- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
«Будь в теме: День левшей»
Отдел «Детство» предлагает продолжить увлекательное знакомство с календарем удивительных праздников. В августе отмечается Международный день левшей, этой необычной дате посвящена виртуальная выставка из цикла «Будь в теме!». Вы узнаете о книгах, в которых главными героями являются уникальные и талантливые люди – левши.
Представляем вашему вниманию не только названия произведений, но и наиболее яркие, говорящие фрагменты авторских текстов. Экспозиция адресована нашим юным читателям, их старшим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам.
Левша – человек, которому всю основную работу удобно делать левой рукой. Казалось бы, что в этом такого, эка невидаль. Сейчас это никого не удивляет и не пугает. Но раньше, в былые времена, к леворуким людям относились очень плохо, а в Европе эта особенность считалась признаком дьявола. С годами, конечно, предубеждений поубавилось, стали выпускать товары, ориентированные специально на левшей. А с 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей отмечается Международный день леворуких.
В этот день устраивают разнообразные соревнования, участникам которых нельзя пользоваться правой рукой. Среди знаменитостей немало левшей: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Уинстон Черчилль, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Гарри Каспаров, Билл Гейтс, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Аристотель, Фридрих Ницше, Франц Кафка, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой, Владимир Даль, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Марк Твен, Николай Лесков и многие другие. Вот какие интересные люди жили и живут рядом с нами. Леворукие люди успешно развиваются в творческом направлении, проявляя большую утонченность и артистичность. Немало и литературных героев - левшей.
Начнем, пожалуй, с самого знаменитого леворукого литературного героя повести Николая Лескова «Левша» (6+). Именно после выхода в свет этого произведения у левши появился положительный образ, образ мастера и умельца. Тульский мастер сумел подковать крошечную стальную блоху, тем самым превзошел в мастерстве английских мастеров и прославил русских.
Героем романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» (12+) левшой был главный герой – Григорий Мелехов: «С детства Григорий был левшой. Он и ложку брал левой рукой и крестился ею же. Жестоко бивал его за это Пантелей Прокофьевич, даже ребятишки-сверстники прозвали его «Гришка-левша». Побои и ругань, надо думать, возымели действие на малолетнего Гришку. С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом делать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее».
Левша в романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» (16+) – мальчик по фамилии Смуров, младший товарищ Коли Красоткина: «За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти не больше или даже меньше того, – бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он видимо был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его: – Когда я носил вот такой как у вас мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать. Алеша безо всякой предумышленной хитрости начал прямо с этого делового замечания, а между тем взрослому и нельзя начинать иначе, если надо войти прямо в доверенность ребенка и особенно целой группы детей. Надо именно начинать серьезно и деловито и так, чтобы было совсем на равной ноге; Алеша понимал это инстинктом. – Да он левша, – ответил тотчас же другой мальчик, молодцоватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу. – Он и камни левшой бросает, – заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой. – Лупи его, сажай в него, Смуров! – закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился о землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка».
В романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» (18+) левшой является главная героиня Анна (Нюта): «…Да нет, красивой она не была. Обычная внешность: нос как нос, лоб как лоб… Глаза были яркими, да. И тревожными, странническими: будто она всегда начеку, налегке, на взлете… Но в нашей профессии до глаз дело не доходит. Нас снимают так, чтобы виден был трюк, а не лицо. Лицо каскадера в кадре – это загубленный трюк. Ты должен дублировать актера, чтоб зритель не заметил подмены. И вот в этом она была гениальна! Тело у нее было безумно талантливое. И сумасшедшая реакция: при обеих занятых руках успевала поймать падающий стакан и поставить на место. Мне один знакомый, он физиолог, объяснял, что это люди такие, переученные левши: у них другое распределение функций в полушариях мозга. Название есть научное: ам-би-декст-ры».
