-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > ХХ век в живописи: А. Дейнека и В. Кандинский
ХХ век в живописи: А. Дейнека и В. Кандинский
Книжно-иллюстративная выставка «ХХ век в живописи: А. Дейнека и В. Кандинский», приуроченная к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки и 80-летию со дня смерти Василия Кандинского организована в рамках проекта «ХХ век», посвященного выдающимся деятелям культуры, масштаб личности и силу творческого воздействия которых сложно переоценить. Герои проекта – художники, композиторы, мастера театра и кинематографа, люди, чье творческое наследие навсегда вошло в историю мировой культуры.
Экспозиция объединяет двух очень разных, но, безусловно, выдающихся русских живописцев – А.А. Дейнеку и В.В. Кандинского, художники, взгляд на творчество которых, по мнению исследователей, менялся от поколения к поколению. На выставке представлены издания о жизни и творчестве мастеров, познакомившись с которыми каждый сможет составить собственное впечатление о художниках.
Александр Дейнека – один из наиболее выдающихся деятелей советской культуры, уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, активный участник ее драматических коллизий. На первых порах он был близок к модернизму, но впоследствии стал одним из столпов социалистического реализма. За свою жизнь мастер проявил себя во многих областях искусства, таких как живопись, скульптура, графика. Кроме того, он был талантливым педагогом.
Творчество Дейнеки невозможно рассматривать в отрыве от истории страны и культурной среды его времени. Феномен художника в том, что по его произведениям можно проводить срез советского общества – вместе с политическими изменениями, запретами и пропагандируемыми направлениями искусства менялось и его творчество. Дейнека прошел как минимум три совершенно разных стилистических периода: 1920-е годы, 1930-е и 1940–1960-е. Действительность диктовала ему свои жестокие правила, но, пожалуй, он, как никто другой так резко не менял полярность своего творчества, и в каждом новом периоде творчества Дейнека оставил работы, которые признают великими спустя годы.
Творчество Дейнеки сплетено со всеми ключевыми этапами русской истории и культуры XX века: авангардом первых послереволюционных лет, появлением множества разнообразных художественных течений и групп в годы нэпа, борьбой между художниками на протяжении первой пятилетки, возникновением социалистического реализма в 1930-е годы, безжалостным перекраиванием искусства во время сталинского террора, особой ситуацией, сложившейся в годы Великой Отечественной войны, периодом репрессий конца эпохи сталинизма, переменами в политике по отношению к искусству в ходе хрущевской «оттепели», когда СССР пытался справиться с проблемами «холодной войны», и, наконец, бытием художников в эпоху брежневского застоя 1960-х годов.
Воспоминания современников о художнике разноречивы. Его ученик по Суриковскому институту Николай Ерышев писал о нем: «А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе – новой жизни, новой семьи, нового образа жизни. Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли».
Иные интонации звучат в воспоминаниях искусствоведа Андрея Чегодаева: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике».
Сам же художник о своем творчестве говорил: «Я добиваюсь для своего искусства нахождения таких форм, которые давали бы мне возможность переносить форму с плоскости в объем, из графики в живопись, от гуаши переходить в мозаику. Возрождение не имело конфликтов между скульптурой и живописью, тонкой чеканкой и монументом. Возможно, это накладывает несколько необычный характер на мои вещи. Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах».
А.А. Дейнека пробовал себя практически во всех возможных сферах художественной деятельности: расписывал интерьеры и фасады общественных зданий, оформлял агитпоезда и агитмероприятия, писал декорации к спектаклям, участвовал в оформлении павильонов выставок, исполнял плакаты для РОСТА, преподавал рисование, живопись и скульптуру. Также нельзя не отметить его работы в области книжной и журнальной графики (иллюстрации к книге Н. Асеева «Кутерьма», рисунки к журналам «Безбожник у станка», «Даёшь», «Красная нива», «Красная панорама», «Прожектор» и др.). Он автор известных живописных полотен – «Футбол», «На стройке новых цехов», «Текстильщицы», «Оборона Петрограда», «Мать», «Спящий ребенок с васильками», «Будущие лётчики», «Оборона Севастополя». Как художник-монументалист создал цикл мозаичных панно для станций метро «Маяковская» и «Павелецкая».
