- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для молодежи
- > Что почитать?
- > «Create: сочетайте несочетаемое»
«Create: сочетайте несочетаемое»
Зачем быть креативным? Имеет ли это
какой-то практический смысл?
Технологии развиваются очень быстро, и, возможно, в ближайшем будущем конкурировать нам придется не с людьми, а с роботами. Согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Future of Jobs 2018» примерно 5 млн рабочих мест к 2020 году просто исчезнут из-за развития генетики, искусственного интеллекта и робототехники.
На рынке труда более востребованы те, у кого развиты не только hard skills (набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности), но и soft skills (навыки, связанные с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами).
Эксперты ВЭФ опросили 350 директоров, работающих в 15 странах с самыми мощными экономиками в мире, и составили список из десяти навыков, которые будут наиболее востребованными на рынке труда в 2020 году. На третьем месте перечня оказалась креативность, одно из самых важных умений, которое хотят видеть в своих подчиненных работодатели. Конкуренция между людьми и компаниями переходит в область идей. Чтобы заинтересовать и привлечь внимание аудитории, нужно действовать не по инструкции, а постоянно создавать что-то новое – и здесь без креативности никуда.
В рекомендательном списке «Create: сочетайте несочетаемое» представлены книги, призванные помочь в развитии креативного и нестандартного мышления. Они помогут читателям:
- получить удовольствие от времени, проведенного наедине с интересной книгой;
- узнать что-то новое;
- получить подтверждение собственных догадок;
- понять природу нестандартного мышления;
- освоить приемы и методы развития креативности;
- обрести стремление к генерации идей и творчеству.
Определить свой тип мышления и уровень креативности можно с помощью специальных онлайн-тестов, например на портале «Психологические тесты онлайн»:
- Диагностика личностной креативности (читать публикацию)
- Определение типа мышления и уровня креативности (читать публикацию)
Читайте книги, творите и наслаждайтесь возможностью создавать что-то прекрасное!
Адамс, Дж. Л. Разблокируй свой разум : техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей / Дж. Л. Адамс ; пер. с англ. В. Наливайко. – 4-е изд. – Москва : Эксмо, 2008. – 352 с. – (Бизнес-тренинг).
Книга посвящена изучению широко распространенных концептуальных блоков, препятствующих появлению творческих идей. На конкретных примерах в ней рассматриваются разнообразные психологические блокировки и способы их преодоления.
Данную книгу можно отнести к разряду изданий, которые стимулируют читателя серьезно задуматься в процессе чтения, поскольку практически невозможно говорить о мышлении, не отслеживая ход собственных мыслей. Книга поможет исследовать возможности разума, что положительно скажется на способности генерировать новые идеи.
Задания из книги «Разблокируй свой разум»
Решите задачу. Рассмотрите последовательность.
A EF
BCD G
Как можно расположить оставшиеся буквы алфавита выше и ниже разделительной линии, чтобы вся последовательность имела хоть какой-то смысл?
Представьте себе стальную трубу, вмурованную в бетонный пол в пустой комнате, как изображено на рисунке. Внутренний диаметр трубы на 0,15 см больше диаметра мячика для настольного тенниса (3,81 см), лежащего внутри трубы, на самом дне. Кроме вас в комнате находится еще пятеро человек и следующие предметы: 30,5 м бельевой веревки; молоток; зубило; пачка пшеничного печенья; напильник; проволочная вешалка («плечики») для одежды; разводной гаечный ключ; электрическая лампочка.
Через пять минут назовите все возможные способы извлечения мячика из трубы.
Ответы // Адамс, Дж. Л. Разблокируй свой разум : техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей / Дж. Л. Адамс ; пер. с англ. В. Наливайко. – 4-е изд. – Москва : Эксмо, 2008. – С. 23-26, 102-104.
Армстронг, Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь / Томас Армстронг ; пер. с англ. Ю. Змеевой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 208 с. – (Личное развитие).
Книга рассчитана на подростковую аудиторию, молодых людей ищущих себя и понимающих необходимость чего-то достигнуть в жизни.
Простым языком объясняются важные для этого возраста вопросы. Что значит быть умным? Как оценить ум? Кем можно стать? Как раскрыть свои сильные стороны и научиться использовать их в жизни и учебе? Как найти с окружающими общий язык?
В книге рассказывается о теории Гарднера, согласно которой существует девять видов интеллекта, характеризующихся определенным набором качеств:
- Вербальный (любовь к словам и к тому, как они используются в устной и письменной речи).
