- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
«Ей даровал Господь так много...»
В Париже в Люксембургском дворце есть статуя «Бессмертие». Ангел Смерти, неумолимый, как рок, раскинув крылья над умирающим гением, кладет свою ладонь ему на плечо. В другой его руке свиток, на котором имена безвременно ушедших великих людей. В нем среди восьми французских имен есть одно русское имя – Мария Башкирцева.
Эта удивительная женщина прожила неполных 26 лет, но успела раскрыть свой талант в двух совершенно разных ипостасях: живописи и литературе. О творчестве Марии Башкирцевой в фонде нашей библиотеки имеются две книги и несколько публикаций в периодических изданиях, с помощью которых можно получить представление об этой поразительной женщине. Ключевое издание экспозиции – «Дневник Марии Башкирцевой: Избранные страницы», изданное «Молодой гвардией» в 1991 году. Предваряет книгу статья историка культуры Александра Басманова «Тлеющий разряд», в которой автор знакомит с удивительным миром Марии Константиновны. Обратим внимание на роман-эссе «Мария Башкирцева» Михайло Слабошпицкого ивановского издательства «МИК». Книга позволяет проследить за метаморфозами характера героини, пережить вместе с ней короткую, но абсолютно необычную для девушки XIX века жизнь. Нестандартность авторской мысли, оригинальность текста, а также изобилие документального материала и фотографий заинтересуют читателей.
«Я видел ее только раз, я видел ее в течение одного часа, я не забуду ее никогда… Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями», – писал французский поэт Франсуа Коппе о Марии Башкирцевой.
Молодая аристократка, большая часть жизни которой прошла в Париже и Ницце, с шестнадцати лет знала, что больна, и спешила жить. Самовлюбленная, эгоистичная, тщеславная, но в то же время даровитая, образованная и любознательная Мария сочетала в себе поистине царственный снобизм с чисто детской непосредственностью и искренностью. Она мечтала о карьере оперной певицы или знаменитой художницы и была убеждена, что ее руки достоин только представитель высшей знати. «Я хочу выезжать в свет, я хочу блистать в нем, хочу занимать в нем выдающееся положение. Я хочу быть богата, хочу иметь картины, дворцы, бриллианты; я хочу быть центром какого-нибудь блестящего кружка, политического, литературного, благотворительного, фривольного. Я хочу всего этого… Пусть Бог поможет мне!».
Отличавшаяся твердым характером и невероятным трудолюбием, Мария тянулась к знаниям: «В 12 лет я попросила дать мне учителей, я сама составила программу. Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно…». За пять месяцев она освоила курс в лицее рассчитанный на три года: литература, история, математика, естественные науки. Она много читала. Кроме русского и французского языков знала английский и итальянский, самостоятельно выучила латынь и древнегреческий, чтобы знакомиться с произведениями античных авторов в оригинале.
Мария была одарена музыкально и с легкостью овладела игрой на гитаре, мандолине, цитре, арфе и рояле. Наделенная удивительным меццо-сопрано и ярким драматическим талантом, она строила большие планы: «Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…». Педагоги прочили ей блестящее будущее. После перенесенной простуды Башкирцева лишилась голоса, а затем начала терять слух. Крушение мечты приводило ее в отчаяние. Однако она сумела открыть иную грань своего таланта: «Бог оставил мне живопись… Я хочу от всего отказаться ради живописи».
В 1877 году Мария Константиновна решила стать профессиональной художницей и поступила в Академию Жюлиана – единственное учебное заведение в Париже, куда принимали женщин. Несколько лет упорного труда в мастерской по 10 часов в сутки – и ее полотна были представлены в знаменитом Салоне. Башкирцева очень придирчиво относилась к своему творчеству. Она писала: «Я прихожу в совершенное отчаяние от всего, что делаю; каждый раз, как только вещь окончена, я готова все начать сначала, я нахожу, что все это никуда не годится, потому что сравниваю всегда с тем, чем это должно было быть по моему мнению». Несмотря на самокритику, уже через 11 месяцев полотно Марии показали на студенческой выставке и наградили золотой медалью. Окружающие отмечали ее недюжинный трудоголизм, целеустремленность и выдержку.
