- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 6
Библиотекарю на заметку. Часть 6
Буздукова, О. К финансовой грамотности – вместе! // Библиотека. – 2021. – N 6. – С. 24-27.
Люди, умеющие планировать свой бюджет, получают возможность управлять собственным благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха. В развитие финансовой грамотности подрастающего поколения вносят свою лепту и библиотеки – считает автор статьи Оксана Буздукова, главный библиотекарь Брянской областной детской библиотеки – филиала БОНУБ имени Ф.И. Тютчева.
Специалисты ОДБ ведут серьезную просветительскую работу с привлечением компетентных партнеров. Одним из них является Центральный банк Российской Федерации. Совместно с партнером библиотека провела несколько тематических мероприятий. Для семиклассников городских школ состоялась квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов». Разделившись на команды, ребята объясняли финансовые термины, собирали банкноты из пазлов, решали экономические задачи.
Юные читатели стали участниками театрализованной программы «Приключения Буратино» и вместе с главными героями сказки совершили увлекательное путешествие в «Банк». Ребята побывали на «Монетном дворе», где познакомились с технологией чеканки монет. В «Кассовом отделе» рассмотрели бумажные купюры в увеличительно стекло и научились определять их подлинность, также побывали в роли инкассаторов.
«Интернет-покупки: за и против» – так назывался единый урок для учащихся восьмых классов, на котором они узнали о подводных камнях виртуального шоппинга. Для учащихся старшего звена прошел финансовый брейн-ринг. Совместно с телеканалом «Брянская губерния» был подготовлен видеоролик «Экономика Победы» о финансовой стороне ведения боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес у детей и педагогов вызвал интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал «Богатый бобренок». Автор публикации уверена, что сотрудничество с банковскими экспертами позволяет библиотекам решать задачу экономического просвещения более эффективно.
Бусыгина, Ю. В гости приглашают динозавр и киборг / Юлия Бусыгина, Наталья Семенчукова // Библиотека. – 2021. – N 5. – С. 64-67.
Авторы публикации сотрудники Томской областной детско-юношеской библиотеки Юлия Бусыгина и Наталья Семенчукова. Коллеги стремятся развить у ребят тягу к познанию через вовлечение в чтение художественной и научно-популярной литературы. В статье идет речь о цикле программ «Научно и нескучно», адресованном младшим школьникам.
«Веселый навигатор» является вводным мероприятием цикла, на нем библиотекари рассказывают о знаменитых ученых прошлого и современности, их достижениях и открытиях. При этом большое внимание уделяется демонстрации различных технических устройств и инструментария. Например, во время беседы о химии ведущий объясняет ребятам суть несложных экспериментов с использованием лабораторного оборудования. На занятии «Космос – вечные просторы, многогранные узоры» акцентируется внимание на истории освоения космического пространства, устройстве Международной космической станции. Разнообразить программу помогают интерактивные игры и викторины. Урок «География для детей. Час интересных открытий» знакомит с фактами о Земле, великих путешественниках. В качестве реквизита библиотекарь использует карточки со стихами, контурные карты и атласы.
Антарктиде посвящается четвертое занятие цикла. Библиотекари рассказывают о современном этапе исследования материка, знакомят с последними открытиями, интересными научными фактами. В качестве практических заданий детям предлагается нанести полярные станции на контурную карту, принять участие в мини-спектакле и собрать виртуальный рюкзак исследователя. Занятие «Динозаврия» включает палеонтологический гид для юных исследователей и построено на опровержении популярных мифов о представителях древнейшей фауны. На уроке «Железный человек. Разговор о робототехнике» школьники получают дополнительные знания в области физики и математики, овладевают инженерно-практическими навыками, участников знакомят с историей создания роботов и их классификацией. Об экологических угрозах шел разговор на занятии «Мир на ладони». В ходе заключительной встречи цикла «Твоя будущая профессия» дети расширяют и систематизируют знания о различных областях науки, техники, культуры, вспоминают представителей тех или иных профессий. Отметим, что к каждому занятию в рамках цикла «Научно и нескучно» коллеги приводят списки книг и материалов, использованные при подготовке познавательных уроков.
Диева, М. Активная гражданская позиция – результат экспозиции / Марина Диева, Дугурхан Заурбекова // Библиополе. – 2021. – N 7. – С. 28-32.