- Музыкальный (самосовершенствование через музыку).
- Логический (умение мыслить логически и решать любые задачи).
- Образный (возможность работать с разными предметами и мыслить образами).
- Телесный (способность выразить себя через свое тело, взаимодействуя с окружающим миром).
- Социальный (умение заводить знакомства, быть хорошим собеседником).
- Внутренний (стремление стать лучше и достичь поставленных целей).
- Природный (любовь к природе и всему живому).
- Философский (умение мыслить высшими категориями, думать о Боге, вечном и своем месте во вселенной).
Цитата из книги:
«Девять видов интеллекта присущи всем людям. Неважно, кто ты, откуда родом, сколько тебе лет, где ты вырос, – в тебе в той или иной степени присутствует каждый из видов интеллекта. Будешь ли ты их развивать, зависит только от тебя».
Часто мы сталкиваемся с проблемами, связанными с запомина-нием. Заучивание фактов редко помогает им задерживаться в голове надолго. Через какое-то время, как правило, их не удается вспомнить, даже если возникает такая необходимость.
Однако системы запоминания существуют столько, сколько существует человечество. Упражнения из этой книги помогут научиться запоминать, анализировать и обрабатывать информацию, концентрироваться, нестандартно думать и планировать.
Упражнения из книги «Быстрый ум...»
Цель – превратить четыре случайных числа в математическое выражение, значение которого равно 24. Можно складывать, вычитать, умножать и делить. Если хотите, можете использовать скобки. Выигрывает тот, кто первым предложит верное решение.
Возьмем, к примеру, следующие числа: 3, 7, 9, 10.
Вот несколько способов получить из них число 24:
- 9 × 3 + 7 - 10 = 24,
- (10 - 7) × 9 - 3 = 24,
- (10 - 9 + 7) × 3 = 24
Оттачивать мастерство фокусировки внимания и концентрации предлагается с помощью математических игр, например, деления на 91, возведения в квадрат и т.д. Автор изучил паттерны (схемы, наборы шаблонов, по которому строится, создается что-либо.) в этих вычислениях и предлагает свои необычные способы для нахождения ответа. Сумеете ли и вы обнаружить закономерности?
- 72: 91 = 0,791208
- 84: 91 = 0,923076
- 31: 91 = 0,340659
- 56: 91 =?
Подробнее смотри в книге: Байстер, М. Быстрый ум : как забывать лишнее и помнить нужное / Майк Байстер, Кристин Лоберг ; пер. с англ. Н. Лисовой. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2016. – С. 108, 177.
Бос, Э. Как развивать креативность / Эвелин Бос ; пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 189 с. : ил. – (Школа развития).
Креативность – это не врожденная способность. Если заниматься систематически, то возможно освоить этот навык: успешнее справляться с требованиями и решать задачи дома, в школе, вузе или на работе.
В первой главе книги очень подробно рассматривается феномен креативности, особенности функционирования мозга, страхи и факторы, которые мешают развивать нестандартное мышление. Автор подробно рассказывает о трех видах креативных техник – интуитивной, дискурсивной и комбинированной; знакомит с 28 методиками, с помощью которых возможно повысить свой потенциал. Самый известный из них, метод «Шесть шляп», был разработан британским психологом Эдвардом де Боно. Его суть заключается в том, что участники игры по порядку вживаются в шесть разных ролей – их символизируют шляпы – и рассматривают проблему только из перспектив конкретной роли.
Символика цветов метода «Шесть шляп мышления»
Организованная «синяя шляпа» управляет процессом мышления, в начале процесса ставит задачу, в конце – подводит итоги.
Информационная «белая шляпа» заостряет внимание на информации, фактах, ищет ответы на вопросы: «Что мы уже знаем? Какая еще информация нам нужна? Как ее можно получить?».
Оптимистичная «желтая шляпа» всегда подмечает плюсы, преимущества, перспективы, возможности и достоинства идеи.
Эмоциональная «красная шляпа» руководствуется интуицией, эмоциями, желаниями и чувствами; выражает догадки без объяснений и оправданий.
Осторожной «черной шляпе» свойственны здравый скептицизм, опасения и осторожность; у нее всегда должна быть страховка от безрассудства и рисков.
Творческая «зеленая шляпа» в поиске новых идей, часто пересматривает старые, ищет альтернативы.
Подробнее смотри в книге: Бос, Э. Как развивать креатив-ность / Эвелин Бос ; пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – С. 158.
Бьюзен, Т. 10 способов развить креативность / Тони Бьюзен. – Минск : Попурри, 2010. – 160 с. : ил.
