- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 10
Библиотекарю на заметку. Часть 10
Астапенко, Е. Моделируем образ региона вместе с цифровым поколением // Школьная библиотека. Сегодня и завтра. – 2022. – N 9. – 28-35.
Тема краеведения сегодня звучит все актуальнее, она интегрирует большое количество аспектов, объединенных с патриотизмом, любовью к Родине, памятью, уважением к истории страны и своей семьи. В настоящий момент эта тема связана с понятиями «бренд региона», «гений места», «развитие креативной индустрии».
В статье «Моделируем образ региона вместе с цифровым поколением» Е.Л. Астапенко, заведующая организационно-методическим отделом ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина», рассказывает о краеведческом проекте «Твой край». Это проект по развитию исследовательских навыков молодых читателей библиотеки с помощью новых информационных технологий. Автор пишет: «Изучение и анализ имеющихся в библиотеке печатных путеводителей и справочников по туристическим маршрутам города Иркутска и Иркутской области, а также создание уникального медиаконтента – интерактивного путеводителя для молодых путешественников молодыми краеведами-исследователями стали главной целью краеведческого проекта «Твой край».
На подготовительном этапе коллегами велись разработка проекта и рассылка информационных писем потенциальным участникам и партнерам, разрабатывались содержание практических занятий и логотип. В проекте приняли участие школьники, студенты средних профессиональных образовательных учреждений, педагоги, волонтеры культуры и специалисты библиотеки. Последние стали авторами и ведущими мастерских по изучению структуры классических печатных путеводителей, освоению сервисов для создания цифровых итоговых работ проекта, готовили ребят к публичному выступлению (защите проекта).
Для создания исследовательских работ библиотекари предложили участникам следующие сервисы: Canva и Google (карты, презентации), Izi.travel (бесплатная версия) и блочный конструктор Tilda Publishing.
Важным моментом, по мнению коллег, является непосредственное участие подростков не только в создании проектов, но и в разработке критериев оценивания материалов, в работе жюри конкурса совместно со специалистами из сферы туристического бизнеса.
В публикации автор приводит примеры наиболее успешных проектов молодых авторов. Среди них путеводитель «5 причин посетить Иркутск». Он представляет собой описание причин посетить город с краткой справочной информацией, историческими характеристиками и фотоматериалами. К путеводителю ребята составили и напечатали настольную игру по Иркутску. Путеводитель представлен как в электронном, так и в бумажном форматах.
Интересным, по мнению организаторов, был также проект – фильм-экскурсия «Дворец Бичиханова». Это биографический рассказ о деревянном дворце иркутского купца, построенном в XIX веке как копия парижского дворца Тюильри. Режиссерами, актерами, костюмерами и монтажерами стали учащиеся школы, их педагоги и родители.
Автор отмечает, что проект «Твой край» вызвал большой интерес в профессиональном сообществе, поскольку легко транслируется и может быть реализован с привлечением минимальных ресурсов.
Васильева, Н. Диалоги о семье и браке. Демография через призму любви // Библиотека. – 2022. – N 9. – с. 47-51.
«В настоящее время очевидны такие общественные проблемы, как снижение рождаемости, сокращение количества браков, повышение частоты разводов, рост числа пар, проживающих в незарегистрированном союзе. Чем может помочь библиотека в плане подготовки подростков и юношества к семейной жизни?» – рассуждает Наталия Васильева, главный библиотекарь сектора непрерывного образования отдела по координации деятельности библиотек области Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества.
В своей статье автор рассказывает о проекте «Семья от Я до Мы», реализованном в библиотеке. Он включает несколько циклов занятий: «Все начинается с любви», «Диалоги о семье и браке», «Род начинается с отца», «Семья крепка памятью предков. Родословная семьи». Наиболее приемлемыми формами взаимодействия с подростками по данной тематике библиотекари избрали диалоги, встречи, мастер-классы, тренинги, дискуссии. На встречах коллеги обсуждают с подростками вопросы самопознания, социальной роли в семье отца и матери, нравственного воспитания и зрелости молодых людей. В статье автор приводит примеры мероприятий, включенных в тот или иной цикл.
