- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Выставки
- > Архив выставок
- > «Имена, открытые заново»
«Имена, открытые заново»
Выставка первая
Проект открывает выставка, посвященная художникам-передвижникам, имена которых сегодня практически исчезли из научного оборота. Между тем, в свое время их творчество вызывало большой общественный резонанс, они пользовались заслуженным признанием в художественной среде России.
Итак, героями первой выставки проекта стали: Павел Александрович Брюллов, Богдан Павлович Виллевальде, Фирс Сергеевич Журавлев, Михаил Константинович Клодт, Михаил Петрович Клодт.
Энтузиастом, преданным всем начинаниям Товарищества, был Павел Александрович Брюллов (1840-1914).
Как и Клодты, как и Маковские, Брюллов происходит из династии, органически связанной с искусством. Сын архитектора, и племянник "великого Карла", он и сам был архитектором. Впрочем, в Академии художеств он успешно совмещал занятия архитектурой с освоением рисунка и живописи.
Он был одним из немногих академистов, который получал учебные медали серебряного содержания за оба вида искусства. Так, в 1864 году Павел Брюллов был награжден большой серебряной медалью за проект театра для губернского города, позже в 1870 году - большой поощрительной медалью за картину "После работы".
С 1872 года - Брюллов постоянный участник передвижных выставок. Много путешествовал, побывал на Востоке (около 27 работ - итог пребывания в Алжире были показаны на 12 выставке ТПХВ в 1884 году), в Центральной Европе (Австро-Венгрия, Италия, Швейцария и другие страны). Часто бывал в Крыму и на Кавказе.
Итогом поездок становились пейзажи высокого уровня мастерства. Их приобретали и Павел Михайлович Третьяков, и члены императорской семьи. Все же широта интересов Брюллова видимо, оказалась чрезмерной. Он не стал известным архитектором, каким был его отец, не добился большого признания за свои пейзажные полотна.
Однако, каждому свое: за эрудицию и безупречные человеческие качества Павел Александрович Брюллов пользовался большим уважением в художественной среде России. В 1893 году он был удостоен звания действительного члена Академии художеств, в 1904 году стал членом совета Академии, а с 1897 по 1912 год занимал должность хранителя музея Александра III (ныне Государственный Русский музей).
Брюллов П.А. Крестьянская девочка |
В коллекции филокартии Кузнецовой Г.П. представлена открытка с репродукцией портретной работы Павла Александровича. Жанр портрета не характерен для художника. Именно поэтому предлагаемая вашему вниманию репродукция приобретает особый интерес, в современном научном обороте она не присутствует. Впрочем, последнее объясняется еще одним простым обстоятельством: оригинал картины находится в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике, не располагающим, как и большинство провинциальных музеев, достаточными средствами для публикации работ из своих коллекций.
Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович (1818-1903) - профессор батальной живописи. Родился в Павловске. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, в Академию художеств поступил в 1838 году, где занимался под руководством К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Имел все академические медали.
В 1842 г. он был отправлен за границу пенсионером Академии, именно там и были написаны его первые полотна, принесшие ему ожидаемый успех. Дело в том, что начало творчества художника, совпало с особой популярностью батальной живописи, вызванной Отечественной войной 1812 года и триумфальным походом российских войск в Европу и Париж.
Однако пребывание за границей вскоре было прервано. В 1844 г. Виллевальде возвратился в Россию для окончания работ, заказанных императорской семьей его учителю Зауервейду, умершему до их выполнения. В 1848 г. за работы "Сражение при Гисгюбеле" и "Сражение при Париже" Богдан Павлович получил звание профессора Академии художеств.
Виллевальде окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в венгерской кампании 1849 г., на Дунае в 1854 г., под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г., все они, главным образом, написаны по рассказам очевидцев или сохранившимся документам.