Информирование о действующем законодательстве, работа по повышению юридической культуры населения, а также формирование и развитие правовой компетентности составляют важное направление в работе библиотек. Авторы статьи, сотрудники Центра семейного чтения имени А.С. Пушкина Централизованной городской библиотечной системы г. Тюмени, Марина Диева и Дугурхан Заурбекова делятся находками в области выставочной работы, посвященными этим серьезным темам.
Чтобы сделать экспозицию привлекательной для читателей, коллеги используют яркие цвета, необычные предметы, включают игровые элементы. Подготовка такой выставки требует больше усилий, однако результат оправдывает затраченное время. В статье упоминается экспозиция «Время надежд», направленная на формирование гражданской ответственности, правовой и электоральной культуры у юных посетителей Центра. Помимо книг, периодических изданий и брошюр, на выставке была представлена игра-бродилка, прототипом которой стала «Монополия». Игровое поле было раскрашено в тот или иной цвет: желтый – разминка, сиреневый – права электората, синий – этапы избирательного процесса, зеленый – вопросы, связанные с законодательной базой. Также авторы статьи приводят примеры экспозиций к Международному дню борьбы с коррупцией, к Всемирному дню защиты прав потребителей, ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
Для оформления выставок в интернет-пространстве коллеги используют виртуальные сервисы и инструменты. Среди апробированных – платформы Linoit.com, AnswerGarden, ThingLink. Библиотекари отмечают, что оригинальный подход к экспозиционной работе способствует повышению имиджа библиотеки, продвижению книг, привлечению читателей и формированию правовой культуры подрастающего поколения.
Мочалова, Е. В интересах молодежи // Библиотека. – 2021. – N 7. – С. 51-54.
Автор публикации – Елена Мочалова, менеджер по связям с общественностью Центральной библиотеки имени Е.И. Аркадьева г. Сызрани, рассказывает об онлайн-проекте «Не выходя из дома». Площадкой реализации инициативы стала социальная сеть «ВКонтакте». Любой желающий мог принять участие в моментальной игре «I&Квиз» путем голосования. На выбор предлагалось три и более вариантов ответов, среди которых лишь один правильный. Вопросы касались многих отраслей знаний: медицины, истории, астрономии – организовывались и тематические игры ко Всемирному дню науки, Дню добровольца, Дню Конституции. Ключевой аудиторией проекта стала молодежь. В течение года библиотекари подготовили более 400 вопросов и получили около 8000 ответов. Читателей библиотеки заинтересовал онлайн-квиз на тему освоения космического пространства. Задания отличались большим разнообразием: в одних требовалось применить конкретные знания, другие были связаны с литературными произведениями, третьи касались функционирования Международной космической станции, взаимодействия космонавтов разных стран, четвертые были рассчитаны на логику и смекалку.
Когда наметилась тенденция к снижению уровня ограничений, интеллектуальные игры стали проходить в очном формате. Вызвала интерес интеллектуальная игра, посвященная Дню славянской письменности и культуры. Участники толковали устойчивые обороты речи, сопоставляли названия месяцев с современными, расшифровывали слова на глаголице, составляли короткие рассказы, в которых все слова начинались на одну букву.
Благодаря подобным инициативам, молодые люди понимают, для того, чтобы быть интеллектуалом, надо интересоваться различными отраслями знаний, много читать, уметь пользоваться справочной литературой, расширять словарный запас.
Рогова, Ю. «Святая наука – расслышать дуг друга…» // Библиополе. – 2021. – N 5. – С. 47-52.
Поддержка детского и семейного чтения – одна из первостепенных задач Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской ЦБС г. Тамбова. Главный библиотекарь методического отдела Юлия Рогова делится опытом работы по этому направлению деятельности. С 2019 года в библиотеке проводится акция «Семейный литературный диктант». Инициатива представляет собой не просто написание текста диктанта, а подразумевает выполнение двух блоков заданий различной степени сложности (вопросы викторины и творческую часть). Участники письменно отвечают на вопросы, касающиеся литературных героев, событий, жанров. Творческая часть диктанта предлагает составление рифм или четверостиший, сочинение историй. На выполнение всех заданий отводится один час.