Н. Васильева отмечает, что большую помощь в реализации проекта оказывает тесное взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями, органами власти, представителями духовенства. К проведению занятий библиотекари привлекают специалистов: психолог проводит цикл тренингов по формированию и развитию коммуникативных навыков, сотрудники ЗАГСа участвуют в обсуждении темы «Гражданский брак: за и против», супружеские пары со стажем совместной жизни в 20, 25, 30 и более лет делятся практическим опытом решения тех или иных проблем, возникающих в семье.
Безусловно, особое место отводится книге, она обязательно присутствует на каждом этапе проекта. Коллеги рекомендуют подросткам почитать книги Э. Фромма «Искусство любить», Н.М. Козлова «Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день», которые помогают человеку понять, полюбить себя; ведь тот, кто этого не умеет, вряд ли сможет полюбить другого. Понять социальную роль отца позволяет обсуждение рассказа В.К. Железнякова «Солдат на посту», книги Г.Н. Щербаковой «Дядя Хлор и Корякин». Пользуясь материалами книги «Любовь как образ жизни» Гэри Чепмена, ребята проверяют, в какой мере они обладают качествами, необходимыми в семейной жизни и как их воспитать в себе.
Автор приходит к заключению, что обсуждать темы любви и семьи, находить ответы на вечные вопросы и создавать собственную систему ценностей жизненно необходимо для подростков, и библиотека может помочь в этом молодым людям.
Волокитина, В. Место для шага вперед / В. Волокитина, Ю. Глушкова, О. Филиппова // Современная библиотека. – 2022. – N 8 – с. 82-85.
Авторы статьи – В.Т. Волокитина, руководитель кружка, куратор Общественного совета детей и подростков по вопросам в сфере культуры Новосибирской области; Ю.А. Антонова, заведующая сектором социального партнерства Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького, куратор Общественного совета детей и подростков по вопросам в сфере культуры Новосибирской области; О.С. Филиппова, главный библиотекарь Нижегородской государственной областной детской библиотеки им. Т.А. Мавриной, куратор Нижегородского актива. В публикации коллеги делятся опытом работы по взаимодействию читательских активов в разных регионах страны с целью развития у подростков интереса к совместному творчеству.
Участниками проекта стали члены Общественного совета детей и подростков по вопросам в сфере культуры Новосибирской области и читательский актив Нижегородской государственной областной детской библиотеки им. Т.А. Мавриной. Общение ребят из данных регионов было организовано в форме телемоста. На первом из них, «Место для шага вперед», читатели и активисты двух библиотек познакомились друг с другом в прямом эфире, обсудили любимые произведения и роль книги в жизни человека.
Следующим этапом совместной работы стало обсуждение инициатив по проектам. Нижегородцы предложили обменяться серией городских виртуальных открыток, чтобы узнать родные города друг друга и провести виртуальный квест с использованием Google-карт. Ребятам было необходимо выбрать 10 наиболее известных достопримечательностей, зашифровать их загадками, ребусами, шарадами или рисунками. Участники должны были не только разгадать шифр, но и найти это место на Google-карте, сделать скрин и выслать соперникам. Если ответ был верный, то отправлялась следующая загадка.
Авторы публикации рассказывают и о других проектах, реализованных ребятами. Среди них создание рекомендательных списков книг для юных читателей с эмоциональными маркерами, литературный суд по защите жанра фэнтези, онлайн-проект киноклуб «42 разгневанных киномана».
Коллеги отмечают, что собираться онлайн – особое удовольствие для ребят, но из-за разницы во времени в четыре часа встречаться часто не так просто. На помощь приходят социальные сети, активы проводят совместные акции. Например, флешмоб «Моя домашняя библиотека»: в формате короткого видео или поста с фотографиями ребята знакомили со своими домашними библиотеками; акция «Топ-3»: подростки рассказывали о трех самых любимых книгах.
Кураторы проекта подчеркивают, что эти встречи – знаковое событие в плане сотрудничества. «Пусть между нашими подростками расстояние больше 2000 километров, но у них есть общие темы и интересы», – подчеркнула директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки им. Т.А. Мавриной Наталья Ивановна Бочкарева.
