- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
«Династии: Бенуа, Лансере, Серебряковы»
«Они (Бенуа) были русскими не только по подданству, но и языку, бытовым особенностям, но и некоторым свойствам характера. Большинство детей не только унаследовали художественные способности отца, но и избрали творчество и искусство делом своей жизни». Александр Бенуа. Мои воспоминания
Выставка «Бенуа, Лансере, Серебряковы», посвященная одной из наиболее прославленных в искусстве семей, завершает проект «Династии».
Для того чтобы рассказать обо всех представителях рода Бенуа, связавших свою жизнь с творческой деятельностью (по приблизительным подсчетам их более 50), понадобится не одна, а целая серия выставок. В роду Бенуа были известные архитекторы, художники, скульпторы, деятели литературы и театра.
Основатель этой династии – Леонтий Николаевич Бенуа (1770-1822) в 1794 г. бежал от революции во Франции и стал главным кондитером при дворе императрицы Марии Федоровны. Из его одиннадцати детей пятеро продолжили род Бенуа в России. Самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына – Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), российского архитектора, академика. Он и некоторые из его потомков стали героями нашей выставки.
Почему некоторые? Дело в том, что среди них наряду с широко известными именами (Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича, художник, историк искусства, литератор; Зинаида Евгеньевна Серебрякова – внучка архитектора, и дочь скульптора Евгения Александровича Лансере, художница) встречаются и забытые широкой аудиторией. О них мы и хотим напомнить с помощью интересных и достоверных печатных изданий, некоторые из них (прежде всего периодические) малоизвестны широкой аудитории. И, конечно, работая над экспозицией, мы не могли обойтись без литературных и живописных портретов героев, которые оставили потомкам Александр Бенуа и Зинаида Серебрякова.
Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) – один из наиболее выдающихся архитекторов второй половины XIX столетия, сочетавший в творчестве таланты выдающегося архитектора и отменного графика. Основатель художественной династии Бенуа-Лансере-Серебряковы.
«…незлобивость и непротивление злу помешали моему отцу при всем его таланте пройти весь тот триумфальный путь, который ему открывался... В нем не было и тени интриганства или хотя бы простой хитрецы, ему были омерзительны всякие хлопоты за себя и менее всего он был способен на пресмыкательство или подсиживание товарищей. И вот почему Николай Леонтьевич Бенуа, будучи несомненно самым даровитым и знающим из архитекторов своего времени в России, все же остался в какой-то тени. К самому замечательному, что сооружено по его проектам, принадлежат придворные конюшни в Петергофе… Папины петергофские конюшни не уступают лучшему, что в том же роде было создано на Западе и в общем и целом представляют собой нечто удивительно гармоничное, стройное и царственное» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
«Гармоничная, художественная цельность впечатления, оставляемая архитектурными созданиями Н.Л. Бенуа, усиливается еще и тем, что на всех его творениях лежит отпечаток благородства и скромности – качеств, присущих глубоко даровитым художникам... Полное отсутствие в линиях, в очертаниях, в тонах чего-либо бьющего на эффект – одно из самых отличительных свойств Н.Л. Бенуа...» (Журнал «Зодчий», из статьи к 50-летию творческой деятельности Бенуа).
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), младший сын, самый известный из детей Николая Леонтьевича – художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Отметим, что А.Н. Бенуа стал для нас самым «главным помощником» при организации выставки. Его книга «Мои воспоминания» помогла сформировать концептуальное содержание экспозиции, определила выбор «героев», указала на ключевые моменты в их творческой и человеческой судьбе. Но главное, заключается, конечно, не в этом. Талант Александра Бенуа подарил нам настоящее открытие художественной, бытовой, исторической среды конца XIX – начала XX века. Более того, можно с уверенностью сказать, что книга отвечает на многие нравственные вопросы, возникающие перед думающими людьми сегодня. Словом, всем настоящим и будущим историкам, художникам, да и всем, кто любит и ценит хорошую литературу, очень советуем обратиться к «Моим воспоминаниям» Александра Бенуа. Заранее завидуем всем, кто будет читать эту книгу впервые.
Екатерина Николаевна Лансере (1850-1933), художник. Дочь Николая Леонтьевича Бенуа. Посещала рисовальные классы Императорской Академии Художеств. Работала акварелью, маслом; копировала картины художников XIX в. В 1874 вышла замуж за скульптора Евгения Александровича Лансере, которому помогала в работе. Член-учредитель Первого дамского художественного кружка (1882).
«(Катя)…возбуждала во мне какое-то особое чувство, которое я не знаю как назвать иначе, нежели как словами “художественный восторг”. Катя считалась вообще очень хорошенькой, я же в ней видел прямо-таки свой идеал.
