- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Профориентация
«Навигатор в мире профессий»
Постановка проблемы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на профессиональном самоопределении подростков.
Несмотря на престижность высшего и средне-специального образования, старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство, снизилась значимость рабочих специальностей.
Представления старшеклассников школы не всегда совпадают с реальной ситуацией на рынке труда, где каждый год происходят динамичные изменения. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии, а специальности, популярные сегодня, уже через пять лет могут стать невостребованными.
Профориентация молодежи по своей сути является не только педагогической проблемой. Это общественная проблема, для решения которой не достаточно усилий одних педагогов, работающих в тесной взаимосвязи с семьей. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи, которые не всегда адекватны этому. Система профориентации оказывает существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути и адаптацию молодого поколения к профессиям.
Библиотека – это просветительский и информационный центр для подрастающего поколения. Библиотекари постоянно оказывают содействие семье и школе в профориентационной работе, эта деятельность требует актуализации и планомерности. С этой целью в читальном зале «Отрочество. Юность» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества разрабатывается программа «Навигатор в мире профессий», адресованная учащимся среднего и старшего звена школ.
Обоснование программы
Профориентационная работа в библиотеке проводится для помощи учащимся школ (начиная со среднего звена) в получении знаний о профессиях, содействия в укреплении интереса к выбору будущей специальности и расширении кругозора юношества.
Особенность библиотеки состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего, книги и периодическую печать. Наша задача – содействовать в повышении информационной культуры и грамотности подрастающего поколения, помогать молодежи пользоваться информацией и ориентироваться в многообразии профессий. Специалисты библиотеки готовы помочь подросткам и юношеству получить необходимую информацию о современном рынке труда и правилах поведения на нем.
Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов. Из них в условиях библиотеки доступны:
- профессиональная информация – подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
- профессиональное просвещение – ознакомление с миром профессий, их содержанием.
Основные направления работы по программе:
- последовательное повышение информированности учащихся средних и старших классов о различных профессиях;
- помощь подросткам в поиске ориентиров в мире существующих профессий;
- организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе.
Программа предусматривает взаимодействие библиотеки с образовательными учреждениями и родителями, а также с организациями Ивановской области, заинтересованными в кадровой и профориентационной политике.
Цели и задачи программы
Цели:
- формирование у учащихся мотивации выбора профессии, осознанного интереса к этой проблеме и готовности совершить выбор своего профессионального пути;
- помощь молодому поколению сориентироваться в мире профессий и выборе будущей специальности;
- организация системного взаимодействия библиотеки, учебных заведений города и заинтересованных учреждений.
Задачи:
- знакомство учащихся с миром профессий, специальностями, по которым можно получить подготовку в средне-специальных и высших учебных заведениях г. Иваново;
- информирование о различных отраслях экономики, современном рынке труда и требованиях к кадрам;
- организация встреч с интересными людьми – представителями различных специальностей;
- налаживание контактов и координация работы с образовательными заведениями, учреждениями, заинтересованными в профессиональной подготовке и формировании кадрового резерва;
- содействие в формировании мотивации и уверенности в своих способностях, осознанного интереса к проблеме профессионального самоопределения, получении необходимых знаний и умений, расширении кругозора и развитии потребности в самосовершенствовании;
- воспитание уважения к труду помощь в выборе своего жизненного пути;
- раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.
Целевая аудитория и период реализации программы
Программа рассчитана на учащихся общеобразовательных школ города Иваново.
Содержание работы по программе
1. Профессиональное информирование заключается в предоставлении информации о разных видах современных профессий, а также о том, как их получить. С этой целью планируется проведение встреч с интересными людьми, ведущими специалистами популярных профессий, а также организация дней информации и дней специалиста.
2. Профессиональное консультирование заключается в оказании помощи подросткам в выборе профессии с учетом их склонностей, увлечений, способностей. Мероприятия по направлению: анкетирование, встречи с психологами, специалистами центра занятости.
3. Работа с фондом:
- изучение книжного фонда и периодических изданий библиотеки, а также электронных носителей информации по профессиональной ориентации учащихся и молодежи;
- накопление материалов о востребованных профессиях на рынке труда, формирование тематических информационных папок и подборок;
- раскрытие фонда библиотеки в помощь профориентации через организацию выставок.
4. Информационно-библиографическая, издательская и рекламная деятельность.
5. Работа с пользователями
Основные организационные формы профориентационной работы с подрастающим поколением: индивидуальная и групповая. В зависимости от методов воздействия планируется использовать следующие формы: словесные (беседы, встречи, лекции и др.), практические (тренинги, экскурсии и т.д.) и наглядные (выставки, стенды, буклеты и т.п.).
В рамках программы «Навигатор в мире профессий» планируется проведение ряда мероприятий, каждое из которых варьируется в зависимости от возрастного состава участников, их количества и степени подготовленности, а также времени, имеющегося в распоряжении аудитории.
Перечень мероприятий:
- встречи с представителями различных профессий (педагог, врач и т.д.), в ходе которых специалисты рассказывают о своей деятельности, проводится мастер-класс или игровые моменты, обзор тематической выставки, ребята имеют возможность задать интересующие их вопросы и попробовать свои силы в выполнении тех или иных профессиональных обязанностей;
- беседы с электронными слайд-презентациями (например, «Литературные профессии»);
- викторины (например, «Профессии любимых книжных героев», «Угадай профессию»);
- познавательно-игровые мероприятия (например, увлекательная игра по станциям «Путешествие в мир профессий», в ходе, которой ребята проходят испытания различной сложности, узнают новые факты, учатся работать в команде, проявляют свои знания).
Оценка результативности работы по программе
Мероприятия, включенные в программу «Навигатор в мире профессий» были апробированы в период 2017-2018 гг., практический опыт свидетельствует об их востребованности, были получены положительные отзывы от педагогов и пожелания о продолжении сотрудничества.
Результатом деятельности библиотеки по профориентации является формирование у подростков и юношества готовности к осуществлению выбора профессии. Показателем для оценки результативности может стать интерес молодежи к данной проблеме, активное включение в работу по подготовке мероприятий, проявление организаторской инициативы. Это станет доказательством того, что подрастающему поколению не безразлично собственное будущее.
В показатели оценки результативности работы по данному направлению будут включены также оценка эффективности книжных выставок, налаживание партнерских отношений со специалистами и заинтересованными учреждениями и обратная связь с учащимися, родителями и их педагогами.
Мероприятия программы на 2019-2020 учебный год (Скачать)
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.