Добрачева, О. Создать проект, поставить эксперимент // Библиополе. – 2022. – N 8 – с. 53-57.
Автор публикации – Ольга Добрачева, ведущий библиотекарь модельной библиотеки «Интеллект-центр» г. Черемхово Иркутской области, делится опытом работы по созданию мультимедийной среды для самосовершенствования читателей библиотеки. В статье автор рассказывает о работе двух модулей «Интеллекторий» и «Бункер технологий».
В первом из них коллегами открыты два клуба: «Познайка» и «Парадокс». Ключевым форматом в работе объединений стали опыты, которые помогают погрузиться в естественные науки, узнать о природных явлениях и выявить закономерности между ними. Занятия библиотекарям помогают проводить социальные партнеры – преподаватели образовательных учреждений. Для проведения «урока» используются: интерактивное и мультимедийное оборудование, микроскопы, материалы-реагенты, которые легко приобрести в магазине или аптеке. Предпочтение отдается наиболее безопасным, простым, но зрелищным экспериментам. В завершение опыта всему происходящему дается научное объяснение.
Вторую креативную площадку «Бункер технологий» коллеги определяют как makerspace – пространство (от англ. «сделай сам»). Здесь посетители обучаются по двум направлениям. Первое из них рисование на графических планшетах в школе дизайна «Арт-тема» и работа с фотографией в школе «Фотошоп с нуля». Другая сфера – моделирование с помощью 3D-ручек и 3D-принтера. Методикой работы с первыми библиотекари Интеллект-центра овладели самостоятельно и активно используют ее при проведении мероприятий. Азам работы на 3D-принтере студентов и старшеклассников обучает социальный партнер библиотеки – преподаватель информатики. Овладев навыками 3D-моделирования, старшие читатели становятся наставниками учащихся начального звена: передают свои знания, поддерживают и направляют в дальнейшей работе, таким образом, коллеги развивают практику волонтерства.
«Концептуальное содержание и технологическое оснащение модуля «Бункер технологий» оказалось очень близким по наполнению и смыслам к проекту «Гений места», цель которого – сформировать современную инфраструктуру для развития креативной экономики регионов, создать новые интеллектуальные продукты на базе локальной идентичности. Поэтому мы решили сделать пространство точкой концентрации талантов. Все имеющиеся технические возможности, потенциал сотрудников библиотеки и социальных партнеров направили на реализацию мероприятий, объединив их в четыре блока», – отмечает О. Добрачева.
В первом, «Комикс-лаб», создаются рисованные истории – от написания диалогов, раскадровки, оформления рисунков или фотографий, знакомства со специальными программами до печати. В «Художественной мастерской» посетители работают на графических планшетах, занимаются в школах «Арт-тема» и «Основы редактирования фото», в блоке «Фабрика идей» читателям предлагается освоить онлайн-программы, необходимые для 3D-моделирования, побывать на уроках по рисованию 3D-ручками. Выбравшие блок «Бункер технологий» учатся медиаблогерству, театральному, литературному, ораторскому искусству и фотографии.
В реализации проекта в качестве социальных партнеров оказывают помощь местные профессионалы. Также сотрудники библиотеки приняли участие в конкурсе, объявленном Министерством культуры РФ и РГБ «Гений – это ты!», прошли отбор и теперь осваивают новые профессии «копирайтинг» и «дизайн пользовательского интерфейса».
Определяя концепцию пространства, библиотекари основательно подошли к формированию книжного фонда, для каждого из блоков точки концентрации талантов имеется специальная литература: книги по искусству, рисованию комиксов, робототехнике, блогерству. Книжный фонд ежегодно пополняется техническими пособиями, 3D- и 4D-справочниками, подписными изданиями.
За создание условий для интеллектуальной деятельности, реализации творческих и научных идей модельная библиотека «Интеллект-центр» награждена дипломом конкурса «Золотая полка».
Знобищева, М. Сделать классику понятной // Библиополе. – 2022. – N 8. – с. 61-64.
Как сделать классику понятной и интересной для сегодняшних школьников? Свои варианты ответа на этот вопрос дает Марина Знобищева, ведущий библиотекарь Центральной детской библиотеки имени С.Я. Маршака г. Тамбов.
