-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

- Главная
- > Для молодежи
- > Что посмотреть?
- > Легенды театра Олег Ефремов и Юрий Любимов
Легенды театра Олег Ефремов и Юрий Любимов
В историю театральной культуры XX века вошли выдающиеся режиссеры Олег Николаевич Ефремов и Юрий Петрович Любимов. Ими созданы легендарные театры, которые и в наше время являются флагманами театральной жизни.
Главной задачей экспозиции является представление материалов, наиболее полно и выразительно отражающих позицию и масштаб личности режиссеров. С помощью изданий читатели самостоятельно составят творческие портреты О.Н. Ефремова и Ю.П. Любимова.
Мастеров театральной сцены объединяет то, что они были замечательными актерами, режиссерами, руководителями театров. Им удалось творчески опередить свое время. В условиях цензуры они выпускали новые спектакли, создавая на сцене удивительную атмосферу, заставляя людей о многом задуматься. Постановки, созданные ими на сценах «Таганки» и «Современника», и в наши дни называют легендарными. Каждая становилась событием не только в театральной жизни столицы, но всей страны.
Олег Ефремов и Юрий Любимов были близки по возрасту – в 2022 году Олегу Ефремову исполнилось бы 95, а Юрию Любимову – 105 лет. Поколение, к которому относились мастера, называют «шестидесятниками». Деятельность режиссеров началась в эпоху «оттепели», принесшей обновление во все сферы социальной и культурной жизни. В целом они разделили драматическую судьбу творческой интеллигенции страны 60-х годов ХХ века. Содержание этого утверждения наиболее полно раскрывает известный театровед Полина Богданова в книге «Режиссеры-шестидесятники».
Юрий Любимов: «Театр – там, где нахожусь я»
Это выражение стало, по сути, жизненным кредо мастера. Юрий Любимов прожил 97 лет, его путь включил в себя столько событий, поворотов, бурь и триумфов, что хватило бы на приключенческий роман в нескольких томах. Он был на месяц старше Великой Октябрьской революции. Семилетним мальчишкой на похоронах Ленина чуть не отморозил себе уши. Молодым актером едва не убил Пастернака. В годы войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, сыграл довольного жизнью колхозника в фильме «Кубанские казаки», а потом создал театр. Маститым режиссером был позорно изгнан из страны. Годы спустя приглашен обратно. Список его званий и наград занимает несколько страниц машинописного текста.
Актер Михаил Ульянов, много лет работавший с Ю.П. Любимовым, вспоминал: «Характер Любимова, который развернулся во всей своей твёрдости впоследствии, и тогда давал о себе знать. Он не очень был мягок в оценке не нравившихся ему работ, он приклеивал иногда очень меткие и обидные словечки к спектаклю, к режиссёру или актёру». Сам же Любимов в одном из интервью сказал: «С ними, с актерами, надо очень жестко. Есть табель о рангах, и без нее жизни не бывает. А превратное понимание свободы приводит к хаосу».
Когда Юрию Петровичу Любимову предложили возглавить Театр драмы и комедии на Таганской площади, он не пользовался популярностью у зрителей. Ситуация сложилась настолько плохая, что театр имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости. За два года талантливый режиссер сделал «Таганку» ведущим театром страны. Первым спектаклем стал «Добрый человек из Сезуана», за который Любимову пришлось выслушать немало нареканий.
В течение первых трех лет на сцене «Таганки» шли драмы, затем классические пьесы и современные произведения. Режиссер ставит «Жизнь Галилея», «Гамлета», «Товарищ, верь…», «Послушайте!». Спектакли Ю.П. Любимова называли революционными, а «Таганку» – маленьким «островком свободы» в СССР. Он стал, по словам А. Вознесенского, «эпицентром свободолюбивой интеллигенции». Театр и его руководитель разделили судьбу страны. Правилом стали бесконечные «приемы» спектаклей, а точнее, их запрет. Однако огромный успех в стране и резонанс за рубежом, вынуждали власть до определенного момента считаться с театром.
