- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 5
Библиотекарю на заметку. Часть 5
Долгополова, Н. Спокойствие, только спокойствие, или Как принимать негативные комментарии // Библиотека. – 2021. – N 2. – С. 15-17.
В своей статье заведующая отделом социокультурных проектов Центральной городской библиотеки города Омска Наталья Долгополова рассказывает о том, как правильно реагировать на негативные комментарии пользователей библиотечного сообщества в соцсетях. Автор публикации отмечает, что можно попробовать увидеть в критике положительные моменты. Например, пост, получивший отрицательную оценку, будет чаще показываться в новостной ленте «ВКонтакте», и его увидит большее количество человек. Чем больше комментариев под публикацией, тем вероятнее, что алгоритм «ВКонтакте» посчитает ее интересной и будет чаще показывать в ленте. Важным принципом работы в социальных сетях является осторожность. При написании нового поста администратору группы необходимо быть толерантным и обдумывать каждое слово. Подписчики могут быть разочарованы работой библиотеки, книгой, темой публикации в группе библиотеки. Если пользователь недоволен работой библиотеки, необходимо принести ему извинения и решить проблему. Если читатель критикует писателя или произведение, можно привести в пример мнения о творчестве автора признанных деятелей искусства. Администратор может написать пользователю, что сообщество нацелено на освещение множества разных точек зрения.
Критика помогает сотрудникам библиотеки лучше понять целевую аудиторию, взглянуть на ситуацию под другим углом. Если пользователи сообщества недовольны рекламой «ЛитРес», необходимо дополнить контент историями о бумажных книгах, классической литературе и стандартных носителях информации. По данным исследований маркетологов, пользователи больше доверяют отзывам о работе учреждения, если видят среди них не только положительные, но и отрицательные. Если в группе есть негативные комментарии, это значит, что администраторы не удаляют их, а принимают их к сведению, стараются улучшить свою деятельность. При работе с отрицательными отзывами следует помнить: подписчик, готовый высказать свое мнение, более полезен сообществу, чем «молчаливый» пользователь. Если такой «активист» покинет группу, новые посты потеряют просмотры. Наталья Долгополова отмечает, что правильная работа с негативными комментариями – это показатель профессионализма и грамотного подхода, который обязательно принесет уважение аудитории.
Малышева, Е.Ю. Библиоблогинг: от интереса к мастерству // Современная библиотека. – 2021. – N 2. – С. 31-33.
В статье Елены Юрьевны Малышевой рассказывается о создании в детской библиотеке-филиале N 4 ЦБС города Сыктывкара студии блогерства. Детская библиотека расположена в одном из крупных районов города, в котором практически нет мест, где дети и подростки могли бы бесплатно и познавательно провести внеучебное время. Многие ребята в возрасте 12-13 лет увлекаются просмотром видеоблогов. Сотрудники библиотеки разработали проект «Библиоблогер», целью которого стало создание в библиотеке творческой студии. Эта разработка выиграла конкурс Грантов Главы Республики Коми и получила финансовую поддержку в размере 100 тыс. рублей. На эти средства были приобретены мебель и необходимая аппаратура для монтажа видеороликов: компьютер, видеокамера, веб-камера, штатив, усилители, колонки, микрофоны, микрофоны-петлички, комплект постоянного освещения и программное обеспечение.
В сентябре 2018 года в детской библиотеке состоялись первые встречи с ребятами, на которых им подробно рассказали о проекте, его целях и задачах. Участниками студии «Библиоблогер» стали подростки 12-13 лет, которые интересуются новыми информационными технологиями, техникой съемки видео и творческой деятельностью. Занятия проходили один раз в неделю. В рамках цикла теоретических и практических занятий «От интереса к мастерству» ребята познакомились с технологией создания видеороликов, приемами актерского мастерства и основами профессии журналиста. Разделившись на команды, школьники обсуждали идеи, осваивали новые программы. На одной из встреч подростки пообщались с ведущим и редактором республиканского телевизионного канала Коми «Юрган» Северином Арпа. Студенты-театралы третьего курса колледжа культуры рассказали начинающим блогерам о том, как научиться складно и красиво говорить. Старшие товарищи провели для школьников несколько тренингов и мастер-классов. Изюминкой каждой встречи были практические упражнения на правильное дыхание, постановку голоса и взаимодействие с партнером.
