-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря
Поделитесь, что больше всего вам нравится в нашей библиотеке?

Великие имена России: Туполев
К 100-летию основания конструкторского бюро акционерного общества «Туполев» в секторе «Читальный зал» отдела «Отрочество. Юность» подготовлена книжная выставка «Великие имена России: Туполев».
Судьбы государств в ХХ веке определяли инженеры и конструкторы. Созданные ими корабли и поезда, самолеты и танки, конвейеры и электростанции давали стране возможность побеждать и развиваться. Среди главных творцов истории – великий авиаконструктор А.Н. Туполев.
Андрей Николаевич родился 10 ноября 1888 года в многодетной крестьянской семье в селе Пустомазово Тверской губернии. Мальчик хорошо учился и уже в гимназии стал проявлять интерес к технике и способности к точным наукам, особенно к физике. В 1908 году он поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где серьезно занялся аэродинамикой. Это увлечение привело А.Н. Туполева в воздухоплавательный кружок, в котором им под руководством Николая Жуковского был создан планёр. На нем в 1910 году будущий инженер благополучно совершил успешный пробный полет, перелетев через реку Яузу.
Окончив с отличием МВТУ в 1918 году Андрей Туполев начал свою деятельность в расчетном бюро, которое работало на нужды авиации. Он был одним из конструкторов аэродинамической трубы, а затем вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и руководителем центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Именно там А.Н. Туполев понял, что это его призвание – конструировать летательные аппараты. Андрей Николаевич поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность. В 1921 году он создал свою первую машину: легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, испытания которого прошли успешно. Первой «звездой» Туполева, не имеющей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 году. Именно этот самолет пересек территорию СССР с запада на восток, преодолел Тихий океан и достиг Америки.
Знаменательным для советской авиапромышленности выдался и 1934 год, когда в небо поднялся самый большой в мире самолет «Максим Горький» с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы. Это был первый советский самолет с автопилотом.
А.Н. Туполев организовал перестройку старых авиационных заводов в стране и возведение новых, в том числе Казанского авиационного завода. Ему все-таки удалось поставить на конвейер авиационное производство СССР. В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд (Хабаровский край) состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым.
В 1935 году Андрей Николаевич был необоснованно обвинен во вредительстве: в том, что он сознательно строит плохие самолеты. К этим обвинениям добавилось подозрение в тесном сотрудничестве с разведкой Франции. Вместе с многими коллегами в 1937 году он был арестован. Приговор был суровым – 15 лет исправительно-трудовых работ в лагерях. Через некоторое время условия содержания стали мягче: Туполева и других специалистов, отбывавших срок в Бутырской тюрьме, перевели в «шарашку». В этих заведениях содержались ученые, научные работники, технические специалисты, которые должны были искупать вину перед Родиной инженерным трудом. От отбытия наказания А.Н. Туполев был освобожден в 1941 году, а в 1955 году полностью реабилитирован.
В начале Великой Отечественной войны ученый был эвакуирован в город Омск, трудился на авиазаводе N 166. В 1943 году он вернулся в Москву и стал главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода N 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева. В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
Вклад Андрея Николаевича и в гражданское и в военное авиастроение был существенный. Плод инженерной мысли Туполева и его КБ – пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе во время Великой Отечественной войны. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу. В 1947 году был создан еще один бомбардировщик – самолет Ту-4, далее на вооружение был принят Ту-16, один из самых быстрых летательных аппаратов.
Весь мир узнал имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый пассажирский лайнер Ту-114, созданный на базе Ту-16, двухпалубный аэробус, совершал рейсы из Москвы в Хабаровск, Токио, Нью-Йорк и Гавану, установил 32 мировых рекорда. Далее были Ту-124, Ту-134, Ту-154. Последним проектом Андрея Николаевича Туполева стал первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144.
Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.
Обратимся к печатным материалам, представленным на выставке. Первую биографическую повесть «Ту – человек и самолет» об Андрее Николаевиче Туполеве написал Леонид Львович Кербер. Он был заместителем генерального конструктора, дружил с героем книги и хорошо знал его по многолетней совместной работе. Многие друзья и соратники А.Н. Туполева предоставили в распоряжение автора свои архивы, сам Андрей Николаевич поделился воспоминаниями.
В справочных изданиях «Самые знаменитые изобретатели России», «100 великих россиян», «Самые знаменитые авиаконструкторы России», «Русские ученые ХХ века» представлены краткие очерки с информацией о деятельности ученого и о его жизненном пути.