В библиотеках привычным является проведение мероприятий, посвященных жизни и творчеству классиков. Но чаще всего эти встречи проходят в форме литературных уроков. М. Знобищева предлагает разнообразить методики подачи материала, предлагая следующие формы: литературная гостиная, поэтические турниры, балы-маскарады, проблемные дискуссии, инсценировки, игры, квесты, ток-шоу, «судебные заседания».
В статье коллега выделяет основные трудности восприятия классических произведений, с которыми сталкиваются сегодняшние молодые люди:
- непонимание школьниками социально-культурной обстановки, на фоне которой разворачивается сюжет;
- скудность словарного запаса и возникающее вследствие этого частичное непонимание лексики XIX-XX вв.;
- непонимание мотивов поведения персонажей, их характеров;
- отсутствие читательских навыков;
- несоответствие текста потребностям ребенка.
Автор предлагает алгоритм действий по их решению, иллюстрируя интересными примерами из практики работы Тамбовской Центральной детской библиотеки.
Так, например, в решении проблемы со словарным запасом сегодняшних детей и подростков оптимальным форматом, по мнению коллеги, являются игры и викторины по развитию речи («Интерьер дворянской усадьбы», «Дореволюционные профессии» и др.), создание серии электронных продуктов «В помощь учителю», каждый из которых посвящен лексике того или иного художественного произведения.
Осознать, почему герой поступает так, а не иначе, позволит методика погружения в ситуацию. Автор публикации предлагает следующие формы работы: постановка пьесы, короткометражный фильм, ролик по мотивам какого-нибудь классического произведения в современной интерпретации («Ревизор. Перезагрузка», «Герои нашего времени»).
По мнению М. Знобищевой, привлечь внимание юных читателей к классике вполне возможно. Нужно только вызвать ребят на диалог, погрузить их в эпоху и показать, что всё, о чем писали классики два века назад, актуально и сегодня.
Ксенофонтова, Р. Растим финансовых отличников // Библиополе. – 2022. – N 10. – с. 38-42.
Каждый из нас практически ежедневно сталкивается с необходимостью принимать мелкие или крупные финансовые решения. Иногда они оказываются ошибочными, так как специалистами в этих вопросах мы не являемся, а к кому обратиться за консультацией, не знаем.
В своей публикации «Растим финансовых отличников!» главный библиотекарь Библиотеки-филиала N 22 «Smart-библиотека» г. Якутска, Республики Саха (Якутия) Розалия Ксенофонтова рассказывает о проектах, реализованных в области финансовой грамотности, для читателей разных возрастов.
Старт деятельности библиотеки в данном направлении дал проект «Онлайн-школа финансовой грамотности», представляющий собой видеоуроки с экспертами. В качестве последних выступили волонтеры республиканского министерства финансов. Кроме того, 26 сотрудников ЦБС прошли повышение квалификации по направлению «Основы финансовой грамотности в библиотеке» на базе Якутского финансово-экономического колледжа имени И.И. Фадееева, что позволило им в дальнейшем самостоятельно готовить занятия по некоторым темам. Специалисты выбрали 10 тем, изучение которых, по их мнению, позволило бы людям овладеть базовыми знаниями и получить доступные советы, среди них: «Страхование жизни», «Семейный бюджет», «Уменьшение кредитной нагрузки», «Банковские карты», «Как уберечь себя и близких от мошенников» и другие. Р. Ксенофонтова подчеркивает, что онлайн-обучение не ограничивается лишь видеосюжетами. После каждого урока можно углубленно изучить тему, с этой целью для взрослых и юных пользователей представлены подборка изданий на платформе «ЛитРес» и перечень со ссылками на различные ресурсы: сайты Федеральной налоговой службы, Национального банка России, финансовые маркетплейсы banki.ru и «Сравни».