Его картины внешне эффектные, благодаря своим размерам и исполнению, прославляют победу русского оружия или посвящены выдающимся событиям в современной художнику жизни. Например, открытию памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Виллевальде стремился сделать свои работы максимально реалистичными. Он с охотой отходит от помпезности в пользу изображения чисто жанровых сцен военных походов, подчеркивания "разноплеменности" российской армии и нормальных бытовых отношений простых солдат и офицеров с местным населением. Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур - вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что он создал русский батальный жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты. Несомненно, Богдан Павлович прожил счастливую жизнь художника-баталиста.
Виллевальде Б.П. «Сегодня ты, а завтра я!» |
Виллевальде Б.П. Сцена у верстового столба |
Большинство произведений Виллевальде находилось в галереях и дворцах особ императорской фамилии.
Имя Фирса Сергеевича Журавлева (1836-1901) никогда не пользовалось громкой известностью, хотя непризнанным или забытым его назвать нельзя. Журавлев принадлежит к тем, кому редко посвящают отдельные искусствоведческие работы и кого привычно перечисляют через запятую вместе с подобными ему "типичными представителями".
Фирс Журавлев был, действительно, рядовым представителем бытового жанра в русском демократическом искусстве второй половины XIX века, и в качестве такового он своей художественной практикой формировал характер и особенности русской жанровой живописи 1860-1870-х годов.
Фирс Сергеевич Журавлев по рождению принадлежал к мещанскому сословию, отец его был мастером в саратовском городском портновском цеху. До 19 лет и сам Журавлев занимался портняжным делом. Неизвестно, сколь рано возникла в юноше тяга к искусству, но в 1855 году он оказался в Петербурге, где поступил в Академию художеств.
В 1858 году Журавлев познакомился и подружился с Крамским, в кружке которого вырабатывал свои взгляды на искусство и роль художника. В соответствии с передовыми идеалами времени Журавлев посвятил свое творчество изображению "униженных и оскорбленных". Еще в Академии в 1861 году он написал композицию "Умирающий отец" - картину смерти бедного художника, окруженного испуганными детьми и заплаканной женой. В следующем году Журавлев продолжил эту тему, создав полотно "Кредитор, описывающий имущество вдовы". За эту картину Журавлев получил от руководства Академии малую золотую медаль.
Значительная часть произведений Журавлева связана с изображением купеческого быта, который художник хорошо знал.
Вместе с товарищами из Артели художников - Крамским, Кошелевым, Венигом и другими Журавлев участвовал в росписях храма Христа Спасителя, за что в 1883 году получил орден.
Журавлев Ф.С. Боярышня |
Журавлев Ф.С. Перед венцом |
Журавлев Ф.С. Дети-нищие |
Журавлев Ф.С. Купеческие поминки |
Период наибольшей активности и общественного энтузиазма Журавлев пережил в молодости, в 1860-е годы. Его творчество именно этого периода внесло свой вклад в развитие отечественного демократического искусства.
Михаил Константинович Клодт (1833-1902)
В процессе мощного развития разночинно-демократической линии русского искусства середины XIX века в нем все более снижалась роль художественных династий. Пожалуй, лишь бароны Клодты фон Юргенсбурги в середине века продолжали быть творчески продуктивны. В их роду были и первый русский ксилограф и скульптор - автор знаменитых коней на Аничковом мосту, и живописцы - один писал жанровые сцены, другой-виды русской природы. Этим пейзажистом был Михаил Константинович Клодт.
Хотя в юности Клодт был определен в Горный кадетский корпус- традиционное учебное заведение для их семьи, - но уже здесь он почувствовал столь же традиционное влечение к искусству.
В 1851 году Клодт поступил в Академию художеств, в класс профессора М.Н. Воробьева. И через семь лет - золотая медаль первой степени и поездка за границу, в Швейцарию и Францию. Но ему не по душе была современная европейская живопись, не терпелось вернуться домой.
1863 год: художник вот уже два года пишет родные пейзажи. На выставке появляется его полотно "Большая дорога осенью", которое становится программным для творчества Клодта. В.В. Стасов восторженно отозвался об этом пейзаже: "...здесь с удивительной верностью и тонким чувством красоты передана картина русской осени на широких равнинах". Позже критик определит одну из характерных черт творческого кредо художника - его стремление "схватить русскую природу во всей ее неказистости".
