- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Часть 7
Библиотекарю на заметку. Часть 7
Бондарев, С. Азбука начинающих подкастеров // Библиотека. – 2021. – N 10. – С. 14-17.
Сегодня библиотеки предлагают читателям все новые услуги, организуют различные акции, ведут сайты и аккаунты в социальных сетях. Однако помимо этих видов деятельности важно осваивать и другие. Интересным и эффективным современным способом работы с аудиторией является запись подкастов. Этой теме посвящена публикация Степана Бондарева, специалиста по связям с общественностью Ставропольской краевой универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Он отмечает, что подкасты по своей сути схожи с радиопередачами, однако имеют и отличия. По мнению автора статьи, аудиоистории может записывать любой человек, никакого специального образования не требуется. Подкаст – это просто рассказ о чем-то и обсуждение какой-либо актуальной для собеседников темы. Второе отличие от радиотрансляции – это доступность. Такие передачи можно слушать в удобное время. Также подкасты отличает простота записи, чтобы создать сообщение необходимо иметь небольшое тихое помещение и хороший диктофон, подойдет и современный смартфон. После записи подкаста, его необходимо монтировать: убрать шумы, добавить фоновые звуки, музыку, настроить громкость.
Размышляя о темах подкастов, первоначально следует проанализировать чужой опыт, а замет обратиться к своей деятельности, фишкам, особенностям. Например, автор статьи рекомендует знакомить слушателей с проектами и услугами библиотеки, обсуждать со специалистами ЕГЭ по литературе, рассказывать истории создания великих произведений, разрушать стереотипы о классиках литературы, делиться библиотечным закулисьем, рассуждать о культурной жизни. В статье Степан Бондарев рассказывает о подкасте «Раз-раз», который реализуется в пространстве «Кислород» Ставропольской научной библиотеки. К записи аудиоистории приглашали интересных людей, говорили на разные темы: феминизм, секреты родного города, литература, делились мнениями о книгах и кино.
Дабарская, Н. Кто хочет на сцену? // Библиополе. – 2021. – N 10. – С. 58-62.
Методист Центральной городской детской библиотеки имени С.Т. Аксакова г. Трехгорный Наталья Дабарская делится позитивным опытом организации коллективного творческого читательского дела. Алгоритм реализации КТЧД заключается в том, что библиотекари приглашают читателей подготовить выступление, вместе подбирают произведение, музыку, договариваются о жанре, репетируют, при этом ребята ограничены лишь собственной фантазией.
Отличительной особенностью коллективного творчества является то, что работа ведется с не организованными группами, а с читателями, которые, например, пришли в библиотеку сдать книгу. Автор статьи отмечает, что успех будущего мероприятия зависит от степени увлекательности процесса сотворчества юного читателя и библиотекаря. Ребята не только пробуют себя в актерском амплуа, но и выступают в качестве оформителей – многие украшения к празднику изготовлены ими. Инициатива читальни настолько приглянулась пользователям, что к коллективному творческому делу присоединяются семьи, которые самостоятельно готовят выступления.
Обычно КТЧД организуется в последнюю неделю сентября, мероприятия посвящаются жизни и творчеству писателя С.Т. Аксакова. Юным участникам рекомендуются для прочтения короткие прозаические фрагменты, басни и стихи автора. За две недели до события ребятам разрешается отрабатывать выступления на библиотечной сцене. При этом они могут назначить себе столько репетиций, сколько считают необходимым. Сотрудники на данном этапе не вмешиваются процесс – их задача заключается в техническом сопровождении. Результатом коллективного творчества становится массовое мероприятие: литературная гостиная, постановка с художественным чтением и инсценировками, песнями, танцами. В качестве примера методист приводит КТЧД «Праздник сделаем сами!». Меньше чем за неделю коллегам совместно с читателями удалось организовать мероприятие городского уровня. Формат выступлений мог быть любым, поэтому в результате получился настоящий калейдоскоп жанров. Также автор в качестве удачного примера приводит фестиваль детской художественной самодеятельности «Парад книжных героев», который в 2021 году состоялся уже в пятый раз. Среди сложностей коллеги обозначили следующие: современные дети с трудом воспринимают стиль и язык произведений прошлых лет; библиотекарям необходимо умело сочетать две задачи –поощрение детей и поддержку профессиональных компетенций на высоком уровне. Н. Дабарская отмечает, что несмотря на трудоемкий процесс, такой формат работы они будут поддерживать и далее.
Квашнина, Е.С. Модная классика, или Как одеваться, чтобы о тебе написали Чехов и Толстой? // Школьная библиотека сегодня и завтра. – 2021. – N 9. – С. 41-45.