Интересен один из героев романа «Три мушкетёра» (12+) Александра Дюма – Атос (он же граф де Ла Фер). Он – амбидекстр, человек одинаково владеющий как левой, так и правой рукой. Хотя фехтовать предпочитает именно левой: «Когда д'Артаньян подходил к пустырю, находившемуся подле монастыря, пробило полдень. Атос ожидал его всего пять минут – следовательно, д'Артаньян был безукоризненно точен и самый строгий судья в законах дуэли не имел бы повода упрекнуть его. Атос, которому рана причиняла еще тяжкую боль, хоть лекарь де Тревиля и наложил на нее свежую повязку, сидел на камне и ожидал противника, как всегда спокойный и полный благородного достоинства. Увидев д'Артаньяна, он встал и учтиво сделал несколько шагов ему навстречу. Д'Артаньян, со своей стороны, приблизился к противнику, держа шляпу в руке так, что перо волочилось по земле. – Сударь, – сказал Атос, – я послал за двумя моими друзьями, которые и будут моими секундантами. Но друзья эти еще не пришли. Я удивляюсь их опозданию: это не входит в их привычки. – У меня секундантов нет, –произнес д'Артаньян. – Я только вчера прибыл в Париж, и у меня нет здесь ни одного знакомого, кроме господина де Тревиля, которому рекомендовал меня мой отец, имевший честь некогда быть его другом. Атос на мгновение задумался. – Вы знакомы только с господином де Тревилем? – спросил он. – Да, сударь, я знаком только с ним. – Вот так история! – проговорил Атос, обращаясь столько же к самому себе, как и к своему собеседнику. – Вот так история! Но если я вас убью, я прослыву пожирателем детей. – Не совсем так, сударь, – возразил д'Артаньян с поклоном, который не был лишен достоинства. – Не совсем так, раз вы делаете мне честь драться со мною, невзирая на рану, которая, несомненно, тяготит вас. – Очень тяготит, даю вам слово. И вы причинили мне чертовскую боль, должен признаться. Но я буду держать шпагу в левой руке, как делаю всегда в подобных случаях. Таким образом, не думайте, что это облегчит ваше положение: я одинаково свободно действую обеими руками. Это создаст даже некоторое неудобство для вас. Левша очень стесняет противника, когда тот не подготовлен к этому. Я сожалею, что не поставил вас заранее в известность об этом обстоятельстве».
Левшой был и герой книги Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия» (12+). Его имя - Уильям Доббин, а прозвище – Слива: «– Довольно, Каф, перестань мучить ребенка... или я тебе... – Или ты что? – спросил Каф, изумленный таким вмешательством, – Ну, подставляй руку, гаденыш! – Я тебя так вздую, что ты своих не узнаешь! – отвечал Доббин на первую часть фразы Кафа, и маленький Осборн, захлебываясь от слез, с удивлением и недоверием воззрился на чудесного рыцаря, внезапно явившегося на его защиту. Да и Каф был поражен не меньше. Вообразите себе нашего блаженной памяти монарха Георга III, когда он услышал весть о восстании североамериканских колоний; представьте себе наглого Голиафа, когда вышел вперед маленький Давид и вызвал его на поединок, - и вам станут понятны чувства мистера Реджинальда Кафа, когда такое единоборство было ему предложено. – После уроков, – ответствовал он, но сперва внушительно помолчал и смерил противника взглядом, казалось, говорившим: «Пиши завещанье и не забудь сообщить друзьям свою последнюю волю!» – Идет! – сказал Доббин. – А ты, Осборн, будешь моим секундантом. – Как хочешь, – отвечал маленький Осборн: его папенька, видите ли, разъезжал в собственном экипаже, и потому он несколько стыдился своего заступника. И в самом деле, когда настал час поединка, он, чуть ли не стыдясь, сказал: «Валяй, Слива!» – и никто из присутствовавших мальчиков не издал этого поощрительного возгласа в течение первых двух или трех раундов сей знаменитой схватки. В начале ее великий знаток своего дела Каф, с презрительной улыбкой на лице, изящный и веселый, словно он был на балу, осыпал своего противника ударами и трижды подряд сбил с ног злополучного поборника правды. При каждом его падении раздавались радостные крики, и всякий добивался чести предложить победителю для отдыха свое колено. «Ну и вздует же меня Каф, когда все это кончится, – думал юный Осборн, помогая своему защитнику встать на ноги. – Лучше сдавайся, – шепнул он Доббину, – велика беда лупцовка! Ты же знаешь, Слива, я уже привык!» Но Слива, дрожа всем телом, с раздувающимися от ярости ноздрями, оттолкнул своего маленького секунданта и в четвертый раз ринулся в бой. Не имея понятия о том, как надо отражать сыпавшиеся на него удары, – а Каф все три раза нападал первый, не давая противнику времени нанести удар, –Слива решил перейти в атаку и, будучи левшой, пустил в ход именно левую руку, закатив изо всех сил две затрещины: одну в левый глаз мистера Кафа, а другую в его красивый римский нос. На сей раз, к изумлению зрителей, свалился Каф. – Отменный удар, клянусь честью! – сказал с видом знатока маленький Осборн, похлопывая своего заступника по спине. - Двинь его еще раз левой, Слива! Левая рука Сливы до самого конца действовала без промаха. Каф каждый раз валился с ног. На шестом раунде почти столько же человек вопило: «Валяй, Слива!» - сколько кричало: «Валяй, Каф!» На двенадцатом раунде наш чемпион, как говорится, совершенно скис и не знал, на каком он свете: то ли ему защищаться, то ли нападать. Напротив, Слива был невозмутим, точно квакер. Его бледное как полотно лицо, широко открытые сверкающие глаза, глубоко рассеченная нижняя губа, из которой обильно струилась кровь, придавали ему вид свирепый и ужасный, вероятно, наводивший страх ни на одного зрителя. И тем не менее его бестрепетный противник готовился схватиться в тринадцатый раз».