Книга начинается с небольшого теста на определение творческих способностей. В каждой главе имеется раздел «Творческая разминка», который содержит упражнения для развития конкретных навыков и поможет развить умственные «мышцы» во всех сферах творческого интеллекта.
В книге подробно объясняется принцип использования mind-maps (интеллект-карт), даются эффективные примеры способов развития творческого мышления, над которыми Т. Бьюзен работал всю жизнь. Автор считает, что творческая личность – это человек, который способен креативно и нестандартно мыслить в любой ситуации, а не только художник, писатель или музыкант.
Упражнение из книги «10 способов развить креативность»
На рисунке в центре круга написано слово «веселье». От круга отходят пять ветвей, а от каждой из них еще пять. Игра заключается в том, чтобы на пяти центральных ветках написать первые пять слов, которые придут вам в голову, когда вы думаете о слове «веселье». Сделав это, отправляйтесь на следующий уровень и быстро напишите на каждом из пяти лучей пять слов, которые первыми придут вам в голову, когда вы будете думать о ключевом слове на главной ветви.
Цитата из книги
«Совершайте продолжительные прогулки. У древних римлян на этот счет была даже специальная фраза «solvitas perambulum». В вольном переводе она звучит так: «Решите это в ходе прогулки». Если у вас есть творческая задача или проблема, над которой вы работаете, «выгуляйте» ее – и вы ее решите!».
Вассерман, А. Прокачай мозг методом британских ученых / Анатолий Александрович Вассерман. – Москва : АСТ, 2013. – 224 с. – (Тренинг интеллекта).
Согласно исследованиям английских ученых, любой текст читается легко, даже если буквы в словах расположены не по порядку. Самое главное, чтобы первая и последняя буквы стояли на своих местах.
В книге собраны известные высказывания, цитаты и афоризмы, причем в словах на своем месте стоят только первая и последняя буквы. Эта, на первый взгляд простая игра, тренирует ум, абстрактно-логическое мышление и память мозга; улучшает концентрацию внимания, развивает оперативность обработки полученной информации, креативность. После нескольких тренировок мозг научится быстро анализировать и находить нужные решения. Ведь и мышцы тела, и мозг человека нуждается в постоянной тренировке, чтобы находиться в тонусе.
Цитаты из книги
- «Пнтсрииоь плзоьу мриу – это еениынтсдвнй сооспб сттаь сивычсталм» (Ханс Кртисаин Анрдесен).
- «Если тбея халивт варг – пдмоауй, ккаую гутолспь ты совиршел» (Асугвт Бебель).
- «Длео не в слвое, а в тное, в ккоам это солво пнзисрооситя» (Всиасоирн Бкисниелй).
- «Лушче рраазтибь сопр мдежу соивми врамаги, чем мдежу думзьяри, – ибо заоевдмо полсе эгтоо оидн из дерзуй сантет тиовм ваогрм, а один из вгаорв – тивом доругм» (Бниат Пкеинрисй).
- «Сакжи, что ты чаештиь, и я сакжу, кто ты. Мжоно ссвотитаь внорее птяноие об уме и хррктааее чкоелева, оеомрств его ббилетокиу» (Луи Блан).
Расшифровка афоризмов // Вассерман, А. Прокачай мозг методом британских ученых / А.А. Вассерман. – Москва : АСТ, 2013. – С. 104-223.
Вуйчич, Н. Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни / Ник Вуйчич ; пер. с англ. Т.О. Новиковой. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
Ник Вуйчич – австралийский мотивационный оратор, меценат, писатель и певец. Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное заболевание, которое приводит к отсутствию всех четырех конечностей).
Н. Вуйчич рассказывает о своей жизни и другой стороне горя, о том, как после пережитых очень тяжелых времен к нему пришли вера и ощущение смысла жизни. Несомненно, это очень вдохновляет! По мнению автора, преодолевая трудности, мы становимся сильнее, и важно чувствовать благодарность за такую возможность.
Цитаты из книги
- «Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже малые дела могут многое значить для другого человека».
- «Вместо того чтобы копаться в собственном несовершенстве, неудачах и ошибках, сосредоточьтесь на том вкладе, какой вы можете внести в жизнь других людей. Оцените свои таланты, знания, мудрость, творческое начало, трудолюбие и доброту. Вы не должны оправдывать ничьих ожиданий. Вы можете сами определить для себя, что же такое совершенство».
- «Помните: действие вызывает реакцию. Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя поработать еще один день, еще одну неделю, еще один месяц и еще один год. Вы поразитесь тому, что произойдет, если вы не сдадитесь».