Ребята из студии блогерства приняли участие в трехдневном воркшопе в рамках информационно-просветительского проекта для активных пользователей медиа «The Earth Is Flat – Как читать медиа?». Подростки проводили съемки библиотечных мероприятий, монтировали ролики, освещающие жизнь учреждения. Студийцы расспрашивали читателей библиотеки о том, какие книги те любят читать, выходили на улицы микрорайона и брали интервью у горожан, готовили и снимали буктрейлеры по любимым книгам. В результате обучения в студии ребята создали на платформе «YouTube» свой канал «Библиоблогер». За время занятий в творческой студии библиотека стала для подростков местом дружбы, общения и творческой самореализации, куда хочется приходить снова и снова.
Сальникова, О.С. Интерпретация художественных текстов. Придумываем и создаем буктрейлеры // Библиотечное дело. – 2021. – N 3. – С. 28-30.
Статья посвящена аспектам привлечения внимания к проблеме чтения и читательской культуры. Формирование активного и вдумчивого читателя – задача, важная для образования. В качестве инструмента для популяризации книги можно использовать буктрейлеры – сочетание искусства и рекламы. Они создаются крупными издательствами, сотрудниками библиотек, учителями и учениками. По способу визуального воплощения текста выделяют три разновидности буктрейлеров: 1) игровые (минифильм по книге), 2) неигровые (набор слайдов с иллюстрациями, цитатами, книжными разворотами, тематическими рисунками и фотографиями), 3) анимационные (мультфильм по книге). По содержанию буктрейлеры подразделяются на: 1) повествовательные (презентующие эпическую сторону, основу сюжета произведения), 2) атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции), 3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Для расширения читательского кругозора и формирования интереса к чтению студентам Института информационных технологий было предложено создать буктрейлеры по книгам, которые они рекомендовали бы для прочтения своим одногруппникам. Работа по созданию буктрейлеров включала в себя несколько этапов. На первом этапе осуществлялся выбор литературного произведения с учетом целевой аудитории. Следующая стадия была посвящена работе с текстом произведения: сюжетом, смыслом, акцентами, вопросами, героями, атмосферой. В качестве текстовых элементов студенты использовали цитаты из книги. На третьем этапе были выбраны визуальные и речевые средства для воплощения идеи. Буктрейлер представляет собой сочетание мультипликации, музыки и видеоряда из экранизации произведения. Для работы студенты выбрали зарубежные и отечественные книги, которые были экранизированы – «До встречи с тобой» Дж. Мойес, «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда, «Судьба человека» М. Шолохова, «Собачье сердце» М. Булгакова.
Главным результатом работы стал обмен мнениями и читательским опытом, обмен эмоциями и знаниями. После просмотра буктрейлеров был проведен опрос. Он показал, что те книги, которые студенты не читали, они захотели прочесть, а те книги, которые читали, – перечитать, так как обнаружили в них новые смыслы и акценты. Это отражает не только эффект новизны от увиденного, но и процесс вдумчивой работы над книгой после прочтения.
Симонова, Е.С. Юридический ликбез. От правил – к праву // Библиотечное дело. – 2021. – N 4. – С. 29-32.
Автор статьи – главный библиотекарь отдела обслуживания ЦГБ им. Л.Н. Толстого (город Севастополь) Е.С. Симонова. По ее словам, библиотеки обеспечивают свободный доступ к информационным ресурсам. С 2001 года, уже в течение 20 лет, на базе ЦГБ им. Л.Н. Толстого работает Центр правовой информации. Его основная цель – предоставление всем гражданам свободного и, что немаловажно, бесплатного доступа к правовой информации. На сегодняшний день информационные ресурсы библиотеки представлены книжным фондом литературы правовой тематики (более 2000 экземпляров): тематические сборники по вопросам права и юридическим наукам, учебники по всем видам права и комментарии законодательства. Наиболее востребованы периодические издания по законодательству и праву: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Законы России», «Жилищное право». Центр правовой информации обслуживает все категории граждан. Пожилых людей чаще всего интересуют вопросы, затрагивающие социальную сферу: пенсионное право, льготы, субсидии, законодательство о ветеранах.
