- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > События
- > Skillbox «Библиотека – полноправный участник процесса lifelong learning»
Skillbox «Библиотека – полноправный участник процесса lifelong learning»
3 марта 2021 года в дистанционном формате состоялась конференция-skillbox «Библиотека – полноправный участник процесса lifelong learning». Всероссийская профессиональная площадка, инициированная Ивановской областной библиотекой для детей и юношества при поддержке Департамента культуры и туризма Ивановской области, предполагала обмен идеями и практиками в сфере профориентации.
Концепция «lifelong learning» («обучение в течение всей жизни») предполагает непрерывное развитие профессиональных и личных компетенций в любом возрасте. На сегодняшний день в России нет единой системы профориентации, она носит фрагментарный характер. Это означает, что данная ниша относительно свободна, а спрос на этот вид деятельности достаточно высок. Мы уверены, что библиотеки, как самый доступный социокультурный институт, могут успешно работать в рамках концепции «lifelong learning», становясь площадками для профессионального и жизненного самоопределения детей и молодежи.
Skillbox позволил раскрыть потенциал библиотек в сфере профессионального самоопределения, обменяться опытом, установить партнерские связи для реализации совместных проектов. Для обсуждения организаторы профессиональной площадки предложили следующие основные темы: библиотека и инфраструктура профориентации; психолого-педагогические аспекты профориентации и личностного роста; особенности профориентационного процесса в библиотеке (с детьми, молодежью, взрослыми).
- Информационное письмо-приглашение (Скачать)
- Программа Skillbox «Библиотека – полноправный участник процесса lifelong learning» (Скачать)
- Сборник материалов по итогам конференции-skillbox (Скачать pdf-файл для двусторонней печати)
Вопрос профессионального самоопределения детей и молодежи объединил на интернет-платформе ZOOM 285 участников – представителей 50 регионов России. Своим опытом поделились федеральные учреждения – Российская государственная библиотека для молодежи и Российская государственная детская библиотека, краевые и областные библиотеки (научные, детские и детско-юношеские) Новосибирской области и Красноярского края, Владимирской, Воронежской, Нижегородской и Пензенской областей, городские библиотеки, входящие в состав централизованных библиотечных систем Москвы и Санкт-Петербурга, коллеги из модельных и муниципальных библиотек.
Основной темой профессионального мероприятия стали формы и методы, используемые в профориентационном процессе, применение в работе библиотек концепции lifelong learning – неотъемлемой составляющей современности. Особенно актуальна тема профориентации в работе с молодежной аудиторией, но неоспорим тот факт, что без приобретения новых знаний и навыков невозможно профессиональное становление любого специалиста.
Профессиональная площадка открылась приветствиями директора Департамента культуры и туризма Ивановской области Н.В. Трофимовой и директора ИОБДЮ Л.А. Ситновой. Лариса Александровна рассказала коллегам о роли процесса lifelong learning в жизни каждого человека, она подчеркнула важность приобретения новых навыков для смены профессиональной деятельности и обратила внимание слушателей на необычный формат конференции (skillbox – «коробка навыков»).
Первым выступлением стал доклад заведующего отделом поддержки творческих инициатив нашей библиотеки Е.В. Голубевой. Он был посвящен теме профессионального самоопределения подростков и молодежи. Спикер подчеркнула, что поиску своего места в жизни предшествует длительный процесс разностороннего развития ребенка и самопознания. Елена Вячеславовна выделила наиболее значимые этапы становления личности ребенка и рассказала, как следует проводить профориентационную работу с детьми и молодежью разного возраста. Основная задача профориентационной работы с дошкольниками (3-5 лет) – формирование у них трудолюбия. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются ритуалы труда, он впервые знакомится с миром профессий. У детей в возрасте 6-10 лет формируется устойчивый интерес к миру труда и профессий, чему способствуют рассказы родителей о представителях разных профессий. В 10-12 лет у подростка можно найти скрытые таланты и определить выраженные способности. В 12-14 лет юноша или девушка углубленно занимаются интересующими их видами деятельности и получают первый практический опыт. Подростки знакомятся с возможностями вертикальной и горизонтальной карьеры. Они посещают мастер-классы по профессиям, участвуют в творческих конкурсах и чемпионатах, а также готовят предпрофессиональное портфолио. В 15 лет подростку предстоит принять первое осознанное решение и построить личную профессиональную перспективу. В 16-18 лет происходит уточнение профильного выбора, именно в этом возрасте молодой человек может начать учиться ради получения знаний. В 18-20 лет студенты задумываются о том, что будет после окончания колледжа или вуза. В 20-22 года молодой человек или девушка выпускаются из учебного заведения и начинают практическую деятельность. По словам Е.В, Голубевой, современная библиотека должна стать центром интеллектуального творчества, площадкой для построения профессиональной траектории.
Заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодежи М.П. Захаренко представила доклад под названием «Чем может быть полезна библиотека современному молодому человеку?». По ее словам, библиотека нового вида – это пространство для саморазвития, самопознания и самоидентификации. Разноплановая работа библиотек способствует формированию у подростков таких ключевых навыков, как креативность, критическое мышление и коммуникация. Библиотеки ориентируются на самый широкий спектр интересов людей и предоставляют пользователям комфортные условия для работы с фондом. Современные библиотеки должны стать для молодых людей «домом знаний» и гарантом свободного доступа к информации. Спикер отметила, что на базе некоторых библиотек функционируют разговорные клубы, занятия в которых формируют у подростков эмоциональный интеллект и способствуют их творческой самореализации. В завершение доклада Марина Павловна поделилась ссылками на запись вебинаров «Как создать и сделать успешной библиотеку для молодёжи», «Лучшие библиотечные программы для „цифрового поколения“» и «Успешные библиотечные программы для молодежи».
Заведующий центральной библиотекой N 106 ЦБС ЮВАО города Москвы Евгений Шелковой представил доклад «Библиотека: лидерство в миссии развития». Он рассказал слушателям о важности формулирования миссии библиотек. Спикер отметил, что библиотека становится пространством непрерывного обучения тогда, когда у нее появляется собственная миссия. Составные элементы миссии – это уникальные качества, лучшие люди и совершенный мир.
В онлайн-конференции приняла участие главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, детский психолог С.С. Кукушкина. Она представила доклад на тему «Путь школьника в будущую профессию: возможности библиотеки». Современный подросток не всегда знаком с миром профессий. Большую проблему для него представляет процесс выбора будущей профессии. В этом ему может помочь библиотека, используя свои ресурсы – книги и журналы. Светлана Сергеевна поделилась с коллегами рекомендациями по выбору литературы, знакомящей с миром профессий. Она рассказала о тестах, опросах и тренингах по профессиональному самоопределению подростков, которые проводятся в РГДБ.
Заместитель директора по основной деятельности и развитию Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи И.А. Скурлова выступила с докладом «Выбери свой успех: расширяем границы библиотечных традиций». Ее выступление было посвящено основным аспектам работы психолога по профориентации молодежи. Ирина Анатольевна отметила, что основная форма профориентационной работы в библиотеке – это тренинговое занятие, в рамках которого ребята общаются с представителями разных профессий и принимают участие в мастер-классах. Подростки посещают различные производства и читают книги по профориентации.
Педагог-психолог центра профориентации и развития «Перспектива» г. Иваново Дарья Лебедева поделилась с коллегами опытом использования игровых технологий в работе с подростками. По ее словам, применение игровых технологий способствует включению в профориентационную деятельность эмоциональной сферы молодых людей. Во время игры возникает дух соревнования, у подростков появляется мотивация. Принципы геймификации могут быть положены в основу развития soft skills (гибкие навыки) – коммуникации, самоорганизации, креативности, стрессоустойчивости и умения работать с информацией.
Психолог центра психологической поддержки и социальной адаптации РГБМ М.А. Ефимова провела для слушателей познавательный тренинг «Как направить человека в сторону самореализации». Мария Андреевна отметила, что часто люди забывают хвалить себя за то, что уже имеют. Она подчеркнула, что сравнение себя с другими людьми обесценивает человеческие качества и способности. В ходе выступления психолог дала аудитории советы по развитию способностей и рассказала, как раскрыть свой внутренний потенциал и обнаружить у себя талант.