Коллеги отмечают, что эффективной мерой совместной деятельности детей, родителей и библиотекарей являются семейные клубы. В одном из филиалов тамбовской ЦБС работает объединение «Ответственный родитель», основные цели которого – сохранение и развитие здоровой семьи, поддержка семейного чтения. Мероприятия клуба отличают актуальная тематика и привлекательный формат. Психологический практикум «Автопортрет вашей личности: как лучше узнать самого себя», тренинг «Простые истины, или Что человеку для счастья надо?» получили живой отклик аудитории:
Перспективным направлением деятельности библиотек, по мнению Юлии, является работа с молодыми и будущими родителями. Автор статьи уверена, что, если читает мама – будет читать и ребенок. Так, в День семьи, любви и верности библиотекари ЦБС провели акцию «Книга с пеленок». Сотрудничают коллеги и с учреждением социального обслуживания населения. Многодетные семьи, посещающие эту организацию, частые гости библиотечных мероприятий.
В завершении обзора приведем несколько советов от автора статьи:
- Работа клубов должна строиться с учетом интересов его участников – детей и родителей.
- Наибольшим успехом пользуются встречи, которые несут конкретную практическую пользу.
- Стараться привлекать к участию в мероприятиях друзей и социальных партнеров библиотеки.
- Встречи с участием приглашенных экспертов лучше проводить в формате «вопрос – ответ».
Сиротюк, О.В. Хранители народных традиций // Современная библиотека. – 2021. – N 5. – С. 79-81.
2021 год в Пензенской области был посвящен культурному и духовному наследию. Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова не осталась в стороне и разработала цикл мероприятий «Неделя народных промыслов». В статье специалист отдела организации библиотечного обслуживания пользователей Ольга Викторовна Сиротюк делится опытом по реализации программы, которая позволила прикоснуться к творческому наследию известных мастеров, вспомнить пензенских умельцев и посетить тематические мастер-классы. В рамках Недели прошла увлекательная игра-бродилка «По дорогам доброго мастерства», которая позволила «посетить» центры народного творчества и найти ответы на занимательные вопросы. На выставке «Наследие. Народные промыслы и быт крестьян в XIX в.» посетители библиотеки увидели изделия из керамики и стекла, бересты и соломы, войлока и лозы, дерева и металла.
Живой отклик у юных читателей вызвал квест «Тайна восьми мастеров». Задания мероприятия посвящались ремеслам, принесшим популярность пензенскому краю. Участники квеста вспоминали об особенностях абашевской игрушки, инструментах, необходимых при изготовлении валенок, расшифровывали элементы домовой резьбы, помогали ткачихам в изготовлении ковра, разгадывали ребусы и секреты мастерства стеклоделов.
Творческим дополнением «Недели народных промыслов» стали мастер-классы, на которых школьники познакомились с разными техниками и видами рукоделия. Автор статьи отмечает, что в наш век научно-технического прогресса потребность в рукотворных вещах, хранящих тепло и добрую энергию души мастера, не исчезает, и народное искусство не теряет своей актуальности.
Хисамутдинов, Р. Классик на связи / Руслан Хисамутдинов, Ксения Кузнецова // Библиополе. – 2021. – N 6. – С. 18-20.
О телеграм-канале «Достоевский отвечает» рассказывают коллеги из муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга Руслан Хисамутдинов и Ксения Кузнецова. Первоначально перед разработчиками проекта стояла задача сформировать комьюнити-сообщество, которое совместно переосмыслит творчество Ф.М. Достоевского. Телеграм был выбран не случайно:
- представляет собой обособленную от постороннего контента площадку, информация не затеряется в общем потоке;
- в любой момент можно ознакомиться с более ранними публикациями;
- помимо текстовых можно разместить аудио- и видеосообщения.
На канале публикуется серьезный и юмористический контент. Таким образом, авторы, избегая академичности, стремятся приблизить писателя к разным категориям читателей.
Первая инициатива в телеграме была посвящена литературной моде. С приглашенным экспертом коллеги рассуждали как одевались Ф.М. Достоевский и герои его романов. «Встреча» была реализована через серию постов с изображением вещей, о которых шла речь. Авторы статьи отмечают, что формат ведения канала свободный, располагающий к открытому разговору. Обращаясь к любопытным страницам биографии писателя, коллеги создают интересный контент, например, серия публикаций «#ДостоевкийПолиглот», «#Достоевскийjpg». Разработчики планируют расширять географию проекта, привлекать к участию исследователей творчества Ф.М. Достоевского, представителей культуры.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.