- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
«От сатиры до мистики»
«Булгаков был переполнен шутками,
выдумками, мистификациями…»
К.Г. Паустовский
Сотрудники сектора «Абонемент» отдела «Отрочество. Юность» подготовили виртуальную выставку «От сатиры до мистики», посвященную 130-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова – русского писателя, мастера художественной литературы, драматурга, режиссёра.
Михаил Афанасьевич Булгаков – один из самых мистических писателей России. Его перу принадлежит множество романов и повестей, рассказов и фельетонов, инсценировок и пьес, киносценариев и оперных либретто. Булгаков и его литературные герои были и остаются популярными, а сам он, как историк, сатирик, философ, романтик, фантаст, мистик до сих пор вызывает интерес исследователей.
М.А. Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в многодетной семье профессора духовной академии и учительницы. По окончании гимназии Михаил поступил на медицинский факультет Императорского Университета святого Владимира в Киеве. С началом Первой мировой войны молодой человек работал врачом в прифронтовых госпиталях. Диплом об окончании университета Михаил Булгаков получил в 1916 году. Затем он был зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» и направлен в земскую больницу в село Никольское Смоленской губернии.
Смоленский период жизни Булгакова составляет всего полтора года, однако это время оставило глубокий след в судьбе и творчестве писателя. Через несколько лет он напишет цикл рассказов «Записки юного врача», в основу которых ляжет его первый опыт врачебной деятельности. Позднее Михаил Афанасьевич вернулся в Киев, где начал частную практику.
После взятия Киева генералом Деникиным, в августе 1919 года, Михаила Булгакова как военврача мобилизовали в Белую армию и отправили на Северный Кавказ, где была напечатана его первая газетная публикация «Грядущие перспективы». Вскоре Михаил Афанасьевич расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. С 1921 года Булгаков жил в Москве, работал секретарём Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР до 1926 года. В начале 1940 года здоровье Михаила Афанасьевича подкосилось, он практически ослеп, поэтому литературную работу под диктовку писателя вела его супруга – Елена Сергеевна. В марте 1940 года Булгакова не стало.
«…я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать – писать…»
Булгаков М., 1920
О своем творчестве Михаил Булгаков говорил так: «Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык…, а самое главное – изображение страшных черт моего народа». При жизни писателя его пьесы запрещали к постановке, а повести и романы напечатали только в 1960-х. В настоящее время некоторые из его произведений включены в школьную программу, такие как: «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».
Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти. Писатель не считал себя её врагом, но оценивал действительность критически, будучи уверенным, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу.
В 1919-1921 годах, работая во Владикавказе, Михаил Булгаков сочинил 5 пьес, 3 из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной – «Сыновья муллы». В феврале 1920 года белая власть во Владикавказе сменилась на красную. Диплом врача грозил очередной мобилизацией и отправкой в места боевых действий, поэтому Михаил Афанасьевич решил сменить специальность и стал писателем.
М.А. Булгаков устроился на работу во Владикавказский ревком, где заведовал литературной и театральной секцией. Он отнесся к своим обязанностям ответственно: почти каждый день организовывал литературные вечера, публичные чтения, лекции по истории культуры, параллельно ставил на театральной сцене пьесы, которые писал сам. В 1920 году состоялись две премьеры: комедия о бандах времен Гражданской войны «Самооборона» и драма о крахе старых идеалов «Братья Турбины».
В Москве Булгаков трудился обработчиком писем в издании «Гудок». Денег катастрофически не хватало, и он брался за любую работу. Фельетоны и очерки для «Гудка» тогда писали известные литераторы: Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Исаак Бабель. С апреля 1922 года к ним присоединился и Михаил Булгаков. Его тексты публиковали почти в каждом номере газеты. В тот период вышли юмористические рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни». Михаил Афанасьевич высмеивал мещан и лгунов, тех, кто любыми способами приспосабливается к новой власти. Часто он черпал идеи из записок, которые присылали в редакцию рабочие корреспонденты.