В последние годы приоритетное направление Центра – работа с молодежной аудиторией. В рамках проекта «Планета молодых» при Центре был создан Факультатив правовых знаний. Подростки посещали занятия на разнообразные темы: профилактика правонарушений среди молодежи, антинаркотическая пропаганда, семейное право, экологические проблемы. Особой популярностью пользуются правовые турниры и игры. Центр правовой информации проводит игры по различным темам: избирательное право, День Конституции, Права человека. В ходе игры ребята знакомятся с правозащитными методиками и технологиями и применяют полученные знания на практике. Молодые люди принимают участие в блиц-опросах, конкурсах капитанов команд, решают библиографические задачи, разбирают всевозможные юридические ситуации. В рамках игры «Право знать свои права» подростки подготовили небольшие выступления, в которых они должны были доказать, насколько важно принимать участие в политической жизни страны. Командам было предложено отгадать по описанию, что находится в «черном ящике». В нем лежали избирательный бюллетень, Конституция РФ и Уголовный кодекс. Все участники игры получили грамоты от прокуратуры города Севастополя и призы «Сладкое признание» от ЦПИ.
Сотрудники Центра правовой информации уделяют внимание профориентационной работе. В нем проводятся встречи с интересными людьми – профессионалами своего дела. День профориентации «Моя профессия – моя судьба» был посвящен профессиям парикмахера и портного. На первом этапе мероприятия ребята ответили на вопросы о моде. На втором этапе преподаватели Колледжа городской инфраструктуры и сферы услуг рассказали старшеклассникам о профессиях портного и парикмахера. В рамках заключительного этапа «Дефиле» модели из колледжа продемонстрировали прически и наряды. Все желающие посетили выставку «Мода на все времена», которая познакомила гостей библиотеки с историей моды.
Федянина, Е.Н. «Победный Волгодонск» – путеводитель и аудиогид по памятным местам города // Библиотечное дело. – 2021. – N 1. – С. 17-18.
Автор публикации – заведующая Информационно-библиографическим отделом Центральной библиотеки города Волгодонска Ростовской области Е.Н. Федянина. Статья посвящена краеведческому проекту «Победный Волгодонск», реализованному в библиотеках Волгодонска в рамках Года памяти и славы и 70-го юбилея города. Цель проекта – популяризация знаний об исторических достопримечательностях и памятных местах города, связанных с историей Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание молодежи. Весной 2020 года библиотекари записали семь тематических эпизодов подкаста «Библиоэфир». Рубрика «Победный Волгодонск» познакомила жителей и гостей города с памятниками парка Победы, улицами памяти Героев Советского Союза, памятниками на бульваре Великой Победы. В дни празднования 75-летия Победы на «Радио Шансон Волгодонск» вышла радиоверсия проекта. С 4 по 8 мая на волне 102,2 FM волгодонцы могли прослушать двухминутные выпуски библиотечного проекта.
В рамках проекта был издан печатный путеводитель «Победный Волгодонск» и разработан аудиотур на площадке izi.TRAVEL (сайт и мобильное приложение, которые помогают путешественнику составить маршрут, изучить достопримечательности и познакомиться с музейными экспонатами). Печатное иллюстрированное издание вышло тысячным тиражом. Оно включало в себя подборку из 20 краеведческих очерков, сопровождающихся библиографическими списками. В основу аудиотура был положен краеведческий материал, дополненный чтением поэтических произведений о войне. В рамках аудиоэкскурсии по Волгодонску было записано 19 историй, которые в специальном приложении можно было прослушать в онлайн- и офлайн-режимах. Если в телефоне включена геолокация, пользователь мог увидеть точки туристического маршрута, в которых были расположены ближайшие достопримечательности. К работе над проектом подключились молодые читатели библиотеки. На волонтерской основе в записи эпизодов подкаста приняли участие ребята из молодежного клуба театрального чтения «Громкоговоритель».
Хижняк, Д. Полюбите социальные сети самой горячей любовью на свете // Библиотека. – 2021. – N 1. – С. 22-25.