Копировали обе мои сестры, а Катя даже до того успела в этом, что копировала на заказ в Кушелевской галерее (только что тогда устроенной) картины разных сладковатых художников середины XIX в., иногда же она решалась пробовать свои силы и на передаче картин более трудных. Знаменитая в те дни «Украинская ночь» Куинджи (это было, когда Катя была уже замужем) прогостила у Лансере года два, не то потому, что собственник «Ночи» пожелал иметь дубликат, не то потому, что сама Катя пожелала «поучиться» на таком образце» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
После отъезда Зинаиды Серебряковой во Францию Екатерина Николаевна, оставшись в России, воспитывала детей художницы Татьяну и Евгения, которым не разрешили выехать к матери.
«Бедная наша родительская квартира, свидетельница столь счастливых былых времен, превратилась в какое-то дикое сожительство разнородных элементов. В одной из комнат доживала свой век полуслепая, а в последние месяцы и совсем ослепшая, Катенька, … духовная атмосфера квартиры была отравлена всякими доносами и интригами. То самое существо, которое резвушкой-девочкой носилось по этим комнатам, которая в подвенечном платье принимала в 1875 г. поздравления бесчисленных родственников и знакомых, кончала в этой атмосфере свой долгий век... Смерть, наконец, избавила бедную Катеньку от дальнейшего мучительства, и надо думать, что, освободившись от рая, уготовленного русским людям фанатиками-утопистами, она теперь отдыхает в подлинном раю, который она вполне заслужила» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
Евгений Александрович Лансере (1848-1886) – русский скульптор-анималист. Отец художников Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере. Е.А. Лансере все свое творчество посвятил скульптуре малых форм, жанровой скульптуре. Небольшие скульптурные композиции привлекают внимание разнообразием тем, острой наблюдательностью в изображении, интересными бытовыми деталями. Каждая скульптурная композиция Е.А. Лансере – это небольшой рассказ, насыщенный подробностями. Для каждого скульптурного образа художник находил выразительную форму. Из более чем 400 его произведений часть работ утеряна, развезена по разным странам, вывезена за границу. Произведения Е.А. Лансере хранятся во многих частных и государственных коллекциях мира, в том числе в Тамбовской картинной галерее и Моршанском историко-художественном музее.
«…когда я вызываю в памяти образ Жени Лансере, то я неизменно вижу его в зале дома в Нескучном, сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки, которую он ворочает в своей руке, то и дело протягивая к горящей маленькой стеклянной спиртовке металлический шпатель с кусочками воска на нем. У него, еще совсем молодого человека, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередной фигурки лошади или человека... Наездником Е. А. Лансере был изумительным. Он буквально срастался с лошадью, и от этого соединения человека с лошадью получалось впечатление кентавра... Он и знал лошадь так, как никто. В малейших подробностях он знал как тело ее, ее костяк и ее мускулатуру, так и все ее повадки, самую душу лошади... Страстью к лошади объясняется и постоянное возвращение Лансере к конским сюжетам. Он превосходно знал и человеческую фигуру… Его большие группы, вроде араба, гонящего табун, или казаков у водопоя, …будут почитаться своего рода художественными чудесами. Тогда будет понята та труднейшая задача, которую ставил себе художник, и восторг будет вызывать то, с какой легкостью, с каким знанием и вкусом эта задача бывала им решена. Лансере-отец еще ждет своей настоящей оценки» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) – русский и советский художник. Народный художник РСФСР.Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Внук Н.Л. Бенуа, сын скульптора Е.А. Лансере, брат художницы З.Е. Серебряковой и архитектора Н.Е. Лансере. «Я особенно был доволен тем, что под одной крышей со мной теперь оказался мой любимый племянник Женя, или Женяка, Лансере, очень рано начавший обнаруживать необычайное художественное дарование. Беседы с этим очаровательным, нежным и в то же время исполненным внутреннего горения отроком постепенно стали превращаться для меня из мимолетных развлечений в какую-то необходимость. Когда я возвращался из гимназии или с прогулки, мне было приятно, что я сейчас увижу Женяку, что мы что-нибудь будем с ним вместе читать, о чем-либо рассуждать, что-либо рассматривать. Большое удовлетворение мне доставляло и то, что я при этом мог давать волю своим педагогическим наклонностям, что я как бы могу «воспитывать» своего племянника, помогать ему стать художником. Вероятно, художественное поприще Женя выбрал бы и без моей помощи, просто в силу дарованного ему богом таланта, но в чем-то я все же, думается, ему помог» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) – российский архитектор, график, историк архитектуры, музейный работник. Сын Евгения Александровича Лансере, брат художников Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой, внук Николая Леонтьевича Бенуа. В наследии зодчего – проекты жилых домов и городков для рабочих, дворцов труда, промышленных и общественных зданий.
«Коля, мальчик совершенно исключительной доброты и усердия. Он больше всего был похож на своего деда, на моего отца, и как-то совершенно естественно вышло так, что именно он избрал деятельность Николая Леонтьевича – архитектуру, в которой он выказал впоследствии и определенное дарование, и исключительную культурность» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
Н.Е. Лансере был единственным советским зодчим, чей незаурядный проект памятника-маяка X. Колумбу в Санто-Доминго отмечен дипломом на международном конкурсе в 1929 году. Важнейшей частью деятельности Лансере было изобразительное искусство. Он мог бы составить себе имя рисунками, акварелями, книжной графикой. Он автор научных трудов по истории русского зодчества. В 1938 году зодчий был арестован и погиб в саратовской тюрьме.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере) (1884-1967) – русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Внучка Николая Леонтьевича Бенуа, дочь скульптора Евгения Александровича Лансере.