В дальнейшем коллегами были реализованы еще несколько проектов. Для пожилых людей был организован фестиваль финансовой грамотности «Серебряная нить». Приглашенные эксперты разбирали с присутствующими мошеннические схемы, психологи рассказывали об уловках, которыми пользуются аферисты, участники мероприятия делились своим опытом общения с мошенниками. Для ребят среднего и старшего школьного возраста библиотекари организовали чемпионат по настольной игре «Монополия», тематический онлайн-марафон «Финансы и я». Для старшеклассников коллегами был организован также проект «Мой первый бизнес». Программа состояла их двух этапов. Первый включал в себя пять образовательных блоков: «Командообразование», «Лидерские качества», «Основы финансовой грамотности», «Целеполагание и тайм-менеджмент», «Самопрезентация и защита проекта». Второй этап – деловая игра «Мой стартап», ребята встречались с предпринимателями, посещали воркшопы, презентовали свои проекты. Победители получили денежный приз в качестве инвестиции, кураторы из числа предпринимателей в течение полугода помогали финалистам в реализации их идей.
Интересный проект реализовали специалисты библиотеки совместно с Региональным центром компетенций по финансовой грамотности для младших школьников – многосерийный анимационный сериал «Финансики». Коллеги самостоятельно разрабатывали тему, писали сценарий, занимались раскадровкой, анимацией, озвучкой. На сегодняшний день вышло 10 фильмов, среди них: «Что такое деньги?», «Как появились деньги?», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Копим деньги на подарок», «Финансовые мошенники». В 2022 году мультсериал вошел в каталог лучших региональных практик соответствующей тематики.
Автор статьи отмечает, что все проекты очень востребованы, приносят населению реальную помощь, в планах библиотеки реализация новых проектов по финансовому просвещению.
Мищенкова, М. Скажи мне, кто ты, и я скажу, что тебе читать // Школьная библиотека. – 2022. – N 8. – с. 29-33.
Автор статьи Маргарита Ивановна Мищенкова, методист Областной детской библиотеки, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, г. Калуга.
Статья посвящена аспектам привлечения внимания к проблеме детского чтения. Как приобщить ребенка к чтению? Как привить ему любовь к книге? Свой вариант ответа на эти вопросы предлагает автор, акцентируя внимание на особенностях восприятия литературы у детей разных психотипов.
По мнению, М. Мищенковой, главное – помочь ребенку правильно выбрать книгу. Необходимо внимательно присмотреться к ребенку, к его поведению, умению контактировать с окружающими, понять, какой у него темперамент, и, учитывая эти особенности ребенка, предлагать ему литературу для чтения.
Автор публикации дает краткую характеристику каждому из четырех видов темперамента, советы библиотекарю по организации работы с ребенком с учетом его особенностей, список книг-помощников.
Так, например, ребенку-«холерику» коллега дает следующую характеристику: «Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно представить, как он поведет себя в новой обстановке – реакция может быть самой разной... Один из главных недостатков – неумение налаживать отношения в коллективе, неумение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми… В библиотеке перебегает от одной полки к другой, набирает кучу книг или вовсе отказывается что-то читать». Поэтому необходимо учить ребенка владеть собой, учить вежливости, разбирать с ним конфликтные ситуации, проговаривать с ним варианты верного поведения. Безусловно, это, в первую очередь, дело родителей. Участие библиотекаря в этом процессе в правильной рекомендации книг для прочтения.
Для чтения ребенка холерика Маргарита Мищенкова рекомендует книги-помощники: книги нравственного содержания и воспитания, небольшие рассказы, истории (русские народные сказки, произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Б. Заходера, В. Драгунского); книги про эмоции (Ромадье и Буржо «Моя книжка злится», серия «Полезные сказки», Елена Ульева «Сказки про эмоции»).
Сотруднику библиотеки автор советует разрешать холерику самому выбирать книги (как правило, это книги одной тематики: про машины, пиратов, динозавров и т.д.), предлагать книги с яркими иллюстрациями, с небольшим объемом текста, игровые книги.
«Чтение – это процесс интимно-личностного развития. Насколько разные люди – настолько разные книги… В книге можно найти ответ на свой вопрос, главное – знать, какой книге его задать», – отмечает автор.
Помочь в этом, конечно, может библиотекарь!
Степина, А. Фавориты – на полке // Библиополе. – 2022. – N 10. – с. 13-16.