Специалист по связям с общественностью и рекламе Библиотеки для молодежи им. Б.М. Шаховского города Астрахани Дарья Хижняк рассказывает о важных принципах работы в соцсетях. Автор статьи отмечает, что в «Инстаграме» потенциального подписчика привлекает в первую очередь визуал – фотографии, графика и инфографика. Проанализировав аккаунты ведущих российских библиотек, специалист выделила три типа лент – ленту, выполненную в едином оформлении, ленту, оформленную в схожих цветах, но в разном стиле, и пеструю ленту. В первой ленте фото загоняются в рамки, афиши оформляются в одних цветах и шрифтах. Вторая предполагает творческий подход к каждой фотографии. Приветствуются единые рубрики, видео, «оживающие» картинки. В пестрых лентах практикуется чередование разных типов лент. Одна неделя может быть посвящена постам в минималистичном стиле, другая – публикациям с блестками и наклейками.
Дарья Хижняк рассказывает о постах, которые пользуются популярностью у аудитории. Букфейс – один из наиболее удачных видов контента для Инстаграм-аккаунта библиотеки и книжных магазинов. Нужно взять книгу или журнал, где имеется изображение лица крупным планом, дать в руки коллеге, выбрать подходящий фон и сделать кадр так, чтобы издание закрывало лицо человека, составив единое целое из двух частей. В рамках поста «Книга в «среде» можно поместить книгу в необычную локацию, связанную с ее названием или содержанием. Например, ту, что посвящена ботанике, фотографируем в окружении цветов. Если издание о компьютерных играх, ставим его возле ноутбука. Большой популярностью у подписчиков пользуются конкурсы и тесты. Конкурсы лучше всего проводить в партнерстве с магазинами одежды, книг, канцтоваров, которые могут предоставить призы. Конкурс может быть стандартным (на самого активного комментатора) или творческим, в котором нужно написать рассказ или стихотворение. Тесты помогают развлечь аудиторию. При этом чем абсурднее идея, тем лучше. Например: «Угадай: стихотворение поэта или строчка из трека рэпера?».
Социальная сеть «ВКонтакте» подходит для размещения ссылок на статьи и самих статей, фотоотчетов с десятками и сотнями снимков, интерактивов (игр, викторин, конкурсов), а также рассылок и подборок (ТОПов). Пользователи каждого библиотечного сообщества уникальны. Одним будут ближе постановочные видео вместо лайфстайла, другим – яркие дизайны вместо минимализма, третьим – графика вместо фото. Главное – пробовать, искать, оценивать статистику и реакции и делиться своим опытом с коллегами.
Янин, С. Не только «Камера, мотор!»: принципы создания качественного ролика // Библиополе. – 2021. – N 2. – С. 22-26.
Автор статьи – Сергей Янин, библиотекарь медийно-информационного отдела Челябинской областной библиотеки для молодежи. В своем материале он рассматривает базовые принципы создания качественного видеоролика. Первый рекламный ролик был показан в 1939 году. Он пользовался у зрителей большой популярностью. Главная особенность видеороликов заключается в том, что они способны воздействовать на эмоции человека и одновременно создавать запоминающийся образ. Хорошая реклама никогда не раздражает зрителя, она увлекает и запоминается. Важнейший аспект привлекательности рекламы – ненавязчивое продвижение товара.
Самые распространенные виды библиотечных видеороликов – это анонсы, буктрейлеры, рекомендательные подборки и библиоинтервью. Библиотечный сюжет может выполнять три функции. Первая из них – информационно-справочная. Создавая видеоролик, важно найти баланс между информированием и интригой. Если видео о книге, пользователь должен сразу понять, о чем она и какие эмоции можно получить от чтения произведения. В то же время нужно оставить в ролике «крючок», который заставит человека прийти в библиотеку и взять издание. Вторая функция библиотечного сюжета – рекомендательная. Библиотекарь должен отобрать и проанализировать материал, а затем рассказать о нем в видео. Презентационная функция связана с формированием положительного имиджа библиотеки. Автор статьи дает несколько советов по созданию видеороликов: необходимо избегать стандартных шрифтов, с умом выбирать цветовую гамму титров, правильно подыскивать музыку, отказаться от большого количества видеопереходов и не бояться экспериментировать.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.