Клодт М.К. Вид в Нормандии (Летний день) |
Клодт М.К. На пашне |
Все работы художника - свидетельство острой и преданной любви Клодта к русской природе, пусть и являющейся ему даже в самом "неказистом" своем состоянии. Обобщающая сила дарования художника придает им значение своеобразных символов времени.
Целеустремленная работа художника над темами, образами и сюжетами, вдохновленными национальной спецификой, сам демократический пафос его произведений закономерно привели Клодта к сотрудничеству с Товариществом передвижников, членом которого он стал одним из первых.
Михаил Петрович Клодт (1835-1914)
Клодт фон Юргенсбург, бароны - полная фамилия трех русских художников.
Михаил Петрович - сын Петра Карловича Клодта, автора знаменитых коней, украшающих Аничков мост в Петербурге, живописец-жанрист, родился в 1835 году. Образование получил в Сакт - Петербургском училище реформатской церкви, художественное - в Академии художеств.
После окончания Академии стажировался в Европе (Франция, Германия). Вернувшись в 1865 г. в Россию, изучал различные народные типы, быт, костюмы.
Накопленные материалы и впечатления легли в основу сюжетов картин "Возвращение с поля" и "Молитва перед крещением", за которые в 1867 г. Академия присвоила ему звание академика.
В 1869-1871 гг. находился в качестве рисовалыцика при экспедиции Императорской археологической миссии на Таманский полуостров. В течение нескольких лет преподавал рисование в школе Санкт-Петербургского общества поощрения художников, а потом акварельную живопись в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.
Состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания и постоянно участвовал в его выставках. Не без успеха пробовал свои силы в офорте.
В 1895 г. поступил на службу в петербургский Эрмитаж в качестве живописца-реставратора. Из его картин наиболее известны "Антикварий", "Черная скамья", "Перед отъездом", "Мученица" и "Посещение заключенных".
Клодт М.П. Больной музыкант |
Клодт М.П. Рыбаки финны |
Клодт М.П. Марина Мнишек с отцом под стражей |
С помощью материалов из коллекции филокартии Кузнецовой Г.П. вы познакомитесь с творчеством художников второй половины XIX - начала XX века, имена которых сегодня практически забыты.
Мы не случайно остановили свой выбор на работах Алексея Михайловича Корина, Кирилла Викентьевича Лемоха, Николая Алексеевича Касаткина, Юлия Юльевича Клевера, Вячеслава Григорьевича Шварца.
Дело в том, что картины этих художников вы можете увидеть в экспозиции Ивановского областного художественного музея.
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)
В замечательном созвездии русских художников-реалистов значительное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин - представитель младшего поколения передвижников.
Он родился в Москве в декабре 1859 года. Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин в 1873 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных художников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, получая неоднократные награды за представленные работы. Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью. Уже ранние произведения художника, наполненные большим общественным звучанием, продолжили, а затем и развили лучшие традиции русского идейного реализма. Касаткину не удалось поступить в Академию художеств для продолжения образования. Болезнь отца и повседневные заботы о семье лишили его возможности в течение нескольких лет серьезно заниматься живописью.
Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появилась его небольшая жанровая картина "Перекупка", успех которой ободрил художника и вдохновил на дальнейшее плодотворное творчество. Через год он участвовал на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них - "Соперницы", отличающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психологических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, была приобретена П. М. Третьяковым для Галереи.
Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным достоинствам произведение зачислением молодого художника в состав его членов. В лице Н.А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля.
Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: "Я получил веру, что мой труд найдет себе оценку и место". И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очередных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году - "Шутка" (приобретена П.М. Третьяковым), "Осиротели", "Семья"; в 1893 году - "Девушка у изгороди", "Тяжело", "Перед разлукой"; в 1894 году - "Трамвай пришел".
Последняя работа хранится в фондах Ивановского областного художественного музея.
