- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Выставки
- > Архив выставок
- > «Вдохновленные мечтой»
«Вдохновленные мечтой»
Идеи Просвещения, зародившись во Франции XVIII века, стали близкими для разных слоев общества и получили отклик в большинстве европейских стран. Эпоха Просвещения дарит феномен - женщину-художницу и скульптора, творческую личность. История искусства знает имена Элизабет Луиз Виже-Лебрен, Аделаиды Лабий-Гияр, Маргерит Жерар, Мари-Сюзен Рослен, Мари Габриэль Капет и других. Долгое время их творчество не вызывало исследовательского интереса. Это естественно, учитывая, что дамам было непросто добиться признания в профессиональной сфере, иметь звание академика живописи и быть постоянным участником Салонов - выставок современного искусства. Но здесь им зачастую на помощь приходила дамская «республика», достаточно перечислить имена коронованных особ, которые благосклонно относились к женскому творчеству и, соответственно, давали заказы: Российская императрица Екатерина Великая, королева Франции Мария-Антуанетта.
Некоторые художницы добились первых успехов, работая в качестве декораторов на Севрской мануфактуре, но в основном они начинали творческий путь в мастерских своих отцов или мужей. Невелик был шанс прославиться и получать заказы, но многим впоследствии помогли навыки в миниатюрной живописи.
С точки зрения женской психологии обращение к жанру портрета было неслучайным - это способ заглянуть в себя с помощью зеркального отражения (и как часто дамы с пристальным вниманием разглядывают свое отражение!), и вместе с этим это самооценка и самоутверждение.
Судьба художниц подчас была более счастливой, чем судьба их полотен. По требованию революционного правительства Лабий-Гияр вынуждена была уничтожить часть портретов членов королевской семьи, в эти же годы было утрачено много работ Маргерит Жерар, значительное количество портретов Виже-Лебрен «перекочевало» в Россию. Но революционные потрясения проходят, картины находят своих исследователей и почитателей, поэтому имена французских художниц XVIII не забываются. Более того, им посвящаются отдельные выставки, что позволяет спустя столетия вновь насладиться искусством тех, кто когда-то так смело на официальных Салонах решился заявить о себе как о творческой личности и о своей мечте быть полноправными участниками жизни общества.
Помните, когда Герман очутился в спальне старой графини, то увидел на стене «два портрета, написанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездой, другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах».
Чьи это были портреты, на которые обратил внимание автор повести «Пиковая дама» А.С. Пушкин? Надо полагать, что он ввел в текст реальные художественные произведения. Он назвал даже их автора - французскую художницу Виже-Лебрен.
Элизабет Луиз Веже-Лебрен - талантливая портретистка. На формирование художницы повлияла семья, где часто собирались известные художники и литераторы. Это было время Людовика XV, и куртуазные беседы, изящные шутки, блестящие рассуждения об искусстве определили стиль дальнейшей жизни Виже-Лебрен.
Любовь к будущему занятию Элизабет Виже испытывала уже в самые юные годы: «Я рисовала всегда и везде. Головки в фас и в профиль заполняли поля моих тетрадей. На стенах дортуара я изображала углем фигурки и пейзажи, за что понятно, бывала часто наказана. Чертила на песке, что приходило в голову. В возрасте семи - восьми лет я изобразила на листе человека с бородой. Мой отец, увидев эту картину, воскликнул: "Ты будешь художницей, дитя мое, или на свете вообще нет художников!».
Элизабет брала уроки у самых знаменитых художников своего времени, включая Ж. Греза и Ж. Верне. В 18 лет был избрана членом Академии Святого Луки в Париже.
Через год стала придворной художницей королевы Марии-Антуанетты.
Ее живопись отличалась нежностью и чувствительностью. Современники называли ее картины не иначе как «поэзией сердца». Королеве очень нравились ее парадные портреты. Всего их было 25 - один лучше другого! Дамы стали подругами, но французская революция 1789 года перевернула их судьбы. Мария-Антуанетта сложила свою голову на гильотине, а Элизабет бежала из Франции. Она жила в Италии, Вене, шесть лет провела в Петербурге.
Особую роль в искусстве и биографии Виже-Лебрен сыграло ее пребывание в России. У нее появилось множество друзей в среде образования русской аристократии. Ее талант пришелся по вкусу Екатерине II, потом ее сыну Павлу I, а затем и внуку Александру I. Она стала второй женщиной, удостоенной в России звания члена Санкт-Петербургской Академии художеств. Портреты, исполненные Виже-Лебрен в России, привлекают значительно большей простотой, задушевностью и отсутствием манерности, присущей ряду ее портретов французского периода.
Всего художница написала за свою долгую жизнь 662 портрета, 16 картин, 15 пейзажей. «Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи». (Элизабет Луиз Виже-Лебрен).
Э. Виже-Лебрен.
Граф И.И. Шувалов. 1775
|
Э. Виже-Лебрен.
Е.И. Голенищева-Кутузова.
1795-1801
|
Э. Виже-Лебрен.
Князь И.И. Барятинский
|
Э. Виже-Лебрен.
Графиня В.Н. Головина
(урожд. Голицына)
|
Э. Виже-Лебрен.