В 1923 году Булгаков начал работу над романом «Белая гвардия». Днем он писал фельетоны для «Гудка», вечерами трудился над произведением. В романе описывались события Гражданской войны на Украине через жизнь большой интеллигентной семьи. У всех героев были прототипы – родственники или киевские друзья Михаила Булгакова. Сам писатель сравнивал роман «Белая гвардия» с «Войной и миром»: персонажи поневоле оказались в центре политических событий и должны были сделать выбор. Михаил Булгаков писал быстро, одновременно мог работать над несколькими произведения. Так, осенью 1923 года он завершил рассказ «Ханский огонь», который был создан в разгар работы над «Белой гвардией».
В 1923 году М.А. Булгаков завершает повесть «Дьяволиада». В ней он иллюстрирует, как система бюрократизма советской власти подавляет и сводит с ума «маленького человека» – мелкого чиновника. Вскоре Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей.
В 1924 году Михаил Булгаков написал фантастическую повесть «Роковые яйца», в которой перенес действие произведения в будущее. Повесть принесла автору известность: ее напечатали сразу в двух журналах – «Недра» и «Красная панорама», а в 1925 году она вошла в первый сборник писателя «Дьяволиада».
Успех к писателю пришел осенью 1926 года. В двух театрах прошли две премьеры булгаковских пьес. В октябре в МХАТе сыграли «Дни Турбиных», а в конце месяца в Театре имени Вахтангова – «Зойкину квартиру». «Дни Турбиных» за первый месяц показали 13 раз, и все время в зале был аншлаг. Также популярна была и «Зойкина квартира». Однако критики пьесу не приняли: Булгакова ругали за сочувствие белому движению, «домашнюю контрреволюцию» и «идеологию стопроцентного обывателя».
«Ныне я уничтожен…»
Булгаков М., письмо Правительству СССР
После головокружительного успеха наступила полоса безысходности. В мае 1926 года в квартиру к писателю пришли с обыском. Политбюро начало кампанию против сменовеховцев – эмигрантов, которые выступали за примирение с Советской Россией. Во время обыска у М.А. Булгакова изъяли дневник и сатирическую повесть «Собачье сердце». Вернуть рукопись удалось только через три года, после того как за писателя вступился Максим Горький. Повесть так и не была напечатана при жизни автора, текст распространялся в самиздате.
Вскоре была запрещена и пьеса «Бег» – драма о Гражданской войне, написанная для МХАТа. В 1929 году Главрепертком снял с репертуара все его пьесы, и литератор остался без средств к существованию. В отчаянии, в июне 1929 года, Булгаков написал письмо Иосифу Сталину и Михаилу Калинину с просьбой разрешить ему выезд из СССР, но получил отказ. Тогда литератор подал заявление о выходе из Всероссийского Союза писателей.
«…Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо»
Булгаков М., письмо Правительству СССР
18 апреля 1930 года в квартире М.А. Булгакова раздался телефонный звонок. Говорил Сталин:
– Вы где хотите работать? В Художественном театре?
– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом – мне отказали.
– А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся.
В мае 1930 года Михаила Афанасьевича зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ.
«…Я смотрю на полки и ужасаюсь: кого,
кого еще мне придется инсценировать завтра?..»
Булгаков М.
В театре М.А. Булгаков занимался инсценировкой. В 1933 году он возвращается к «Роману о дьяволе» в будущем названному «Мастер и Маргарита». Во время работы над произведением писатель делал выписки из богословских трудов, энциклопедических словарей и философских учений. К 1938 году роман был готов, однако правил его Булгаков до конца жизни. Последнюю фразу, которую автор надиктовал перед смертью, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Можно сказать, что эту фразу Булгаков написал на последнем вздохе.
«...рукописи не горят...»
«Иван Васильевич», пьеса Булгакова М.
