьников на выявление особенностей психики и склонностей к тем или иным видам деятельности; встречи с представителями различных профессий; воркшопы (практические занятия по овладению навыками прикладных специальностей); профориентационные игры. Завершающим мероприятием стал квиз с вопросами по современным профессиям и их особенностям.
Коллеги отмечают, что проект оказался успешным: большое количество школьников оказалось охвачено профориентационной работой при минимальных финансовых затратах; увеличилось число посещений библиотеки старшеклассниками; сотрудники библиотеки получили опыт общения с успешными профессионалами и бизнесменами, тем самым расширив свои социальные партнерские связи.
Дальнейшее развитие данного направления библиотекари видят в создании сообществ профессионалов, которые будут периодически собираться для обмена опытом, идеями, заведения полезных знакомств. Это неформальное общение позволит преподнести профориентационную информацию в удобном для молодежи виде: поможет погрузиться в среду предполагаемой специальности, узнать о нюансах дела, которым они планируют заниматься.
Пышненко, Т. В чем состоит политика лояльности? // Библиотека. – 2023. – N 8. – С. 56-59.
Интересный способ повышение конкурентоспособности культурных, образовательных, информационных услуг, предлагаемых библиотеками населению, освещает главный библиотекарь научно-методического отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Татьяна Пышненко.
Коллега рассказывает о реализации регионального проекта «Политика лояльности общедоступных библиотек Белгородской области», основной целью которого стало выстраивание долгосрочных отношений с пользователями. Политика лояльности – система материальных и нематериальных вознаграждений для читателей, спонсоров, партнеров, которая стимулирует их к посещению библиотеки, использованию ее ресурсов, сотрудничеству.
Инициаторы разработали типовое Положение, а библиотеки-участники адаптировали его в соответствии с особенностями своих территорий, запросами целевой аудитории, возможностями читален. Были составлены списки предлагаемых льгот, балльная оценка каждой из них, условия их предоставления, сроки действия бонусных карт.
Среди приносящих бонусы активностей: приглашение друга в библиотеку с последующей записью его в качестве читателя, подписка на представительство учреждения в социальных сетях, размещение на личной странице поста о пользовании ресурсами, услугами читальни; участие в организации мероприятий, пользование платными услугами, безвозмездная передача материальных ценностей (дары, пожертвования) и т.д. Волонтеры и партнеры получают льготы за добровольный безвозмездный труд в помощь библиотеке, сопровождение мероприятий, предоставление площадок.
В обмен на бонусные баллы коллеги предлагают: скидки на платные услуги, бесплатное участие в мастер-классе, сертификат на индивидуальную экскурсию по библиотеке, первоочередное пользование новой поступившей литературой. Кроме того, отмечает автор публикации, благодаря партнерам список льгот дополняют бесплатные билеты в музеи, парки, сертификаты на посещение спортивных объектов.
Реализация проекта выявила и ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться библиотекам, о решении проблемных вопросов также идет речь в материале.
Безусловно, данная инициатива очень интересна представителям библиотечного сообщества. Политика лояльности, с одной стороны, способствует увеличению числа пользователей, продвижению услуг библиотеки; с другой, дает людям возможность получить поощрение за активность, неравнодушие, поддержку.
Якунчикова, К.Н. Как детской библиотеке строить диалог с читателем в социальных сетях? // Школьная библиотека. Сегодня и завтра. – 2023. – N 10. – С. 8-16.
Автор публикации – заведующая отделом литературы и материалов по искусству МКУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина» г. Сарова Нижегородской области К.Н. Якунчикова – рассказывает об опыте работы библиотеки в социальных сетях, акцентируя внимание на организационных вопросах, а также делясь творческими находками.
Среди организационных моментов важными коллега считает:
- анализ статистики группы официального аккаунта, которая помогает точнее определить целевую аудиторию (какая группа пользователей является основной по возрасту подписчиков);
- опираясь на данные статистики, составляется контент-план, определяются ответственные за наполнение материалами.
Особое внимание в публикации уделено созданию вовлекающего контента, приемам, позволяющим библиотекарям создавать мультимедийные тексты, ориентированные на запросы и интересы целевой группы подписчиков. Автор отвечает на вопросы: Как интересно рассказать о событиях в библиотеке? Какой контент может привлечь читателя в библиотеку? Как нестандартно представить книжные новинки? Как интересно раскрыть фонд? Какие форматы могут быть полезны и интересны читателям и позволят повысить посещаемость сайта?
Среди приемов общения с аудиторией в социальных сетях Ксения Николаевна отмечает: необходимость делиться с читателями искренними эмоциями и чувствами, важность апелляции к личным историям при освещении той или иной темы, создание вовлекающего контента (онлайн-челленджи, активности с книгами: онлайн-игры, литературные онлайн-марафоны, прямые эфиры, виртуальные выставки); и, безусловно, организация обратной связи.
Все озвученные вопросы и предлагаемые методические приемы организации работы в соцсетях коллега иллюстрирует большим количеством интересных нетривиальных примеров из опыта работы библиотеки г. Сарова, многие из которых можно использовать в своей деятельности.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.