«…младшая из дочерей Кати – Зина оказалась обладательницей совершенно исключительного дара. Однако ее я уже не имею права считать своей ученицей. Прибыв к нам в младенческом возрасте (двух лет), она росла с сестрами, как-то «вдали от моего кабинета», где происходили наши собеседования и всякие наши затеи с Женей, с Колей и с моими друзьями. Росла Зина к тому же болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом. И все же несомненно, что Зина была взращена той атмосферой, которая вообще царила в нашем доме и настоящими творцами которой были наши родители – ее дед и ее бабушка. Впрочем, отголоски того, что происходило или что «назревало» у дяди Шуры в кабинете и куда она изредка заглядывала, должны были доходить и до нее, будить ее любопытство. Во всяком случае, когда двадцать лет спустя описываемого времени Зинаида Серебрякова неожиданно для всех предстала уже готовой художницей, она оказалась «одного с нами лагеря, одних направлений и вкуса», и ее причисление к группе «Мир искусства» произошло само собой. Нам же, художникам «Мира искусства», было лестно получить в свои ряды еще один и столь пленительный талант» (Александр Бенуа. Мои воспоминания).
Русская художница Зинаида Серебрякова сегодня по праву входит в число великих художников, ее работы получили мировое признание. Но прежде всего она оставалась женщиной, матерью замечательных детей, проявивших себя в различных областях искусства.
О детях из рода Бенуа говорили, что они рождаются «с карандашом в руках». Не стали исключением и четверо детей Зинаиды и Бориса Серебряковых.
Серебрякова Екатерина Борисовна (1913-2014), художница, член-основатель и почетный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
Серебряков Евгений Борисович(1906-1990) – архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
Серебрякова Татьяна Борисовна (1912-1989) осталась в России, жила с бабушкой, Е.Н. Лансере. Стала театральным художником, работала во МХАТе. Встреча с матерью, братом и сестрой состоялась только после 1960 года.
Серебряков Александр Борисович (1907-1995) в 1925 году уехал к матери в Париж. Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
Все, ныне живущие потомки рода Бенуа-Лансере-Серебряковы, поддерживают теплые отношения и 25 декабря собираются вместе. Внуки и правнуки живут в разных странах.
Список литературы
- Бабенчиков, М.В. Е.Е. Лансере / Михаил Васильевич Бабенчиков. – М. : Изд-во Гос. музея изобр. искусств им. А. С. Пушкина, 1949. – 100 с. : 16 л. ил. – (Мастера советской графики).
- Бенуа, А.Н. 1/2 : Кн. 1, 2, 3 / Александр Николаевич Бенуа, АН СССР. – М. : Наука, 1990 . – (Литературные памятники).
- Боровский, А.Д. Евгений Евгеньевич Лансере / Александр Давыдович Боровский. – Л. : Художник РСФСР, 1975. – 488 с. – (Массовая библиотека по искусству).
- Бялик, В. Евгений Лансере в Париже // Русское искусство. – 2009. – N 4. – С. 162-167.
- Гордиенко, Е. Женское лицо кистей и красок // Смена. – 2011. – N 10. – С. 56-65.
- Ефремова, Е.В. Зинаида Серебрякова, 1884-1967 / Е.В. Ефремова. – М. : АРТ-Родник, 2006. – 93 с. :ил.
- Зимин, В.П. Ивановский край : биографический словарь / Валерий Павлович Зимин. – Иваново : Талка, 2005. – 428 с.
- Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начало ХХ века / сост. В.Г. Исаченко ; худож. И. Зарубина. – Л. : Лениздат, 1998. – 1068 с.
- Иванченко, И. Нескучный мир семьи Лансере-Серебряковых // Русское искусство. – 2017. – N 2. – С. 114-123.
- Дементьева, Л. Феномен Лансере // Искусство. – 2012. – N 5. – С. 22-23.
- Павлинов, П. Дети Зинаиды Серебряковой // Русское искусство. – 2013. – N 4. – С. 134-141.
- Павлинов, П. Зинаида Серебрякова : пейзажи французского периода // Русское искусство. – 2012. – N 3. – С. 102-109.
- Павлинов, П. Экспедиция Евгения Лансере в Сванетию в 1929 году // Русское искусство. – 2013. – N 3. – С. 104-111.
- Русакова, А.А. Зинаида Серебрякова / Алла Александровна Русакова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Молодая гвардия, 2011. – 240 с., [12] л. ил. – (Жизнь замечательных людей ; Выпуск 1310. Серия биографий).
- Самин, Д.К. Зодчие России / Д. Самин. – М. : Вече, 2004. – 480 с. – (Самые знаменитые).
- Щеглова, Н.Г. Сохранить для потомков / Н.Г. Щеглова. – М. : Советская Россия, 1988. – 168 с.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.