Одной из лучших работ художницы признана картина «Митинг». Многие мастера не могли поверить, что она выполнена молодой начинающей художницей. Это вызвало следующую запись в «Дневнике»: «Шесть лет, лучших шесть лет моей жизни я работаю как каторжник; не вижу никого, ничем не пользуюсь в жизни. Через шесть лет я создаю хорошую вещь, и еще смеют говорить, что мне помогли! Награда за такие труды обращается в ужасную клевету!».
Картина «Осень» считается одним из лучших пейзажей XIX века, в котором простой осенний мотив вырастает до глубокого символа. Рассматривая эту картину, можно представить, каким большим мастером была юная Мария и какой успех ее ждал, если бы она прожила дольше. М.К. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. В 1885 году Общество женщин-художниц в Париже организовало посмертную выставку произведений художницы. На ней было представлено более 100 работ. Большинство картин было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Также ее полотна хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях. После смерти художницы родственники привезли из Франции более ста живописных работ. Они попали на Украину, в места их бывшего полтавского имения, но были утрачены, потому в настоящее время ее холсты считаются редкими.
Мария Башкирцева, желая оставить память о себе, рассчитывала не только на творческое наследие. «Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в роли великой художницы; но, если я умру молодою, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным», – писала она. «Итак, предположите, что я знаменита, и начнем» – так встречает читателя дневник художницы Марии Башкирцевой. За этой фразой кроется немалое кокетство, ведь Муся, как ее называли близкие, уже была знаменитой.
«Дневник» Марии Башкирцевой, запечатлевший ее жизнь с 12 лет до самой смерти, позволяет читателю увидеть постепенное превращение самолюбивой, ищущей признания девочки в способную к состраданию художницу, умеющую заглянуть в душу своего героя. Последние записи свидетельствуют, что уже не слава, а творчество было целью ее существования. «Дневник» впервые был издан в Париже в 1887 году. Вскоре после публикации он стал одной из самых читаемых книг во Франции. В России в переводе Любови Гуревич впервые был опубликовали в 1893 году. Отклики на издание последовали неоднозначные и весьма противоречивые. Будущий глава символистов Валерий Брюсов писал: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами». Футурист Велимир Хлебников называл его «уникальным явлением мировой культуры…». Илья Репин замечал: «По-моему, это была исключительная натура, конечно, недюжинная». Марина Цветаева посвятила художнице свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». В письме Василию Розанову она признавалась: «Марию Башкирцеву я люблю безумно, с безумной болью. Я целых два года жила с тоской о ней, Она для меня так же жива, как я сама». Однако многие книгу не оценили. «Как искусственно все у нее – и держится, и одета...», – беспощаден был в своих оценках Лев Толстой. «Смешна, нелепа, подчас возмутительна», – вторил ему публицист, критик и переводчик Николай Михайловский. А Иван Бунин и вовсе не стеснялся в выражениях: «Перечел «Дневник Башкирцевой». Все говорит о своей удивительной красоте, а на портрете при этой книжке совсем нехороша. Противное и дурацкое впечатление производит ее надменно-вызывающий, холодно-царственный вид. Снова очень неприятный осадок от этого дневника. Дневник просто скучен...».
Кого угодно такая жесткая и безапелляционная характеристика заставила бы горько плакать, но только не Марию. Самым страшным проклятием для этой самолюбивой, даровитой девушки было забвение. Самой убийственной реакцией – равнодушие. Несмотря на критику, литературные достоинства «Дневника» неоспоримы. Каждая его строчка свидетельствует, что автор прежде всего – художник. Тонкие, проникновенные зарисовки природы, ее настроений, великолепные, будто вылепленные рукой скульптора, портреты людей. Даже к своему внешнему облику она относится как к художественному произведению: «Мой наряд и прическа сильно изменили меня. Я походила на картину».