Касаткин Н.А. Сбор угля бедными |
Касаткин Н.А. Соперницы |
Как ни значительны и интересны произведения Касаткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно исключительное общественное и художественное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: "Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Углекопы. Шахтер - тягольщик" и др. Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Картина "Углекопы. Смена" - самое монументальное по замыслу полотно Касаткина. Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третьяковской галереи было воспринято передовыми представителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни. Стасов отмечал, что в этих выдающихся произведениях "столько правды, столько энергии и правдивости клети..."
Николай Алексеевич Касаткин умер в 1930 году. Ему первому из советских художников было присуждено почетное звание народного художника Республики.
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924)
Клевер Юлий Юлиевич - живописец-пейзажист, эстляндский немец по происхождению, родился в 1850 г. В 1867 г. поступил в ученики Императорской Академии художеств по разряду архитектуры, но вскоре избрал ландшафтную живопись, в которой первым его руководителем был профессор С.М. Ворооьев. Получив за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, Клевер вышел из числа учеников Академии и развил свое дарование без помощи всяких наставников, единственно работой с натуры. В 1876 г. он приобрел звание классного художника 1-й степени, через два года после того был признан академиком (за вид запущенного парка в Мариенбурге) и в 1881 г. был повышен в профессоры. Таким образом, можно утверждать, что Клевер получил звание академика живописи, не имея специального образования.
Картины этого художника многочисленны. Мотивы для них он брал преимущественно из природы своей родины - Прибалтийского края, воспроизводя главным образом либо меланхолическое впечатление пасмурной и дождливой осени либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Достоинство этих произведений далеко неодинаково: одни из них, серьезно обдуманные и исполненные со строгим отношением к задаче, действительно прекрасны по силе, гармонии и правдивости красок; другие, написанные спешно и составляющие повторения или вариации прежних работ художника, страдают резкостью колорита и небрежностью кисти.
Тем не менее, художник был очень популярен: для состоятельных людей в России конца XIX века считалось дурным вкусом не иметь в своих роскошных апартаментах пейзажей Юлия Клевера. Художник стал личным другом императора Александра III.
Клевер был ярким представителем салонного искусства - не без слащавости красивого, нарядно-декоративного, изысканного и отчасти помпезного. Наряду с эффектными зимними закатами он любил изображать осень, старые заброшенные парки, узловатые умирающие деревья - темы переходных состояний природы, вошедшие в моду в конце XIX столетия. Свободный, фактурный мазок художника не стремился к точности изображения, жертвуя ею для общей выразительности картины.
Клевер Ю.Ю. Берег реки |
Клевер Ю.Ю. Закат |
Лучшей порой деятельности Клевера можно считать 1875-1885 гг. Особенно удачными его картинами признаны "Лес осенью", ,"Зима", "Дорога над болотом", "Вид на о-ве Наргене", "Листья пожелтелые", "Красная шапочка в лесу" и некоторые другие.
В Ивановском областном художественном музее экспонируется работа Ю.Ю. Клевера "В парке осенью" (1896).
Корин Алексей Михайлович (1865-1923)
Алексей Михайлович Корин - наш земляк: он принадлежит к известной династии палехских иконописцев.
Дед художника владел небольшой иконописной мастерской и был известным миниатюристом. Талант к изобразительному искусству передался от деда к внуку, ибо отец не поощрял занятий сына рисованием.
Интересно, что по некоторым данным школу иконописи Алексей Корин проходил у дяди - Д.Н. Корина, отца впоследствии известных братьев-живописцев Михаила, Александра и Павла Кориных.
В 1884 году вопреки воле отца Алексей Корин уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были известные педагоги: братья Сорокины, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и отчасти В.Д. Поленов.
В 1889 году А. Корин за картину "После обеда" получил большую серебряную медаль и звание классного художника живописи. В этом же году он с группой художников (среди них был и И.И. Левитан) работал в Плесе. В последующие годы часто там жил, запечатлев один из самых красивых городов нашей области на своих холстах.
В 1890-х годах художник много и плодотворно работает, создавая пейзажи, портреты и жанровые композиции. Его рисунок точен, живопись свободна, красочна. В 1891 году молодой живописец впервые участвовал в выставке художников-передвижников. В 1892 году была написана получившая высокую оценку коллег-живописцев, любителей и критики картина "Больной художник".