Составить свое мнение о творчестве художника призваны материалы, представленные в экспозиции. Центральным изданием является альбом «Александр Дейнека», вышедший в издательстве «Изобразительное искусство» в серии «Художник и время». Во вступительной статье автор-составитель, искусствовед известный литературовед В.П. Сысоев размышляет о становлении живописца, рассказывает о детских годах и первом вдохновении, об учителях и рождении у художника собственного стиля, дает анализ его работ. Автор уделяет много внимания плакату и книжной графике в творчестве Дейнеки, картинам с суровой героикой с одной стороны, лирике, свету и празднику – с другой. Альбом содержит много фотографий и репродукций картин Дейнеки.
Также хотелось бы обратить внимание на альбом «Журнальная графика Дейнеки 1920 – начала 1930 гг.». Работы Александра Дейнеки 20-х годов очень точно отразили и выразили сложное время становления Советской власти. Журнальная графика и плакаты художника того периода не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме.
Насладиться картинами художника, не отвлекаясь ни на что второстепенное, предлагает альбом из серии «Образ и цвет». Издание знакомят читателей с творчеством художника, который «с эпической широтой охватывает явления действительности, несет в себе партийную целенаправленность и радостный оптимизм, рожденный достижениями и победами нашего народа».
С интересной стороны раскрывает художника издание из серии «Избранные детские книги советских художников» 1982 года. В ней А.А. Дейнека – иллюстратор, подаривший свои рисунки книге Н. Асеева «Кутерьма». И здесь, казалось бы, в детской книге, где приветствуются яркие краски и светлые оттенки, художник не изменяет себе. Ю. Герчук пишет: «Он (Дейнека) решительно переносил приемы плаката и мотивы журнальной графики в свою станковую живопись, и она наполнялась от этого резкими ритмами времени. И в книжках, и в картинах Дейнека не стремился дать своим любимым персонажам отчетливые индивидуальные характеристики. Его больше привлекает в них общее, объединяющее, то, что кажется ему характерным и важным вообще в современном человеке. Он ищет собственный, весьма далекий от классики канон красоты – напряженное, мускулистое тело, сформированное физической работой и лишь отшлифованное спортом». Книга не останавливается только на работах Дейнеки, в ней также можно больше узнать об Обществе станковистов (1920-е годы) и состоянии детской иллюстрации того времени: «Художники ОСТа дали детской книге новый графический язык, изменили ее интонацию, почерк и темп рисунков, резко сблизили с тем, что рисовалось в эти годы для взрослого зрителя и читателя».
Утвердилось достаточно распространенное мнение, что Александр Дейнека – художник, под крылом власти. Он известен работами о счастливых советских людях, которые самоотверженно занимаются спортом, защищают свою Родину, работают на фабриках и заводах. Однако при более глубоком проникновении в его творчество приходит понимание, что не так-то художник и прост, как кажется с первого взгляда. Надо лишь посмотреть на его картины шире, провести сравнительные параллели, прочитать между строк... Надеемся, что помогут в этом издания, представленные на выставке.
Еще один герой экспозиции – Василий Васильевич Кандинский – один из самых ярких и оригинальных мастеров искусства XX века. Главным достижением художника считается абстрактная живопись, которая в настоящее время относится к золотому фонду авангардного искусства. Кроме того, он был незаурядным литератором, драматургом и театральным режиссером, теоретиком искусства и педагогом, разработавшим свою методику преподавания.
И вместе с тем, это подлинный классик, чье творчество определило пути развития европейского и отечественного искусства прошлого столетия. Практическая деятельность художника была неотделима от работы в области теории искусства: свои открытия в живописи он всегда стремился сформулировать и обосновать теоретически. Будучи широко образованным человеком, Кандинский обладал несомненным литературным даром. Он много рассуждал и писал об искусстве.