Любимову всегда приходилось противостоять министерским функционерам. В интервью он часто вспоминал, с каким трудом удавалось пробить тот или иной спектакль: «С каким боем принимали спектакль «Вечно живые», где я на сцене зажег вечный огонь, еще до того, как он появился у Кремлевской стены! Заставляли убрать огонь, чуть ли не сами затаптывать хотели. Но потом поняли, что мы с артистами им просто морды набьем, и отступили».
80-е годы XX века стали периодом настоящих испытаний для режиссера. Ушел из жизни ведущий актер «Таганки» Владимир Высоцкий. Созданный в честь его спектакль «Владимир Высоцкий» цензура запретила. Та же участь постигла и «Бориса Годунова». И тогда годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр заставили режиссера пойти на обострение отношений с властью. В 1984 году, находясь в командировке за рубежом, Любимов поделился в интервью газете «Таймс» своими критическими размышлениями относительно культурной политики в СССР. Реакция последовала незамедлительно – Ю.П. Любимов был лишен гражданства.
В письме маленькому сыну Любимов так описал день, когда ему сообщили о лишении гражданства: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. /…/ советский консул сухо довел до моего сведения указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом? Я как был русским, так и остался…».
После семи лет работы за рубежом Юрий Петрович вернулся в Москву. Ему восстановили гражданство, он вновь стал главой «Таганки», получил звание Народного артиста России. Проявив потрясающую волю, начал восстанавливать запрещенные ранее спектакли. «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», «Доктор Живаго» вышли к зрителю, поразив всех современностью своего звучания.
В кабинете Любимова в Театре на Таганке есть легендарная стена с автографами всех самых великих людей прошлого столетия, начиная от Юрия Гагарина и Фиделя Кастро до Марчелло Мастрояни и Александра Солженицына. Любимов ушел с поста главного режиссера Театра на Таганке, но не из профессии. В 2012 году, спустя полвека, он вернулся в театр имени Вахтангова и поставил там четырехчасовой спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Следующей премьерой стала опера «Князь Игорь» в Большом театре, а последней – опера-буфф «Школа жен» в московском театре «Новая опера».
В свой 95 день рождения Юрий Любимов принимал аплодисменты со сцены Театра имени Вахтангова. Через несколько он дней попал в больницу и тогда многие не верили в его выздоровление, но он и здесь вышел победителем и смог возобновить репетиции оперы «Князь Игорь» на сцене Большого театра. В первый день репетиций его встречал полный зал: пришли артисты и руководство Большого театра, десятки журналистов. Репетиции шли каждый день, продолжаясь по шесть часов. Мастеру в то время было 96 лет.
О Юрии Любимове и «Таганке» писали по-разному. Среди изданий особняком стоит книга Ольги Мальцевой «Поэтический театр Юрия Любимова. Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1964-1998». В ней автор, известный театровед, доктор искусствоведения, исследует природу художественного мира, созданного мастером на сцене театра. В предисловии она объясняет: «Театр Любимова – идеи и темы Любимова. Поэтика и стиль его спектаклей. Особый художественный мир. Природе этого мира, по-своему цельного, последовательно развивающегося – посвящена эта книга».
О яркой судьбе театра на Таганке рассказывает еще одно уникальное издание – «Таганка: личное дело одного театра» Евгении Абелюк и Елены Леенсон, написанное при участии Юрия Любимова. В книге собраны критические статьи, воспоминания актеров, интервью Ю.П. Любимова, его воспоминания об истории театра.
Юрия Петровича Любимова не стало 5 октября 2014 года, и с его уходом закончилась важная глава истории отечественного театра второй половины XX века.
Олег Ефремов: «Я убежден, что человек обязательно должен во что-то верить, на что-то надеяться, куда-то и к чему-то стремиться».