Корин А.М. Любитель |
Корин А.М. "Опять провалился!" |
В 1900-1910-е годы A.M. Корин создал много интересных портретов, участвовал в росписях храма Александра Невского в Софии (Болгария), написал замечательные полотна, связанные с Русским Севером. Годы, трагические для страны, стали трагическими и для художника - он умер после тяжелой болезни. Его посмертная экспозиция работ состоялась на последней выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
В экспозицию Ивановского областного художественного музея включена картина А.М. Корина "Беседка. Плес" (1917)
Лемох Кирилл Викентьевич (1841-1910)
Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох - неизменный член правления и кассир Товарищества передвижных художественных выставок относится к числу почти забытых живописцев-жанристов. Исключительная честность и аккуратность, обостренное чувство товарищества, готовность прийти на помощь каждому снискали Лемоху авторитет среди коллег. "Более деликатного человека,- вспоминал пейзажист и литератор Я.Д.Минченков,- я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли... Он требовал только личного совершенствования и "неосуждения брата своего".
Материально Лемох не нуждался. Он был приглашен обучать рисованию детей Александра III, великих князей, в том числе будущего царя Николая II, получал пенсию. А произведения его, преимущественно трогательные сценки крестьянского быта, изображения детей и сирот, находили сбыт у представителей царской фамилии и лиц, близких ко двору.
Недалеко от Москвы, в селе Ховрине Лемох специально соорудил себе под мастерскую сруб, нечто вроде крестьянской избы-непряхи. В ее интерьерах Лемох создавал многие картины с повторяющимися персонажами и деталями обстановки, неизменно демонстрируя при этом безукоризненную академическую выучку.
Добрая натура Лемоха и в общении с деревенскими жителями проявлялась в полной мере. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды. Искусствовед Я.Д. Минченков вспоминал: "Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят, и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать матери девочки, с которой вел разговор".
В этом сочувствии к судьбе ближнего, истинном, а не поверхностном познании индивидуальной психологии простых людей, в сочетании с высоким профессионализмом и заключается очарование живописи художника.
Лемох К.В. Бабушка и внучка |
Лемох К.В. Новый член семьи |
Но сегодня, когда развитие изобразительного творчества прошло через различные искусы и всевозможные комбинации экспериментов, совсем по-иному, пластически более обогащенно смотрится русская живопись прошлого века, искренняя, правдивая, бесхитростно-ясная, негромкая по своей интонации. Одним из скромных приверженцев ее и остается в нашей памяти "изобразитель простых сцен" Кирилл Викентьевич Лемох.
В Ивановском областном художественном музее экспонируется этюд К.В. Лемоха "Девочка с котенком".
Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869)
Русский художник Вячеслав Григорьевич Шварц родился в Курске, в семье боевого генерала, принимавшего участие в войне 1812 года.
В 1859 году Вячеслав окончил Царскосельский лицей и поступил в Петербургский университет. Здесь он сблизился с историком Н.И. Костомаровым. Увлеченный живописью Шварц одновременно обучался в Академии художеств у художника-баталиста Б.П. Виллевальде. Первыми произведениями молодого художника стали рисунки и иллюстрации.
Интерес к истории привел Шварца к выбору тематики своих работ. В отличие от своих предшественников мастер не стремился передать героическое начало, высокую гражданственность, но, тем не менее, его картины, посвященные русской истории XVI-XVII веков, интересны своим глубоким психологизмом и стремлением передать душевные переживания отдельной личности.
В начале 1860-х годов Шварц обратился к эпохе правления Ивана Грозного. Многие современники мастера видели в личности Ивана Грозного жестокого тирана, проводя аналогию с деспотизмом самодержавной власти второй половины XIX столетия. Шварц же пытается в своих картинах раскрыть личность Грозного глубоко и как можно более объективно.
Одной из лучших работ об Иване Грозном стал большой картон, выполненный углем и белилами, - "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1860, Русский музей, Санкт-Петербург).