Баронесса А.С. Строганова
(урожд. Трубецкая) с сыном
|
Э. Виже-Лебрен. |
Э. Виже-Лебрен.
Автопортрет "Соломенная шляпка". 1782
|
Э. Виже-Лебрен.
Автопортрет с дочерью. 1789
|
Э. Виже-Лебрен.
Портрет Марии-Антуанетты,
королевы Франции, с детьми. 1787
|
Аделаида Лабиль-Гияр (1748-1803)
Лабиль-Гияр - дочь парижского галантерейщика. Ее карьера в искусстве была блистательной. С необычайным упорством и трудолюбием она, ученица мало известного миниатюриста, создала огромное количество портретов в технике пастели, что и позволило ей получить рекомендации Квентина де Латура и быть принятой сначала в Академию Святого Луки, а в 1782 году стать членом Королевской Академии живописи и скульптуры. Заказы знатных особ она получала постоянно, благодаря покровительству тетушки Людовика XVI. С 1785 года - придворная художница дочерей Людовика XV. После революции 1789 год портретировала многих членов Национального собрания и Конвента.
Среди больших ее картин - «Портрет Луиз-Элизабет Французской». Лабиль-Гияр вводила в традиционный парадный портрет новые мотивы и формы, свойственные эпохи Классицизма. Критики отмечали в ее манере мужественность и твердость.
В революционные годы Лабиль-Гияр не эмигрировала, а приняла живейшее участие в художественной жизни. В Салоне 1791 года она выставила портреты политических деятелей. Среди них - изображение Робеспьера. Язык портрета - четкий силуэт, прямые линии, простота форм - строгая и лаконичная система выражения. Мадам Аделаида до конца своих дней прожила в Италии, и только в эпоху Реставрации ее прах был перевезен в парижское аббатство Сен-Дени.
А. Лабий-Гийар.
Портрет Марии-Аделаиды
французской. 1787
|
А. Лабий-Гийар.
Портрет мадам Лабий-Гийар
с ученицами м-ль Капет
и м-ль Карро де Розмон. 1785
|
А. Лабий-Гийар. Женский портрет |
Анна Валайе-Костер
Анна Валайе-Костер пользовалась покровительством королевы Франции Марии-Антуанетты. Вкус королевы совпадал с мнением Дидро. В 1771 году, описывая впечатления от очередного Салона, он упоминает о портрете главного гравера монетного двора Жозефа Роттера и комментирует: «В таком возрасте и такой успех! Почему же из-за нашего ничтожества большие таланты должны выслушивать столько упреков относительно своего возраста и пола?»
Валайе-Костер вполне могла гордиться похвалой - портрет действительно получился интересным, подтвердив, что полученное ею в 1770 году звание члена Академии художеств было заслуженным. В нем почти отсутствует антураж, все внимание обращено на лицо пожилого гравера, на его глаза, умные, полные молодого задора и любознательности.
Анна Валайе-Костер - художница флористической картины, известный мастер букета. Она увековечила розы, к которым испытывала особое расположение. Особенно любимы ею были старинные сорта роз, выращенные под ласковым солнцем Франции в Провансе. Анна Валайе-Костер обладала удачной манерой представления цветов, делая ставку на ценность цветка, сочетая объем и грацию, женственность и деликатность.
А. Валайе-Костер.
Портрет главного гравера
монетного двора Жозефа Роттьера. 1777
|
А. Валайе-Костер.
Белая супница
|
Живописец, миниатюристка и книжный график.
В 16 лет Маргерит Жерар покинула родной город Грасс и отправилась в Париж. Там она успешно начала карьеру под руководством своего земляка и родственника Оноре Фрагонара (мужа ее сестры). Аромат родного города в прямом и переносном смысле повлияли на творчество обоих: Грасс - столица французской парфюмерии, и семьи Фрагонар и Жерар из поколения в поколение передавали секреты восхитительных запахов. А те, кто решил стать художником, казалось, стремились наполнить свои работы солнечным светом юга и создать для каждой картины неповторимый аромат.
Маргерит работала в самых разных жанрах и техниках, но постепенно она приходит к "своей" теме - теме семейной жизни и уюта, созданного руками женщины. Несмотря на очевидную тягу к теме домашнего очага, Маргерит Жерар сумела найти свое место в художественной жизни революционной Франции и времен Бонапарта. Ей удавалось сочетать свой интерес к "дамской" теме с реалиями времени, о чем свидетельствует полотно 1808 года "Милосердие Наполеона". Единственный жанр, к которому она редко обращалась, был портрет, хотя именно в этой области преуспели многие именитые художницы того времени.
М. Жерар. Молодая женщина с ребенком. 1799 |
М. Жерар. Материнство |
Ученица Аделаиды Лабиль-Гияр.
В 1783 году создала свой собственный автопортрет с кистью в руках: портрет - гимн юности, смелости и необыкновенного очарования. В отличие от приемов наставницы, живописная манера Капет более подвижна, мазки напоминают морские волны. Кажется, сама фактура шелковой ткани и падающие вниз длинные локоны подсказывают это движение кисти.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.