Михаила Булгакова относят к мистическим писателям, почти каждая его работа таит в себе загадку. Направление, в русле которого творил автор, называют «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности. Его роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых мистических и загадочных произведений в русской литературе. Любителям творчества писателя хорошо известна сцена из романа «Мастер и Маргарита», в которой кот Бегемот заявляет: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Затем, прежде чем покинуть квартиру, верный слуга Воланда устраивает в ней пожар. Загадочным образом во время редактуры описанного эпизода в соседней с булгаковской квартирой начался пожар. Причиной возгорания стал старенький примус, и таких мистических совпадений было много.
Жизнь Михаила Афанасьевича тоже была полна необъяснимыми событиями. Считается, что Булгаков, помимо писательского таланта, обладал еще и даром предвидения. Так, по мнению биографов, литератор часто повторял: «Я должен жениться три раза». Сказанные им слова сбылись, как и другие, куда менее оптимистичные.
В булгаковских произведениях отразилась противоречивая эпоха первой половины XX века, а его творчество до сих пор вызывает интерес у людей разного возраста. М.А. Булгаков признан гениальным писателем и драматургом. Его книги переиздаются огромными тиражами, по произведениям снимаются фильмы, пьесы с успехом идут в лучших театрах. Михаил Афанасьевич был мыслителем, способным правильно оценить и описать сложные и запутанные общественно-политические ситуации, происходящие в стране, и человеком, для которого наивысшими ценностями были милосердие и сострадание.
Список литературы:
1. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце : романы, повесть / Михаил Афанасьевич Булгаков. – Москва : АСТ, 2007. – 714, [6] с.
2. Булгаков, М.А. Морфий : повести, рассказы, пьесы / Михаил Афанасьевич Булгаков. – Москва : Эксмо, 2011. – 608 с. – (Русская классика).
3. Булгаков, М.А. Пьесы. Романы / Михаил Афанасьевич Булгаков ; вступ. ст. и примеч. В.М. Акимова ; ил. Е.М. Белоусовой. – Москва : Правда, 1991. – 766, [2] с. : ил.
4. Булгаков, М.А. Собачье сердце : роман ; повести ; рассказы / Михаил Афанасьевич Булгаков. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 688 с. – (Русская классика. XX век.).
5. Булгаков, М.А. Собрание сочинений : [в 8 томах] / Михаил Афанасьевич Булгаков ; вступ. ст. В. Петелина. – Москва : Центрполиграф, 2004.
- Т. 1 : Дьяволиада : повести, рассказы, фельетоны, очерки. – 670 с.
- Т. 2 : Собачье сердце : повести, рассказы, фельетоны, очерки. – 622 с.
- Т. 3 : Белая гвардия : роман, пьесы. – 765 с.
- Т. 4 : Кабала святош : пьесы, повесть, роман, киносценарий. – 730 с.
- Т. 8 : Письма / вступ. ст. и коммент. В. Петелина. – 605 с.
6. Булгаков, М.А. Театральный роман : романы, пьесы / Михаил Афанасьевич Булгаков. – Москва : Эксмо, 2010. – 672 с. – (Русская классика).
7. Булгаковская энциклопедия / сост. Борис Вадимович Соколов. – Москва : Локид ; Миф, 1998. – 592 с. – (AD MARGINEM).
8. Паршин, Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова / Леонид Константинович Паршин ; предисл. А. Вулис. – Москва : Книжная палата, 1991. – 208 с., 16 л. ил. – (Популярная библиотека. Дневники, мемуары, свидетельства).
9. Петелин, В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / Виктор Васильевич Петелин. – Москва : Центрполиграф, 2001. – 700 с., 16л. ил. – (Бессмертные имена).
10. Сахаров, В. Михаил Булгаков : писатель и власть : По секретным архивам ЦК КПСС и КГБ / Всеволод Сахаров. – Москва : Олма-Пресс, 2000. – 446 с. : ил. – (Досье).
11. Соколов, Б.В. Михаил Булгаков : загадки судьбы / Борис Вадимович Соколов. – Москва : Вагриус, 2008. – 542 с.
12. Соколов, Б. Тайны «Мастера и Маргариты» : расшифрованный Булгаков / Борис Соколов. – Москва : Яуза : Эксмо, 2006. – 608 с.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.