Лучше всего иллюстрирует блестящие литературные способности Башкирцевой ее переписка. Уже зная о своей болезни, девушка написала письма Эмилю Золя, братьям Гонкур и Ги де Мопассану. Откликнулся только Мопассан, заинтригованный посланием умной и талантливой незнакомки. Между ними завязалась переписка, но избалованный славой и вниманием женщин литератор, в последних письмах позволил себе фразы, которые больно задели Марию. Она резко оборвала переписку, не согласившись на встречу. Всего Ги де Мопассану было адресовано шесть писем, подписанных различными вымышленными именами. Каждое написано в столь отличном от других стиле, что даже такой признанный мастер, поддался этой литературной мистификации. Так, в одном из писем он высказывает подозрение, что ему пишет не юная женщина, какой она отрекомендовалась, а старый университетский преподаватель, в другом предполагает, что его корреспондент – дама легкого поведения. Приведем отрывок из писем Марии Башкирцевой к Мопассану: «Почему я вам писала? В одно прекрасное утро просыпаешься и открываешь, что ты редкое существо, окруженное глупцами. Горько становится на душе при мысли, что рассыпаешь столько жемчуга перед свиньями. Что если б я написала человеку знаменитому, человеку достойному, чтобы понять меня? Это было бы прелестно, романтично и – кто знает? – быть может, после нескольких писем он стал бы твоим другом, да вдобавок еще покоренным при очень оригинальных условиях. И вот спрашиваешь себя: кому же писать? И выбор падает на вас». После смерти Башкирцевой Мопассан побывал у нее на могиле и позже признавался: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».
Еще в юности Мария написала пророческие строки: «Если я умру вдруг, внезапно захваченная какой-нибудь болезнью!.. Быть может, я даже не буду знать, что нахожусь в опасности, – от меня скроют это. А после моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и в конце концов – забвение… забвение, как будто бы ты никогда и не существовал…». Ее опасения были напрасны, творческое наследие даровало ей бессмертие. Ее картины выставляются в крупнейших музеях мира. «Дневник», написанный более чем сто лет назад, до сих пор находит своих читателей.
Список литературы:
- Басманов, А. Тлеющий разряд // Наше наследие. – 1990. – N 5. – С. 101-107.
- Башкирцева, М.К. Дневник Марии Башкирцевой : Избранные страницы / Мария Константиновна Башкирцева. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 320 с.
- Воротынцева, К. От принцессы до баронессы с кисточкой // Свой. – 2020. – N 3. – С. 32-37.
- Дневник Марии Башкирцевой. Фрагменты // Наше наследие. – 1990. – N 5. – С. 108-125.
- Дьяков, Л. Венок Марии Башкирцевой // Искусство. – 2000. – N 6. – С. 15.
- Еремина, И. Ее картины попали в Лувр // Библиополе. – 2013. – N 10. – С. 73-79.
- Иванов, Н. Из дневника Марии Башкирцевой // Юный художник. – 2022. – N 3. – С. 22-25.
- Орлова, Е.Г. «Ей даровал Господь так много!». Жизнь и творчество Марии Башкирцевой // Искусство. Все для учителя. – 2015. – N 11. – С. 16-21.
- Слабошпицкий, М. Мария Башкирцева : роман-эссе / Михайло Слабошпицкий ; пер. с укр. Н.А. Кублановской. – Иваново : МИК, 2002. – 240 с.
- Швец, Т. Две грани блистательного таланта / Т. Швец, М. Соколова // Русское искусство. – 2019. – N 3. – С. 52-63.
Интернет-источники
- Мария Башкирцева без цензуры. Мемуаристка, которую мы чуть было не потеряли
- Мария Башкирцева: дневник, картины, биография, личная жизнь, как правильно читать дневник
- Невероятная история художницы Муси Башкирцевой: она была музой Цветаевой и переписывалась с Мопассаном
- «Остаться на земле во что бы то ни стало...» Мария Башкирцева: короткая жизнь и тщеславные мечты в 105 тетрадях личных дневников
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.