Центральный персонаж саги австралийской писательницы Колин Маккаллоу «Поющие в терновнике» (16+) тоже была левшой. Мэгген Клири – единственная дочь среди восьми сыновей в австралийском семействе Клири. «Самым тяжким грехом Мэгги оказалось, что она – левша. Когда она впервые осторожно взялась за грифель на первом своем уроке письма, сестра Агата обрушилась на нее, точно Цезарь на галлов. – Положи грифель, Мэгенн Клири! – прогремела она. Так началось великое сражение. Мэгги оказалась безнадежной, неизлечимой левшой. Сестра Агата вкладывала ей в правую руку грифель, насильно сгибала пальцы должным образом, а Мэгги недвижимо сидела над грифельной доской, голова у нее шла кругом, и она, хоть убейте, не могла постичь, как заставить эту злосчастную руку исполнять требования сестры Агаты. Она внутренне деревенела, слепла и глохла; бесполезный придаток –правая рука – так же мало повиновался ее мыслям, как пальцы ног. Рука не слушалась, не сгибалась, как надо, и тянула корявую строку не по доске, а мимо, и, точно парализованная, роняла грифель; и что бы ни делала сестра Агата, эта правая рука не могла вывести букву «А». А потом Мэгги потихоньку перекладывала грифель в левую руку и, неловко заслоня доску локтем, выводила длинный ряд четких, будто отпечатанных прописных «А». Сестра Агата выиграла сражение. Утром до уроков она стала привязывать левую руку Мэгги к боку и не развязывала до трех часов дня, до последнего звонка. Даже в большую перемену Мэгги приходилось есть свой завтрак, ходить по двору, играть, не шевеля левой рукой. Так продолжалось три месяца, и под конец она научилась писать правой, как того требовали воззрения сестры Агаты, но почерк у нее навсегда остался неважный. Для верности, чтобы она не вспомнила прежнюю привычку, левую руку ей привязывали к боку еще два месяца; а потом сестра Агата собрала учеников на молитву, и вся школа хором возблагодарила господа, который в премудрости своей направил заблудшую Мэгги на путь истинный. Все чада господни пользуются правой рукой; левши же – дьяволово семя, тем более, если они еще и рыжие».
В романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (16+) левшой был Алли – младший брат Колфилда: «А я надел пижаму, халат и свою дикую охотничью шапку и сел писать сочинение. Беда была в том, что я никак не мог придумать, про какую комнату или дом можно написать живописно, как задали Стрэдлейтеру. Вообще я не особенно люблю описывать всякие дома и комнаты. Я взял и стал описывать бейсбольную рукавицу моего братишки Алли. Эта рукавица была очень живописная, честное слово. У моего брата, у Алли, была бейсбольная рукавица на левую руку. Он был левша».
Список изданий из фонда ИОБДЮ:
- Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Федор Михайлович Достоевский. – Москва : АСТ, 2001. – 338 с. – (Мировая классика).
- Дюма, А. Три мушкетера : перевод с французского / Александр Дюма. – Москва : Олма-Пресс, 2002. – 512 с. : ил. – (Мое первое собрание сочинений).
- Лесков, Н. С. Левша : рассказы и повести / Николай Семенович Лесков ; худож. В. Бритвин. – Москва : Детская литература, 2013. – 331 с. : ил. – (Школьная библиотека).
- Маккалоу, К. Поющие в терновнике : роман / Колин Маккалоу ; пер. с англ. Н. Галь. – Новосибирск : Наука. Сибирское о тделение, 1992. – 624 с.
- Рубина, Д. Почерк Леонардо / Дина Рубина. – Москва : Эксмо,2014. – 464с.
- Сэлинджер, Дж. Д. Над пропастью во ржи : роман / Джером Дэвид Сэлинджер. – Москва : Эксмо ; СПб. : Домино, 2011. – 336 с. – (Интеллектуальный бестселлер).
- Теккерей, У. Ярмарка тщеславия : роман без героя : в 2-х кн. / Уильям Теккерей ; пер. с англ. М. Дьяконова. – Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2015. – 496 с. – (Великие произведения о любви).
- Шолохов, М. А. Тихий Дон : в 2-х т. / М.А. Шолохов. – Москва: АСТ : Хранитель, 2007. – 796 с.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.