Ту же тему художник продолжил в иллюстрациях к "Князю Серебряному" (1862, Третьяковская галерея, Москва) А. К. Толстого. Рисунки "Шествие Иоанна к заутрене", "Боярин Морозов в шутовском костюме", "Грозный на охоте, встречающий слепых" реалистично показывают жизненный быт той эпохи.
В 1863 году в целях совершенствования мастерства Шварц отправился во Францию, но вскоре понял, что же натуру можно найти и в России. В 1864 году он вернулся на родину. В Париже художник начал картину "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1864, Третьяковская галерея, Москва). Работу над полотном Шварц закончил уже в России. Вскоре он получил за него Малую золотую медаль. В картине с большим мастерством написаны детали быта Руси XVI столетия: одежды, интерьер царских палат, узоры и росписи на стенах и полу.
Такое же прекрасное знание старинного быта художник показал в небольшой картине "Сцена из домашней жизни русских царей" ("Игра в шахматы", 1865, Русский музей, Санкт-Петербург), с тонким юмором передающей эпизод из повседневности древнерусских властителей.
Шварц не стремился, подобно многим современным ему живописцам, обнажать в своих картинах социальны противоречия. А в то же время правдивое изображение реалий XVII столетия, противопоставление богатого царского поезда обстановке нищей деревушки сближает творение художника с демократическим искусством русских жанристов второй половины XIX века.
Характерные черты творчества Шварца (психологизм образов, введение мотивов национального русского пейзажа, достоверное и поэтичное изображение быта прошлых эпох) делает художника основоположником нового - историко-бытового - жанра в русской живописи.
В фондах Ивановского областного художественного музея - картина В.Г. Шварца "Посол от князя Курбского" (1862)
Шварц В.Г. Игра в шахматы |
Шварц В.Г. Русский посол при дворе римского императора |
Проект продолжает выставка, посвященная творчеству известных художников-иллюстраторов Дементия Алексеевича Шмаринова и Леонида Михайловича Непомнящего.
Мы остановили свой выбор на работах, связанных с классическими произведениями русской и зарубежной литературы, которые входят в школьную программу.
Надеемся, что внимательное знакомство с иллюстрациями Д.А. Шмаринова к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" и Л.М. Непомнящего к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" помогут вам лучше понять характеры героев.
Дементий Алексеевич Шмаринов (1907-1999) - выдающийся русский художник, известный, прежде всего, как блестящий иллюстратор произведений классической литературы. Ясная логика, обдуманность, доскональное знание материала сопутствовали каждой его работе.
Выбору изобразительных средств, необходимых для наиболее яркого визуального воплощения образов всегда предшествовало тщательное изучение литературного произведения и всего, что за ним стоит - эпохи и среды, стиля и духа времени. По крупинкам собирал художник малейшие авторские указания, относящиеся к тому или иному герою, его внешности, манере поведения. Но Шмаринов не просто собирал материал - он, подобно талантливому артисту, вживался в образ героя, переживал движения его внутренней жизни, начинал воспринимать мир его глазами. Так постепенно образ становился конкретным, обрастая плотью. И, наконец, наступал тот счастливый миг, когда все, что было накоплено, переплавлялось на лист бумаги.
Благодаря таланту Дементия Алексеевича в памяти нескольких поколений читателей герои Толстого и Гоголя, Достоевского и Горького остались такими, какими они увидели их на страницах книг, иллюстрированных художником.
Материалы из коллекции Татьяны Пантелеймоновны познакомят с иллюстрациями Д.А. Шмаринова к трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
Ромео:
Даны ль уста святым и пилигримам?