- «Отличный писатель Норман Винсент Пил однажды сказал: «Какой бы мрачной ни была твоя жизнь, открой глаза и постарайся увидеть возможности. Ты увидишь, потому что они есть всегда».
- «Вы можете желать. Вы можете мечтать. Вы можете надеяться. Но вы должны и действовать, чтобы воплотить эти желания, мечты и надежды. Вы должны превзойти самого себя и стать таким, каким хотите быть».
Иванова, С. Личная эффективность на 100% : сбросить балласт, найти себя, достичь цели / Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев. – Москва : Альпина Паблишер, 2012. – 208 с.
Книга учитывает особенности менталитета и будет ближе и понятнее российскому читателю, чем «истории о Билле и Мэри» зарубежных писателей. Авторы – обычные люди, успех каждого реален и очевиден. Таких результатов сможет добиться каждый, имеющий желание достичь цели. Ценность книги в том, что она на две трети состоит из кейсов (конкретных ситуаций, используемых для выработки деловых решений в ходе их анализа) и заданий.
Упражнения из книги «Личная эффективность на 100%...»
Абсурдное утверждение
Задача – максимальным количеством аргументов обосновать данное абсурдное утверждение. Парадоксальные утверждения также принимаются.
Пример. Почему не надо умываться? – Экономим время, воду, мыло, не пачкаем полотенце, можно макияж дольше сохранить, не сушим кожу водой, никто в живой природе не моет морду лапами и т.д.
Утверждения для тренировки:
- - Почему надо есть рыбу, не вынимая костей?
- - Почему надо пить воду из лужи?
- - Почему хорошо быть толстым?
- - Почему полезно лежать на диване перед телевизором?
- - Почему зимой надо ехать в отпуск в Якутск (–50 °C), а летом – в Египет (+50 °C)?
- - Почему стоит смотреть дурацкие комедии?
Метод персонажей
Каждый участник генерации идей (или вы сами) выбирает себе персонаж, в образ которого надо будет вжиться. Это может быть герой книги, мультфильма, исторический персонаж, политический деятель… Задача – назвать как можно больше идей по обсуждаемой теме, которые, по вашему мнению, мог бы предложить именно этот герой.
Канеман, Д. Думай медленно…решай быстро / Даниэль Канеман ; пер. с англ. А. Андреева [и др.]. – Москва : АСТ, 2016. – 653 c.
Это энциклопедическое собрание, охватывающее сорокалетний опыт нобелевского лауреата Даниэля Канемана в исследованиях о мышлении человека.
Автор на протяжении всего повествования старается донести до читателя мысль: человек знает о себе и о мире гораздо меньше, чем ему кажется. Возможно, если мы это признаем, то избежим серьезных ошибок и будем менее уверены в своих суждениях.
В книге описываются два типа мышления: «система 1» и «система 2». «Система 1» быстрая, бессознательная, интуитивная. Она помогает человеку быстро принимать решения, когда это необходимо. Ей соответствует выражение «решай быстро». «Система 2» медленная, сознательная, рациональная. К ней относится – «думай медленно».
Д. Канеман приводит много разных ошибок и искажений нашего мышления. К основным можно отнести: упрощение реальности; фрейминг (оформление или подача информации с использованием таких слов и фраз, которые прозвучат убедительно для другой стороны); прайминг (воздействие воспоминаний или ассоциаций на другие последующие действия человека); эффект привязки (якоря); фокус на негативном; эффект доступности.
Цитата из книги:
«Главная ограниченность человеческого разума состоит в том, что он почти не в состоянии вернуться в прошлое, занять прежнюю позицию, зная о будущих переменах. Чуть только вы построили новую картину мира или его части, старая стирается – вы уже не вспомните, как и во что верили раньше».
Латыпов, Н. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта / Н.Н. Латыпов, Д.А. Гаврилов, С.В. Ёлкин ; под ред. А.А. Вассермана. – Москва : АСТ, 2013. – 352 с. : ил.
В книге собраны научно-популярные статьи, разного уровня сложности вопросы, упражнения, задачи и тесты, которые помогут развить нестандартное, креативное мышление. Если решение не удастся найти, можно обратиться к подсказкам в конце издания. Иногда результат будет очевидным и удивит, но в большинстве случаев читателя поразит незаурядность ответов.
Несколько заданий из книги «Турбулентное мышление...»