В статье ведущего библиотекаря Детской библиотеки N 1 имени В.Е. Сорочкина ЦСДБ г. Брянска Алины Степиной речь идет о содержательных аспектах и технических нюансах книжных видеороликов. Автор рассказывает о программе продвижения книги в виртуальной среде «А мы читаем!», реализованной в ЦСДБ. На проект, по словам коллеги, вдохновила деятельность буктьюберов – блогеров, рассказывающих в своих видеороликах о прочитанных произведениях. Было принято решение познакомить школьников с литературой нескучно, зрелищно и оригинально.
А. Степина подробно останавливается на организационных вопросах, связанных с реализацией инициативы: разработка Положения, формирование графика публикаций, освоения специалистами библиотек необходимого технического инструментария. Им пришлось освоить много полезных платформ, среди которых: сервис графического дизайна Canva, инструмент для создания слайд-шоу и видеороликов с 3D-эффектами «ФотоШоу PRO», программу для монтажа Movavi Video Editor. Автор отмечает, что два последних средства обработки контента – отечественные, имеют довольно понятный функционал, в котором сможет разобраться даже новичок.
Рассказывая о содержательной части роликов, коллега приводит ряд примеров видеопредставлений книжных изданий. Один из них анонс книги Юлии Лавряшиной «Пока, лосось!», которая стала лауреатом Премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского. Рекламируя произведение, создательница выпуска не могла предположить, что на просторах интернета ее работу увидит сама автор книги и в комментариях поблагодарит библиотекарей, познакомивших ребят с повестью. С этого момента коллектив ЦСДБ поддерживает дружеское общение с известной российской писательницей.
Анализируя проделанную работу, А. Степина отмечает, что необычный формат продвижения чтения оправдал себя. Дети приходят в библиотеку за новинками, обзоры которых предварительно посмотрели, рекомендуют их своим сверстникам.
Шадрина, С. Говорю творчеством // Современная библиотека. – 2022. – N 9. – с. 12-15.
О проблеме организации досуга в библиотеке и творческой самореализации молодых людей с ментальными нарушениями идет речь в публикации ведущего библиотекаря библиотеки для детей и юношества – филиала N 3 Централизованной библиотечной системы г. Волгодонска Ростовской области Светланы Александровны Шадриной.
Автор делится опытом работы по данному направлению, рассказывая о работе арт-студии «Говорю творчеством», созданной на базе библиотеки. Коллега отмечает, что взаимодействие с «особой» молодежью требует от сотрудников особых знаний и навыков. Поэтому библиотекари прошли курсы «Инклюзивное волонтерство» онлайн-университета социальных наук «Добро. Университет», консультировались у психологов Центра социального обслуживания населения.
Главной идеей в работе студии стало вовлечение молодежи с ограниченными возможностями здоровья в интерактивный формат взаимодействия, стремление сделать ее не пассивным зрителем, а активным, деятельным участником процесса. Для этого коллеги используют разные формы работы: тематические мастер-классы, громкие чтения, кинопоказы, игры, конкурсы. Например, ко дню русской народной сказки «особая» молодежь не только слушала, читала и смотрела сказки, но и лепила любимых героев в технике пластилинографии. На встрече, приуроченной к дню российского кино, ребята узнали об истории кинематографа, о людях, снимающих кино. Потом сами приняли участие в съемках импровизированного кино и побывали на его премьере.
Следующей ступенью в работе коллег стало проведение совместных мероприятий для «особых» посетителей библиотеки и обычных читателей. Автор статьи отмечает проблемы, с которыми приходится сталкиваться: неэтичное восприятие некоторыми людьми молодежи с ментальными нарушениями, затруднение в выполнении некоторых задач в силу особенностей здоровья, в связи с этим необходимость посторонней помощи. Библиотекари решают трудности, проводя беседы с читателями и привлекая к участию в мероприятиях помощников-волонтеров. В публикации С. Шадрина приводит примеры мероприятий, подчеркивая, что совместное творчество позитивно влияет на молодых людей с ментальными нарушениями и дает эмоциональный заряд всем остальным участникам.
Шаповал, Л. Когда я стану гидом / Л. Шаповал, Е. Маркович // Библиополе. – 2022. – N 10. – с. 23-25.