О.Н. Ефремов основал театр «Современник», руководил МХАТом на протяжении 30 лет, не боялся всегда говорить правду, умел одними глазами, одной улыбкой передать целую гамму чувств. Самым главным в своей жизни Олег Николаевич считал искусство, ради него он был готов на все.
У людей старшего поколения «свой Ефремов». Для одних он – режиссер, для других – доктор Айболит и таксист Саша из фильма «Три тополя на Плющихе». За творческую жизнь Олег Николаевич сыграл около 100 ролей в театре и кино, поставил множество спектаклей, стал родоначальником актерской династии.
Ефремов щедро делился своими мыслями в многочисленных интервью, статьях, беседах. Благодаря этому до нас дошел голос мастера. Это книга «Настоящий строитель театра», составители которой собрали воедино мысли режиссера по коренным вопросам творчества, а также издание «Все непросто…», объединившее статьи, выступления, беседы и документы, написанные за 30 лет работы. На страницах О.Н. Ефремов рассказывает о времени, театре, своих учителях, друзьях и врагах. Это позволяет увидеть живого человека, без ретуши. Внимание зрителей привлечет уникальная книга «Олег Ефремов. Пространство для одинокого человека», в которой впервые публикуются воспоминания о нем близких людей, редкие фотографии, записи репетиций спектаклей.
Еще студентом Олег Ефремов начал вести дневник. Однажды он сделал запись: «Я буду главным режиссером МХАТа». И добился этой цели.
О своем решении поступать в театральный вуз Олег Ефремов напишет позже: «Может быть, я не стал бы актёром и режиссёром, если бы в 1943 году, во время войны, ещё юношей не посмотрел знаменитый спектакль Художественного театра «Три сестры». Впечатление было громадное… Я тогда ещё мало что понимал, но так это взволновало, так захватило! Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов. После этого я стал уже думать, как бы мне приобщиться к искусству театра, и в 1945 году поступил в Школу-студию МХАТ».
Свою любовь к А.П. Чехову мастер пронес через всю свою жизнь. В одном из интервью он сказал: «Чем, к примеру, труден и прекрасен Чехов? Он бесконечен, как жизнь. У Чехова каждый характер, каждый персонаж имеет свое подробное и точное прошлое, знает, что ему делать. А без прошлого и будущего, без корней и целей нет характера, нет и человека!». Ефремов – один из немногих, успевших завершить свою «чеховиану» на сцене Художественного театра. Ему удалось открыть новое в Чехове, открыть нового Чехова.
Еще в студенческие годы О.Н. Ефремов поклялся в верности методу прославленного К.С. Станиславского, и следовал его канонам всегда. Олег Николаевич решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь сам он уже преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник». Ефремов предпочел позвать в театр «молодую поросль», хотя старики твердили: «Приглашай имена, иначе театр обречён». Но для Ефремова имена ничего не значили.
Режиссер Галина Волчек вспоминала позже: «В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим – таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание».
За билетами в «Современник» очереди выстраивались задолго до премьерных показов. Спектакли по пьесам Виктора Розова, Константина Симонова, Александра Володина, Василия Аксенова и даже опального Солженицына были невероятно успешными и обсуждаемыми. Общение со зрительным залом было живым и правдивым, даже не использовался занавес. Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени.
Ефремов руководил «Современником» с 1956 до 1970 года, потом был МХАТ. «В Художественный театр я пришёл, когда почти ничего не осталось от того, что было заложено Станиславским. Предстояло возвратить главное – живой театр. Артистический мир очень сложен, особенно мхатовский, определённым образом воспитанный. Иногда нелегко быть до конца откровенным…», – вспоминал Олег Ефремов. Последней его постановкой стал спектакль «Три сестры» в 1997 году, который вызвал восторг публики и критиков. Режиссер отступил от привычных канонов: финальная сцена происходила в парке, дома на заднем плане не было видно. «Спектакль о доме, а дома нет, это ведь глубокий пессимизм», – высказалась по этому поводу журналистка из Великобритании. «Это не пессимизм, это жизнь», – ответил ей Ефремов.