Елена Сергеевна Квашнина преподает русский язык и литературу в Открытой школе г. Екатеринбурга. В 2020 году она разработала для учащихся 5–7 классов курс «Модная классика», который знакомил школьников с темой полифункциональности гардероба в художественном произведении. Предметы одежды в книгах могут играть важную роль, рассказывая о герое, времени, эпохе.
Курс реализовывался в течение 6 месяцев, встречи проходили один раз в неделю. Для теоретической части были подобраны сказки «Царевна-лягушка» и «Морозко», произведения Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Л. Петрушевской, А. Орловой, П. Шрута. Занятия состояли из двух частей. Первая половина была посвящена разговору о предметах гардероба и деталях одежды, обсуждались отрывки из текстов, анализировались закономерности использования художественных деталей в произведении. Во второй части проводилась игра или творческая работа по мотивам прочитанного, а после шла работа над ученическими проектами: ребята исследовали значения деталей одежды в художественной литературе, разрабатывали эскизы футболок с принтами и настольные игры, составляли карточные игры по мотивам прочитанных книг.
В качестве одного из примеров Е.С. Квашнина приводит занятие «Что современные мальчишки унаследовали от средневековых рыцарей?». Для разговора был выбран отрывок из книги Н. Геймана «Коралина», в котором главная героиня увидела женщину с глазами-пуговицами. Именно пуговицы – привычная для нас деталь одежды помогла автору создать персонажа из потустороннего мира. На занятии Елена Сергеевны обращалась и к книге Е. Каликинской «Парад пуговиц». Каждый ученик получал отрывок из произведения и рассказывал о факте, который ему достался. На встрече школьники рассуждали о том, про кого говорят «застегнут на все пуговицы», удивляются тому, что в Египте награждали военнослужащих пуговицами, радовались, что стеклянные пуговицы придумал М.В. Ломоносов. Далее при помощи приема «медленное чтение с остановками» дети знакомились с рассказом А. Аверченко «Славный ребенок». По мнению автора статьи, открывая книгу за книгой, обращая внимание на разные предметы гардероба героев, ребята вглядываются в текст, пытаясь «дойти до сути», а разгадывая авторский замысел, поднимаются на новую ступеньку читательской культуры.
Панюков, С. С «ЛитПанком» в сферу видеоблогинга // Библиотека. – 2021. – N 12. – С. 27-28.
Последние годы оказались для сотрудников Юношеской библиотеки Республики Коми очень плодотворными на новые идеи. Одним из наиболее интересных и востребованных проектов стал блог «ЛитПанк». На основе полученного опыта специалисты разработали типовой алгоритм создания и продвижения тематических видеороликов в интернете, которым делится автор статьи Сергей Панюков.
Идея видеоблога «ЛитПанк» – интеграция в библиотечную среду различных молодежных направлений в искусстве. Для каждого ролика специалисты выбирают какой-либо один жанр, обладающий яркими особенностями и широко представлен в литературе, кинематографе или компьютерных играх.
С. Панюков обращает внимание, что работе над блогом предшествует несколько подготовительных этапов:
- осмысление своих сильных и слабых сторон: следует задуматься о том, какое оборудование имеется, умеете ли вы монтировать звук и видео, уверенно ли чувствуете себя перед камерой, если время на ведение блога;
- выбор тематики: учитывая, что блог библиотечный его общая тематика должна быть связана с книгой, а чему посвящать конкретные рубрики зависит от авторов блога.
- определение формата и выбор интернет-платформы: необходимо решить каким образом будет раскрываться выбранная тема, какой формат выступления предпочтительнее (длинный или короткий видеообзор, лекция, подкаст, трансляция); при выборе интернет-платформы стоит учитывать особенности аудитории;
- подготовка сценария: это может быть, как заранее подготовленный текст, не предполагающий импровизации, так и общий план тем и вопросов, которые планируется затронуть в ходе записи.
После планирования можно приступать непосредственно к записи. На данном этапе следует освоить технические азы: научиться выстраивать кадр, композицию, фокусировку, объединять звук и видео, устранять шероховатости, выстаивать части в нужной последовательности, добавлять заставку и титры.
Автор стать замечает, что качественный контент еще не залог успеха у публики, поэтому подходить к продвижению проекта нужно не менее серьезно, чем к его созданию. Обязательно следует продумать всю визуальную составляющую: логотип, оформление превью, само видео. Дизайн блога должен привлекать. Надо постараться, чтобы взгляд смотрящего не просто остановился на ролике, но и задержался на нем. Далее необходимо обеспечить текстовое сопровождение, которое передаст общую идею и концепцию, и побудит человека запустить видео. Анализируя проведенную работу, С. Панюков рекомендует поразмышлять, что получилось хорошо, а чему еще необходимо уделить внимание. Как только работа над ошибками завершена, следует приступать к выпуску очередного видео.