Теоретические труды Василия Кандинского, как и само его творчество – уникальное явление в истории русского и европейского искусства. Ведь именно ему, русскому художнику, жившему в Германии, одному из лидеров нового искусства, суждено было совершить подлинный переворот в живописи. Идея беспредметности витала в воздухе, но именно в творчестве Кандинского она обрела воплощение. «Сумерки надвигались. Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину... это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку», – так описывает сам Кандинский момент озарения, предопределивший последующее триумфальное шествие абстрактного искусства. Его творчество и философские труды во многом определили облик нового понимания изобразительного искусства. Фактически с «Абстрактной акварели» Кандинского (1910 г.) начинается история современной абстрактной живописи. Основной свой программный труд – книгу «О духовном в искусстве» – Кандинский написал еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке. Книга не сразу нашла своего издателя – настолько необычной для своего времени она казалась. Однако, когда книга увидела свет, и один за другим вышли три ее издания, о ней стали говорить как о новом Евангелии в жизни искусства. Русские художники познакомились с этой программной публикацией еще в 1911 году на своем съезде. Идеи книги оказали значительное влияние на всех передовых русских художников, в том числе на К. Малевича.
Среди материалов, представленных в экспозиции, центральное место отведено сборнику, опубликованному в издательстве «Азбука» в серии «Наследие». Наряду с основными произведениями В. Кандинского («О духовном в искусстве» и «Точка и линии на плоскости»), в нем представлены его статьи и доклады 1900–1920-х годов.
В книге Александра Якимовича, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия», читатель найдет психологический портрет художника, погруженного в сомнения и поиски, трудные отношения и споры со временем и современниками. В судьбе мастера были такие драматические повороты, будто он прожил не одну, а несколько жизней. На страницах книги встречается множество людей искусства и исторических личностей, с которыми Кандинский имел те или иные отношения, от живописцев России и Германии до крупнейших музыкантов и поэтов разных стран, а также мыслителей и ученых начала и первой половины XX века.
Несомненно, особый интерес вызовет книга «Василий Кандинский. Путь художника» Д.В. Сарабьянова и Н.Б. Автономовой. Помимо богатого биографического материала издание привлекает внимание иллюстративным материалом: репродукциями картин и эскизов, редкими документальными фотографиями.
Наследие живописца изучали и иностранные ученые. Одним из них является французский писатель и журналист, историк искусства Мишель Лакост. На выставке представлена его книга «Кандинский» из серии «Картинная галерея». Книга рассматривает творчество Василия Кандинского в сложном единстве его видов, жанров и стилей – от реалистических пейзажей и портретов до абстрактных полотен зрелого и позднего периодов, от абсурдистских стихов до театральных сцен и сценографических опытов и до философских текстов в области теории искусства. На страницах издания разнообразное наследие мастера представлено в историческом контексте. Это биография творческой личности, равновеликой сложнейшей и драматичной эпохе рубежа столетий и первой половины ХХ века.
Список литературы по В.В. Кандинскому
- Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944 / авт. текста А. Майкапар. – Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. – 48 с. : цв. ил. – (Великие художники).
- Вольф, Н. Экспрессионизм / Норберт Вольф ; ред. У. Гросеник. – Koln : Taschen ; Москва : АРТ-Родник, 2006. – 95 с. : ил.
- Генерозова, Е. К чистоте слуха и зрения // Знание – сила. – 2017. – N 11. – С. 120-123.
- Голик, Л. Арнольд Шенберг – Василий Кандинский // Искусство в школе. – 2008. – N 2. – С. 32-35.
- Докторова, Л. Полифония форм и цветов // Искусство (газета). – 2000. – N 34. – С. 14-15.
- Живопись 20-30-х годов : альбом / сост. А. Муратов ; вступ. ст. В. Манина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1991. – 200 с : ил .
- Калмыкова, В. От лица стихий // Свой. – 2020. – N 9. – С. 34-36.
- Кандинский : [альбом] / сост. Н. Автономова. – Москва : Изобразительное искусство, 1993. – 31 с.
- Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / Василий Васильевич Кандинский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 240 с. : ил.
- Князева, Е. Музыка цвета : Шенберг и Кандинский // Искусство (газета). – 2008. – N 12. – С. 24.
- Лакост, М.К. Кандинский / Мишель Кониль Лакост ; пер. Л. Таруашвили. – Москва : Слово, 1995. – 94 с. – (Картинная галерея).
- Мартынов, С. Все течет // Вокруг света. – 2017. – N 10. – С. 28-29.
- Многогранный мир Кандинского / Государственная Третьяковская галерея. – Москва : Наука, 1999. – 208 с.
- Мозжухина, Л. Образы зримой музыки [Кандинский – Скрябин] // Искусство в школе. – 2008. – N 2. – С. 35-37.
- Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях : альбом / сост. и вступ. ст. А. Сарабьянов ; коммент. Н. Гурьянов. – Москва : Советский художник, 1992. – 352 с. : ил.
- Петров-Стромский, В.Ф. Русская художественная культура X–XX веков. Искусство начала XX века // Искусство (газета). – 1998. – N 47. – С. 1-16.
- Пушкарев, В. Василий Кандинский. Новые открытия // Мир музея. – 2001. – N 2. – С. 44-51.
- Сарабьянов, Д. Кандинский. Обретение беспредметности // Искусство (газета). – 2000. – N 10. – С. 1-3.
- Сарабьянов, Д.В. Василий Кандинский : Путь художника. Художник и время / Дмитрий Владимирович Сарабьянов ; Наталья Борисовна Автономова. – Москва : Галарт, 1994. – 174 с., ил. – (Новая галерея. XX век).
- Соколов, Б. Кандинский – теоретик искусства, мифотворец и моралист. Стихотворения и статьи 1910 – 1920 годов // Библиотечное дело. – 2016. – N 21. – С. 17-22.
- Сурков, П. Мурнау, дома на Обермаркт // Искусство (газета). – 2005. – N 11. – С. 24.
- Турчин, В. Василий Кандинский // Искусство (газета). – 2010. – N 1. – С. 8-16.
- Хан-Магомедова, В. Диалог живописи и музыки. Арнольд Шенберг – Василий Кандинский // Искусство (газета). – 2002. – N 1. – С. 17.
- Шенкар, Н. Ely Bielutin. Vasilij Kandinskij = Элий Белютин. Василий Кандинский : [книга-перевертыш] : [на рус., англ., и фр. языках] / Надин Шенкар. – Milano : Spirali/Vel, 2005. –75 с.
- Якимович, А. К. Кандинский / Александр Клавдианович Якимович. – Москва : Молодая гвардия, 2019. – 272 с. : 16 л. ил. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий).
Список литературы по А.А. Дейнеке
- Батраков, А. Светлый путь стахановцев в искусстве // Родина. – 2016. – N 2. – С. 74-76.
- Волков, Е. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая» // Родина. – 2015. – N 11. – С. 123-125.
- Дейнека, А. Художник А. Дейнека делает книгу : Н. Асеев «Кутерьма» / Александр Дейнека. – Москва : Советский художник, 1982. – 24 с. – (Избранные дет. книги сов. художников).
- Дейнека, А.А. Александр Дейнека : [Альбом на фр. языке] / Александр Александрович Дейнека. – Ленинград : Аврора. Ленингр. отд-ние, 1982. – 307 с. : ил.
- Дейнека, А.А. Дейнека : [Альбом репродукций] / Александр Александрович Дейнека. – Москва : Изобразительное искусство, 1980. – 4 с. : ил., 14 л. ил. – (Образ и цвет).
- Дейнека, А.А. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг. / Александр Александрович Дейнека. – Москва : Советский художник, 1979. – 28 с., 71 л. ил.
- Дейнека. 1899–1969 : Альбом – Москва : Изобразительное искусство, 1973. – 64 с. : ил., 76 л. ил. – (Художник и время).
- Епишин, А. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров. – 2011. – N 3. – С. 28-37.
- Еремина И. Романтический глашатай соцреализма // Библиополе. – 2010. – N 6. – С. 72-79.
- Каменева, Е.О. Мы знакомимся с художниками / Евгения Осиповна Каменева. – Москва : Молодая гвардия, 1960. – 796 с.
- Куратова, И.А. Александр Александрович Дейнека : Альбом / Ида Александровна Куратова. – Москва : Изобразительное искусство, 1974. – 56 с. – (Сов. художники-Герои Соц. Труда).
- Неизвестный Дейнека. Как будущий классик иллюстрировал повесть Ильфа и Петрова // Огонек. – 2019. – N 11. – С. 28.
- Черемушкин, П.Г. Александр Дейнека / Петр Германович Черемушкин. – Москва : Молодая гвардия, 2021. – 352 с. : 16 л. ил. – (Жизнь замечательных людей . Серия биографий).
- Черемушкин, П.Г. Дейнека : романтик соцреализма / Петр Германович Черемушкин. – Москва : Молодая гвардия, 2021. – 352 с. : 16 л. ил.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.