Вопрос N 61
Однажды на вечеринке к Томасу Алве Эдисону подошла молодая и красивая дама и предложила ему свою руку и сердце со словами: «Если у нас будут дети, то они будут умными, как Вы, и красивыми, как я». Что ответил Эдисон, если учесть, что он – как сегодня говорят – «был креативным человеком»?
Вопрос N 67
Зависит ли вес песочных часов от того, течет в них песок или нет? Не должны ли часы весить меньше, когда часть песка в них свободно падает?
Фрагмент теста N 3
Старайтесь дать молниеносный ответ. Вы получите либо очки за оригинальность, либо за совпадение с контрольным ответом.
1. Существует слово, которое заканчивается на три буквы «е» – это «длинношеее». Назовите слово русского языка, которое оканчивается на три «ё».
2. Как далеко в лес может забежать заяц?
3. Каких камней нет в море?
4. Почему редкая птица долетит до середины Днепра?
Задача N 10
Для чего в античных и раннесредневековых библиотеках стояли ведра? Если затрудняетесь с ответом, поставьте его рядом и представьте себя древним греком или монахом.
Ответы // Латыпов, Н. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта / Н.Н. Латыпов [и др.]. – Москва : АСТ, 2013. – С. 285, 286, 293, 298.
Симонова, Е. Тренинг эффектив-ности, или Как поймать 5 зайцев сразу / Е.М. Симонова. – 2-е изд. – Москва : СматртБук, 2010. – 200 с. – (4 сезона).
Книга будет интересна тем, кто хочет стать лидером в одной из областей жизни, и тем, кто потерял это желание. Автор описывает концепцию четырех сезонов лидерства: «весна», «лето», «осень» и «зима».
Основная часть книги – примеры из жизни реальных людей, истории бизнес-лидерства, размышления, комментарии, советы, притчи. В каждой главе даны тесты, кейсы и упражнения, которые помогут проверить свои навыки.
Тестовое задание из книги «Тренинг эффективности, или Как поймать 5 зайцев сразу»
Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу…»
- 1. Добиться признания и уважения.
- 2. Иметь тёплые отношения с людьми.
- 3. Обеспечить себе будущее.
- 4. Зарабатывать на жизнь.
- 5. Иметь хороших собеседников.
- 6. Упрочить своё положение.
- 7. Развивать свои силы и способности.
- 8. Обеспечить себе материальный комфорт.
- 9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
- 10. Избегать неприятностей.
- 11. Стремиться к новому и неизведанному.
- 12. Обеспечить себе положение и влияние.
- 13. Покупать хорошие вещи.
- 14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
- 15. Быть понятым другим.
Анализ полученных результатов // Симонова, Е. Тренинг эффективности, или Как поймать 5 зайцев сразу / Е.М. Симонова. – 2-е изд. – Москва : СматртБук, 2010. – С. 65-67.
Шувалов, А. Брейн-тренинг : как заставить свои мозги работать на 100%. – Москва : СВР-Медиапроекты, 2014. – 192 с. – (Разумная психология).
В книге собрана интересная информация о том, что такое память, какая она бывает и как работает, а также о том, что человеку нужно делать, чтобы все помнить. Один из разделов посвящен мнемотехнике – своеобразной системе внутреннего письма, с помощью которой мы можем последовательно «загружать» в мозг информацию, предварительно преобразованную в комбинации образов.
Советы от автора книги
Старайтесь как можно чаще рисовать по памяти. Дело, конечно, не в том, чтобы тренировать изобразительные навыки. Ваша задача – воспроизводить как можно детальнее знакомые предметы и обстановку. Для начала можете нарисовать свой двор или офис. Это будет не так-то просто, как кажется. Многих ставит в тупик просьба изобразить какое-нибудь животное или насекомое (например, кузнечика). Не следует рисовать слишком долго и старательно – достаточно 3-5 минут.
Важно после каждой тренировки сравнивать изображение с оригиналом и обращать внимание на пропущенные детали. Выполнять это упражнение нужно ежедневно, рисуя различные предметы. А через пару недель можно «повторить пройденное» – то есть повторно нарисовать объект и посмотреть, насколько лучше вы научились воспроизводить его по памяти.
Повышение концентрации кислорода в крови – лучшее лекарство от снижения памяти. Естественным способом борьбы с гипоксией являются прогулки на свежем воздухе.
Мозгу необходим кислород, который играет важнейшую роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, активизирует усвоение питательных элементов. Он помогает очищать кровь, не давая ей заполниться строительным материалом клеток. Мозг составляет не более 2% от общей массы тела, но расходует половину объема кислорода, поступающего в организм.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.