Авторы публикации – Любовь Шаповал, заведующая Детской библиотеки имени Н. Островского – филиала N 1 ЦБС г. Таганрога Ростовской области, и Елена Маркович – ведущий библиотекарь. Коллеги рассказывают об опыте реализации проекта «Гений места» в своей библиотеке, ставшей в 2020 году модельной. Свою точку концентрации талантов библиотекари задумали организовать по направлению «Туризм». Решение это обусловлено тем, что в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Таганрог активно развивается как место притяжения путешественников. Важным фактором, который способствовал бы успеху, является подготовка кадров. На базе библиотеки запустили инициативу «SmallГид» (от англ. small – «маленький»): детям предлагается примерить на себя роль начинающих экскурсоводов. Мероприятия проводятся кураторами проекта из числа сотрудников библиотеки и приглашенными специалистами в формате тематических бесед, встреч-интервью с гидами и краеведами, мастер-классов; рассказы профессионалов сопровождаются электронными презентациями, виртуальными экскурсиями. В статье авторы приводят конкретные примеры занятий с детьми, в результате которых ребята осваивают новые навыки: красивая и грамотная речь, умение составлять тексты, разбираться в картах и даже создавать свои с помощью виртуальных программ. Результатом этих встреч и мероприятий должна стать авторская экскурсия, разработанная и снятая участниками проекта с помощью куратора.
«Возможно, никто из участников проекта «SmallГид» в будущем не станет экскурсоводом. Но зато, безусловно, нам удалось увлечь их историей города, присмотреться к достопримечательностям. А это первый шаг на пути к тому, чтобы сформировать у ребят любовь к Родине, привить им уважение к культурному наследию», - подчеркивают авторы статьи.
Шиман, Е. Синтез книги и кино // Современная библиотека. – 2022. – N 9. – с. 19-21.
Евгения Витальевна Шиман, заведующая библиотекой-филиалом N 12 им. В. Белинского Централизованной библиотечной системы им. А.М. Горького г. Красноярска, рассказывает в публикации о работе возглавляемого ей учреждения, концептуальной основой развития которого стало продвижение чтения через обращение к шедеврам кино и театрального искусства, популяризация кино и театра через книгу. В библиотеке реализуется творческий проект «Литературное кино», в рамках которого читатели знакомятся с экранизациями художественных произведений и культовыми режиссерами. Каждый месяц для посетителей библиотеки проводятся различные мероприятия: квизы, викторины, квесты, просмотры и обсуждения фильмов, диспуты.
Автор статьи отмечает, что для осуществления проекта необходимым фактором являются партнерские отношения с другими учреждениями культуры, приводит примеры творческого сотрудничества. Так, библиотекари активно взаимодействуют с детским кинотеатром. Его команда проводит киноуроки на разные темы в стенах библиотеки, а библиотекари, со своей стороны, оформляют выставки в фойе кинотеатра и проводят квизы по теме кинопроката. Положительным примером сотрудничества служит совместная работа в рамках проекта с театрами г. Красноярска. В библиотеке организуются творческие встречи с актерами, артисты проводят мастер-классы по ораторскому мастерству, работе над дикцией, психологическим приемам, позволяющим справиться с волнением.
Продвижение книги и кино продолжается и в группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте», где реализуется проект «Новое кино». На странице публикуются обзоры фильмов и экранизаций, которые появятся в ближайшее время в кинотеатрах. В настоящее время коллеги разрабатывают новые форматы популяризации литературы и кино. Среди них творческий проект «Быстрое кино» – создание короткометражных видеороликов из жизни библиотеки, впоследствии они будут смонтированы в полноценный фильм о библиотеке, сотрудниках и читателях. Второй проект – фестиваль «Книжное кино», где будут представлены короткометражные фильмы по прочитанным книгам.
«Максимально используя имеющиеся ресурсы, налаживая социально-культурные связи, применяя различные формы работы и приумножая творческий потенциал сотрудников, мы вовлекаем читателей в просветительскую и культурно-досуговую деятельность. А концепция развития, связанная с киноискусством, дает простор для нестандартных творческих решений», – резюмирует Е. Шиман.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.