- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Выставки
- > Архив выставок
- > Тайны модернизма
Тайны модернизма
Выставка «Тайны модернизма» продолжает новый проект отдела искусств «Эта непонятная живопись». Для наших постоянных читателей напоминаем: проект открывала в январе выставка "Оптические иллюзии в живописи и графике", в мае - "Амазонки авангарда".
На рубеже XIX - XX веков в результате глубоких потрясений, вызванных революциями и войнами, а также в процессе технического прогресса в живописи возникло новое течение, в корне отличающееся от традиционного реалистического искусства.
Новейшее явление, получившее название модернизм (фр. modernisme, от moderne - современный, новейший), утвердило революционный подход к изображению действительности. Представители этого направления отрицали достоверную передачу окружающего мира, являя зрителю только свои чувства и настроения. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, символизм, модерн, хотя к этому движению относят экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм и более поздние течения - абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
На выставке представлены информационные источники, раскрывающие характерные особенности художественного стиля, а также творчество художников, явившихся наиболее яркими представителями этого направления в изобразительном искусстве.
...Если и можно сказать, что искусство спасает человека, то только в том смысле, что оно спасает его от серьёзной жизни и пробуждает в нём мальчишество... Всё новое искусство будет понятным и приобретет определённую значительность, если его истолковать как опыт пробуждения мальчишеского духа в одряхлевшем мире...
Хосе Ортега и Гассет
Толчок к развитию искусства ХХ века и появлению новых концепций, течений и форм дал импрессионизм. В его недрах зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм и фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению новых эстетик и направлений.
Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель - вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных ассиметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали не только отличительными чертами модерна, но и послужили основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм и т.д.
У символизма глубокие социальные корни: многие художники на рубеже XIX-XX веков испытали разочарование от реальной действительности.
Используя символы для выражения чувств и эмоций, они выражали свое видение сущности жизни и идей мироздания. Произведения символистов характеризуются неприятием буржуазного позитивизма, глубокой тоской по свободе духа, предчувствием глобальных перемен и потрясений.
В начале ХХ века многие художники находились в поиске большей выразительности в живописи. Они не старались сосредоточить свое внимание на внешнем облике предметов, а стремились исследовать необъятную "территорию" человеческих эмоций. Они усиливали цвет и искажали форму, пытаясь передать сильные эмоции от радости до отчаяния. Это явление стало известно как "экспрессионизм".
В живописи фовистов цвет "звучит" очень громко, даже пронзительно, преобладая над линейным рисунком. Излюбленными мотивами у фовистов стали картины природы южной Франции. В живописи фовизма совершенно органичным кажется появление красных, желтых и синих деревьев. Художники строят форму пятнами чистого цвета, свободно распределяя их на плоскости; ритм мазков и соотношение цветов создают гармонию пространственного впечатления.
Художники-абстракционисты отвергали любую изобразительность в искусстве. Их живопись часто называли беспредметной. Своим предтечей они считали кубизм, который ввел отвлеченные геометрические формы.
Футуристическая манера живописи предполагает размещение предметов и явлений в едином пространстве, полностью отрицая формы. Изображаемые объекты располагаются на плоскостях, зрительно пронизывающих друг друга. Внимание зрителя футуристы стремились сосредоточить в центре полотна, для того, чтобы он смог лучше ощутить движение пространства. Это достигалось путем разложения предмета на множество округлых и прямоугольных форм. Накладываясь друг на друга, они делали изображение похожим на калейдоскоп.
Метафизическая живопись - направление в итальянской живописи второй половины 1910-х - начале 1920-х годов. Мастера этого направления стремились создать облик жизни, отчужденной от человека, лишенной осмысленности и комфорта. Для метафизической живописи характерен странный мир образов, в котором вместо людей фигурируют манекены и статуи, помещенные в тесные пространства или взятые в необычном ракурсе, в соседстве с совершенно неожиданными предметами и существами.
Дадаизм - литературно-художественное направление, возникшее как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Его концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и смеха.
В начале ХХ века в изобразительном искусстве сложилось новое течение, получившее название "сюрреализм", что в переводе с французского означает "сверхреализм". Характерной чертой этого направления стала удивительная нелогичность сочетания объектов и явлений, которым искусно придавалась видимая достоверность. Художники-сюрреалисты провозгласили источником вдохновения сферу подсознания: инстинкты, галлюцинации, сновидения.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.