В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Николаевич никогда не оставлял актерскую деятельность. Параллельно с театром он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.
Им было сыграно много разноплановых ролей в кино. Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова – Максима Подберезовикова в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе». Александра Пахмутова категорически возражала против звучания в фильме ее песни «Нежность». Однако, после просмотра снятого материала согласилась: она увидела сцену, где Доронина поет, а Ефремов ее слушает, увидела его взгляд, проникающий в душу.
Коллеги отмечали, что все свои роли Олег Николаевич исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. А зрители считали, что во всех героях актер просто играет самого себя. Это была собственная художественная традиция Ефремова – играть, практически не играя. Вся жизнь Олега Ефремова прошла в служении искусству. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже много лет, однако его творческое наследие продолжает служить людям.
Список литературы
- Богданова, П.Б. Режиссеры-шестидесятники / Полина Борисовна Богданова. – Москва : Новое литературное обозрение, 2010. – 176 с.
- Лордкипанидзе, Н.Г. Режиссер ставит спектакль / Натэлла Георгиевна Лордкипанидзе. – Москва : Искусство, 1990. – 288 с.
- Рудницкий, К.Л. Театральные сюжеты / Константин Лазаревич Рудницкий ; вступ. ст. А.М. Смелянского. – Москва : Искусство, 1990. – 464 с. : ил.
- Свободин, А.П. Театральная площадь / Александр Петрович Свободин. – Москва : Искусство, 1981. – 335 с. : ил.
- Театр ... время перемен : сборник / сост. А.М. Смелянский, М.Е. Швыдкой. – Москва : Искусство, 1987. – 223 с.
- Хайченко, Г.А. Страницы истории советского театра / Григорий Аркадьевич Хайченко. – Москва : Искусство, 1983. – 270 с.
Источники Любимов
- Абелюк, Е.С. Таганка: личное дело одного театра : [18+] / Е.С. Абелюк, Е.И. Леенсон, Ю.П. Любимов. – Москва : Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с. : ил.
- Бедерова, Ю. Условно о полку Игореве : новый спектакль Юрия Любимова в Большом театре // Огонек. – 2013. – N 23. – С. 44.
- Емельянова, С. Небрежный плод любимовских забав // Искусство. – 2001. – N 17. – С. 21.
- Исмаилова, Н. Юрий Любимов. В круге первом // Искусство. – 1998. – N 48. – С. 7.
- Кречетова, Р. Любимов // Искусство. – 2002. – N 6. – С. 4–7.
- Мальцева, О. Поэтический театр Юрия Любимова : спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке 1964 – 1998 : [18+] / Ольга Мальцева. – Санкт-Петербург : Российский институт истории искусств, 1999. – 272 с. : ил.
- Оболенский, И. Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия / Игорь Оболенский. – Москва : Аст, 2014. – 320 с.
- Ходнев, С. Опера-уфф. Юрий Любимов и Владимир Мартынов родили капустник // Огонек. – 2014. – N 20. – С. 40.
- Юрий Любимов : я живу в мире великих музыкантов // Музыкальная жизнь. – 2000. – N 4. – С. 2-5.
- Юрий Любимов На репетициях спектакля «Хроники» В. Шекспира // Театральная жизнь. – 2000. – N 1. – С. 51–52.
Аудиовизуальные материалы
- Всего несколько слов в честь господина де Мольера : [видео] / режиссер А.В. Эфрос ; оператор В. Полухин ; в ролях: Ю. Любимов, Л. Круглый, А. Ширвиндт [и др.]. – Москва : Крупный план, 2009. – (Литературная классика на экране). – 1 DVD.
Интернет-источники
- Аргументы и факты. Невыносимый гений. Юрий Любимов, прошедший через славу и «бунт на корабле»
- Биограф. Юрий Петрович Любимов
- Персона. Юрий Любимов
- Правмир. Юрий Любимов: Хочется еще успеть так много
- Юрий Любимов в последнем интервью: «Я радуюсь. Проснулся – уже хорошо»
Источники Ефремов
- Ефремов, О.Н. Все непросто... : Статьи. Выступления. Беседы. Документы / Олег Николаевич Ефремов ; сост. Г. Бродская. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1992. – 318, [1] с.