Привлекает внимание книга «100 великих авиаторов мира» Е. Готовалы и А. Пшедпельского, вышедшая в издательстве «Мир книги». В ней представлена наиболее полная история мировой авиации. О каждом герое авторы приводят небольшую историческую справку, более подробно описывая именно авиационные заслуги. Также в книге много фотографий, иллюстраций, сведений об упомянутых самолетах.
Книги «Изобретения ХХ века. Самолеты», «Великие самолеты мира», «История авиации» знакомят с тактико-техническими характеристиками и конструктивными особенностями известных моделей самолетов и вертолетов мира. Факты, приведенные в изданиях, помогают наглядно оценить сильные и слабые стороны каждого самолета и понять, какую роль он сыграл в мировой истории. Авторы изданий уделили внимание и разработкам А.Н. Туполева.
Наряду с книгами, в экспозиции представлены периодические издания. В ноябрьском номере журнала «Свой» (2018 г.) к 130-летию со дня рождения А.Н. Туполева вышла статья Андрея Самохина «Не красиво – не полетит». Михаил Котов в заметке «Быстрее звука», опубликованной в журнале «Думай» (февраль 2022 г.) размышляет о будущем пассажирских сверхзвуковых самолетов, как известно, одним из таких аппаратов стал советский Ту-144. О советских бомбардировщиках времен Великой Отечественной войны рассказывает Сергей Георгиев. Его статья «Туполев Ту-2П и Ту-1» была напечатана в журнале «Техника молодежи» (N 13 за 2019 год).
Литература
- Бодрихин, Н.Г. Великие самолеты мира. 100 историй о крылатых машинах, изменивших авиацию / Николай Георгиевич Бодрихин. – Москва : Центрполиграф, 2012. – 255 с. : ил.
- Всемирная история авиации / сост. Г.А. Соболева, Ю.В. Рычкова. – Москва : Вече, 2002. – 512 с. : ил. – (Всемирная история).
- Георгиев, С. Туполев ТУ-2П и ТУ-1 // Техника молодежи. – 2019. – N 13. – С. 46-47.
- Георгиев, С. Туполев ТУ-128 // Техника молодежи. – 2020. – N 10. – С. 16-17.
- Готовала, Е. 100 великих авиаторов мира / Е. Готовала, А. Пшедпельский. – Москва : Мир книги, 2007. – 200 с. : ил.
- Кербер, Л.Л. Ту – человек и самолет / Леонид Львович. Кербер. – Москва : Советская Россия, 1973. – 285 с. : ил.
- Котов, М. Быстрее звука : когда вернутся пассажирские сверхзвуковые самолеты? // Думай. – 2022. – N 2. – С. 68-71.
- Левин, В.И. Русские ученые XX века / Владимир Ильич Левин. – Москва : Росмэн, 2003. – 272 с : ил. – (Великие русские).
- Рыжов, К.В. 100 великих россиян / Константин Владиславович Рыжов. – Москва : Вече, 2005. – 480 с. : ил. – (Золотая коллекция «100 великих»).
- Самохин, А. Андрей Туполев : «Не красиво – не полетит» // Свой. – 2018. – N 11. – С. 38-41.
- Самые знаменитые изобретатели России / сост. С. Истомин. – Москва : Вече, 2000. – 496 с. – (Самые знаменитые).
- Сергеев, А. Герой второго плана // Моделист-конструктор. – 2021. – N 6. – С. 14-19.
- Скрицкий, Н.В. Самые знаменитые авиаконструкторы России / Николай Владимирович Скрицкий. – Москва : Вече, 2004. – 416 с. – (Самые знаменитые).
- Томилин, А.Н. История авиации / Анатолий Николаевич Томилин. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 480 с. : ил. – (Детская военная энциклопедия).
- Хансен, О.С. Cамолеты / Оул Стин Хансен ; пер. Л. Пучкова. – Москва : Махаон, 1998. – 48 с. : ил. – (Изобретения ХХ века).
- Шардаков, В.С. Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) // Преподавание истории в школе. – 2005. – N 4. – С. 56-57.
- Широкорад, А. Дроны в воздухе, на воде и под водой // Техника молодежи. – 2021. – N 12 Спецвыпуск. – С. 44-48.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал «Литература на иностранных языках»
- 32-76-80 – Абонемент «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Читальный зал «Отрочество. Юность», Зал «Краеведение»
- 32-97-32 – Молодежный центр
- 30-17-26 – Сектор «Искусство»
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2023
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.