Шаповалова, М. Для вулканов и взрывов не нужны реактивы // Библиополе. – 2021. – N 9. – С. 48-52.
В последние годы библиотечные фонды пополняются замечательными красочными изданиями, в том числе научно-популярной литературы. В Центральной детской библиотеке г. Карасук популяризация естественных и технических дисциплин является одним из ключевых направлений деятельности, поэтому коллеги разработали проект «Изобретатели и экспериментаторы», включающий цикл научно-познавательных часов, книжные выставки, серию видеороликов с любопытными опытами по физике, химии, биологии. О реализации проекта рассказывает заведующая библиотекой Марина Шаповалова. Она уверена, что для создания лаборатории совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы – вполне достаточно подручного материала.
Идея снимать видеоролики с опытами родилась у коллег в 2021 году. Благодаря инициативным библиотекарям появилось настоящее Youtube-шоу. Ведущие ролика, специалист и юный читатель знакомили зрителей с научно-познавательной литературой, а затем показывали опыт, который содержит пошаговое описание, научное объяснение и веселую иллюстрацию. Таким образом, дети в занимательной форме познавали окружающий мир с помощью простых экспериментов, которые могут повторить в домашних условиях.
При выборе опыта коллеги обращали внимание на имеющиеся в фонде издания. Чаще всего использовали «Увлекательные опыты» М. Кривеллини, «Веселые научные опыты для детей и взрослых» В. Зарапина. Иногда кураторы проекта вдохновлялись видеороликами или публикациями в социальных сетях. После того как эксперимент выбран, начиналась подготовка сценария: поиск интересных фактов и исторических справок, продумывались реплики ведущих. На следующем этапе – вычитка текста и раскадровка. Чтобы получить наилучший результат, на съемку одного видео у команды уходило примерно 1,5–2 часа.
Как отмечает автор статьи, наряду с создание медиаконтента, коллеги не забывали о традиционной работе – книжных выставках. Живой отклик у читателей вызвала экспозиция «Наука вокруг нас», представившая издания о различных отраслях знаний, выдающихся ученых, их свершениях. Также в рамках проекта проводились тематические мероприятия: к открытию Года науки и технологий в РФ – «Удивительный мир научных открытий и изобретений», ко Дню космонавтики – «Космическое путешествие» и другие. Реализация проекта «Изобретатели и экспериментаторы» продолжается и в 2022 году, коллеги получили финансовую поддержку на организацию выездной «Научной лаборатории».
Вопросы выбора профессии, профориентационной работы, знакомство с миром профессий являются актуальными и для библиотек, и для учреждений образования. Библиотека, как неформальное место, пространство коммуникации и развития личности, занимает в этих процессах особое место, а работа по профориентации входит в планы, формирует содержание библиотечных программ и проектов. Данной тебе посвящены NN 10 и 11 журнала «Школьная библиотека сегодня и завтра» за 2021 год. На страницах издания опубликована монография Анастасии Викторовны Березиной, Натальи Григорьевны Малаховой, Светланы Сергеевны Кукушкиной – ведущих специалистов отдела социологии, психологии и педагогики Российской государственной детской библиотеки.
В исследовании представлено теоретическое обоснование особенностей профориентационной работы на каждом возрастном этапе. Вызывают интерес программы тренингов, тематических игр и квестов, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Так, в монографии описана игра-квест для младших подростков «Ярмарка профессий», которая регулярно проводится в РГДБ с 2012 года. Мероприятие знакомит с миром профессий и отражением его в художественной и научно-популярной литературе.
В качестве одного из удачных опытов проведения группового профориентационного занятия с подростками авторы монографии называют ролевую игру по профориентации «Лабиринт». Основная цель – активизация потребностей школьников в профессиональном самоопределении. Отдельная глава исследования посвящена тренингу «Путь в профессию», который направлен на предупреждение трудностей профессионального самоопределения, формирование у подростков представлений о желаемой специальности, выбор путей ее достижения. Также коллеги приводят примеры онлайн-мероприятий по профориентации. Программы дополнены анализом классической и современной учебной, научно-популярной и художественной литературы, которая может быть использована для подготовки к занятиям, а также рекомендована подросткам и их родителям для знакомства с миром профессий, особенностями профессионального выбора и построения карьеры.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.