- Козаков, М.М. Фрагменты / Михаил Михайлович Козаков. – Москва : Искусство, 1989. – 351 с. : ил.
- Крымова, Н.А. Любите ли вы театр? : очерки : [18+] / Наталья Анатольевна Крымова ; вступ. ст. О.Н. Ефремов. – Москва : Детская литература, 1987. – 207 с. : ил.
- Кучкина, О. Три тополя и двое // Родина. – 2018. – N 4. – С. 76 – 77.
- Олег Ефремов : настоящий строитель театра / авт.-сост. Лидия Богова. – Москва : Зебра Е : Аргументы недели, 2011. – 426 с. – (Весь XX век).
- Олег Ефремов. Пространство для одинокого человека : [18+] / сост. И. Корчевникова. – Москва : Эксмо, 2007. – 816 с. : ил.
- Раззаков, Ф. Ефремовы. Без ретуши / Федор Раззаков. – Москва : Центрполиграф, 2015. – 352 с.
- Свободин, А.П. Театральная площадь / Александр Петрович Свободин. – Москва : Искусство, 1981. – 335 с.
- Смелянский, А. Марафон Олега Ефремова // Театральная жизнь. – 2000. – N 1. – С. 56 – 57.
- Черникова, Е.В. Олег Ефремов. Человек-театр : роман-диалог : [16+] / Елена Вячеславовна Черникова. – Москва : Молодая гвардия, 2020. – 496 с. – (Жизнь замечательных людей).
Аудиовизуальные материалы
- Берегись автомобиля : [видео] / авт. сценария и режиссер Э. Рязанов ; в ролях: И.М. Смоктуновский, О. Ефремов, О. Аросева [и др.]. – Москва : Крупный план, 2008. – 1 DVD.
- Сталевары : сцены из спектакля МХАТа СССР им. М. Горького : [аудио] / режиссер Г. Бокарев, О. Ефремов. – Москва : Мелодия, 1973 – 1 грп.
- Три тополя на Плющихе : мелодрама по рассказу А. Борщаговского : [видео] / режиссер Т.Лиознова ; в ролях: Т. Доронина, О. Ефремов, А. Миронов [и др.]. – Москва : Мастер Тэйп, 2000. – 1 DVD. – (Коллекционная серия).
- Чужая жена и муж под кроватью : художественный фильм по мотивам ранних рассказов Ф. Достоевского : [видео] / режиссер В. Мельников ; в ролях : О. Табаков, О. Ефремов, М. Неелова [и др.]. – Москва : Мастер Тэйп, 1999. – 1 DVD. – (Коллекционная серия).
- Заседание парткома : спектакль МХАТ СССР им. М. Горького : [аудио] / режиссер А. Гельман, О.Н. Ефремов. – Москва : Мелодия, 1973. – 1 грп.
- Соло для часов с боем : телеспектакль по одноименной пьесе Освальда Заградника : [видео] / режиссер О.Н. Ефремов, Л. Пчелкин ; в ролях : М. Яншин, А. Грибов, О. Андровская [и др.]. – Москва : Мастер Тэйп, 2000. – 1 DVD. – (Коллекционная серия).
- Еще раз про любовь : художественный фильм по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» : [видео] / режиссер Г. Натансон ; в ролях : Т. Доронина, А. Лазарев, О.Н. Ефремов [и др.]. – Москва : Крупный план, 1999. – 1 DVD. – (Популярные ленты «Мосфильма»).
Интернет-источники
- Аргументы и факты. Олег Ефремов: «Я в ответе за всех!»
- Биограф. Олег Николаевич Ефремов
- Олег Ефремов. Живой голос
- Узнай все! Олег Ефремов
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.