Джульетта:
Да - для молитвы, добрый пилигрим.
|
Джульетта:
Моя, как море, безгранична нежность
И глубока любовь. Чем больше я
Тебе даю, тем больше остается:
Ведь обе - бесконечны.
|
Ромео:
Я перенесся на крылах любви
Ей не преграда - каменные стены
Любовь на все дерзает, что возможно,
И не помеха мне твои родные.
| ||
Джульетта:
Три слова, мой Ромео, и тогда уж
Простимся. Если искренне ты любишь
И думаешь о браке - завтра утром
Ты с посланной моею дай мне знать,
Где и когда обряд свершить ты хочешь, -
И я сложу всю жизнь к твоим ногам
И за тобой пойду на край Вселенной.
|
Брат Лоренцо:
Пусть небо этот брак благословит,
Чтоб горе нас потом не покарало.
|
Бенволио:
Ромео, прочь, спасайся!
Народ бежит сюда! Тибальд убит!
Беги, не стой, как камень! Или герцог
Велит тебя казнить! Беги, ну что ж?
| ||
Ромео:
Что ж, пусть меня застанут, пусть убьют!
Останусь я, коль этого ты хочешь.
Скажу, что бледный свет - не утра око,
А Цинтии чела туманный отблеск,
Там, в вышине, - не жаворонка трель.
Остаться легче мне - уйти нет воли.
Привет, о смерть! Джульетта хочет так.
|
Джульетта:
Что вижу я! В руке Ромео склянка!
Так яд принес безвременную смерть.
О жадный! Выпил все и не оставил
Ни капли милосердной мне на помощь!
Тебя я прямо в губы поцелую,
Быть может, яд на них еще остался, -
Он мне поможет умереть блаженно.
|
Герцог:
А где ж враги - Монтекки, Кпулетти?
Вас бич небес за ненависть карает,
Лишив вас счастья силою любви.
| ||
Герцог:
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
|
Непомнящий Леонид Михайлович (р.1939 г., Москва) - начинал как плакатист в середине 60х годов ХХ века. Жанр плаката обладал в те годы особой привлекательностью: для зрителей - потому что он обрел новое дыхание в пору хрущевской оттепели, художников в нем привлекала раскрепощенность изобразительного языка, возможность прямого обращения к зрителю.
В работах графика, отмеченных престижными премиями и дипломами, чувствовалась глубокая заинтересованность общественными судьбами своей страны. Возможно, именно эта чуткость к социальному нерву позволила художнику очень рано ощутить неадекватность плакатной пластики изменениям, произошедшим в обществе.
Начались поиски новой для него области творчества, где он мог бы рассчитывать на искреннее самовыражение и взаимопонимание со зрителем. Такой новой для него землей оказалась книжная иллюстрация. Именно здесь он смог осуществить свои самые заветные замыслы. Многим читателям книги с иллюстрациями Непомнящего дарят радостную возможность мечтать, размышлять, фантазировать, удивляться. Его работы отличает интересное композиционное построение, своеобразие стиля и, безусловно, высокое профессиональное мастерство.
На нашей выставке вы познакомитесь с иллюстрациями Леонида Непомнящего к произведениям М.Ю. Лермонтова "Княжна Мэри" и "Бэла".
Иллюстрации к повести "Бэла" М.Ю. Лермонтова
"...А ведь вышло, что я был прав: подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее - да и только; так что он решился на последнее средство. Раз утром он велел оседлать лошадь, оделся по-черкесски, вооружился и вошел к ней..." | "(Бэла)...с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками..." | "...Вот наконец мы были от него на ружейный выстрел; измучена ли была у Казбича лошадь, или хуже наших, только несмотря на все его старания, она не больно подалась вперед. Я думаю в эту минуту он вспомнил своего Карагеза..." |
Иллюстрации к повести "Княжна Мэри" М.Ю. Лермонтова
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое...Но я не угадал этого назначения... | Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
- Вот княгиня Лиговская, - сказал Грушницкий, - и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня. | Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. | ||
Ей стало лучше; она хотела освободиться от моей руки, но я еще крепче обвил ее нежный, мягкий стан; моя щека почти касалась ее щеки; от нее веяло пламенем. | - Я вам скажу всю истину, - отвечал я княжне, - не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю.
Ее губы слегка побледнели... - Оставьте меня, - сказала она едва внятно. |
Грушницкий вскочил с своего места и хотел разгорячиться.
|
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.