Татьяна Григорьевна Лозинская, главный библиотекарь педагогического отдела Новосибирской областной детской библиотеки имени А.М. Горького, рассказала о проекте «Выбираем будущее вместе». Она отметила, что библиотеки предоставляют возможности для самореализации и самоидентификации. Сотрудники библиотеки готовят учащихся 8-10 классов к осознанному выбору профессии. Школьники принимают участие в тестированиях, тренингах, лекциях и профориентационных играх. Молодые люди знакомятся с наиболее полезной литературой по профориентации. В рамках проекта «Выбираем будущее вместе», представленного спикером, была подготовлена серия видеороликов «Секреты мастерства», рассказывающая о различных профессиях. Подробнее с проектом можно познакомиться в библиотечной группе в социальной сети «ВКонтакте».
Главный библиотекарь отдела деловой и учебной литературы Красноярской краевой молодежной библиотеки Т.В. Кузнецова поделилась с коллегами опытом работы с подростками. По словам Татьяны Васильевны, в библиотеке проводятся мастер-классы и презентации, знакомящие старшеклассников с миром профессий. В рамках мастер-классов молодые люди могут попробовать себя в качестве представителей разных профессий. Они учатся оказывать первую медицинскую помощь и работать на станках. В рамках профориентационной работы библиотекари готовят для подростков встречи с людьми, добившимися успеха в той или иной профессиональной сфере. Большой популярностью у старшеклассников пользуются увлекательные квесты, направленные на развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Заместитель директора по основной деятельности Нижегородской государственной областной детской библиотеки имени Т.А. Мавриной Татьяна Николаевна Петрук представила доклад «Проект – активатор игровых методик. Профориентация в Мавринке». Спикер отметила, что основная задача профориентации – это определение горизонта развития человека. Проект нацелен на учащихся 8-10 классов. Сотрудники библиотеки проводят для подростков интерактивные занятия с тренингами, играми и командной работой, а также дают школьникам рекомендации по выбору литературы, знакомящей их с профессиями. Темы занятий разнообразны: «Я все смогу!», «Сдаем экзамены с улыбкой!», «Креатив&позитив». В ходе интерактивных занятий ребята учатся работать с ментальными картами, определять свой психотип, узнают, как правильно формулировать свои желания. Проект направлен на развитие у подростков памяти, внимания, грамотной речи, а также гибких навыков – умения работать в команде, стрессоустойчивости и честности.
О.В. Шашкова, главный библиотекарь группы психологии чтения Пензенской областной библиотеки для детей и юношества, выступила с докладом на тему «Профессия: выбираем вместе» (из опыта профориентационной работы)». Ольга Владимировна рассказала о ежегодной декаде профориентации «Выбирая профессию, выбираем будущее», которая проходит в библиотеке на протяжении 24 лет. В рамках этой акции подростки встречаются с представителями разных профессий – кинологами, актерами, журналистами, фотографами, врачами, пожарными и писателями. Каждый приглашенный специалист проводит для детей мастер-класс, в ходе которого ребята учатся общаться с животными, рисовать, писать книги, осваивают искусство карвинга. Библиотекари знакомят юных читателей с историей профессий, готовят для них квесты, деловые и познавательные игры. Старшеклассники узнают, как составить грамотное резюме и успешно пройти собеседование. Всем желающим предлагается выполнить психогеометрический тест, который поможет определить склонности молодого человека к той или иной деятельности – организационной, творческой, коммуникативной или связанной с анализом большого количества информации.
Библиограф Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина Маргарита Юрьевна Назаренко рассказала о новом профориентационном проекте «Как я стал собой». Проект будет запущен в марте 2021 года. В нем примут участие успешные творческие люди – каллиграф, журналист, автор кулинарной книги, основатели гончарной школы. Ребятам будет предложено не только пообщаться с интересными людьми, но и принять участие в мастер-классе по каллиграфии и написать эссе о том, какие профессии будут востребованы в будущем.
«Развитие библиодобровольчества на базе 32 библиотек ЮВАО как фактор социализации и профориентации молодежи» – тема доклада старшего администратора организационно-аналитического отдела ЦБС Юго-Восточного административного округа города Москвы Д.В. Кашаповой. Дарья Викторовна поделилась с коллегами опытом организации добровольческого движения в столичных библиотеках. Команда библиодобровольцев насчитывает 350 человек, среди которых школьники, студенты и люди трудоспособного возраста. Добровольцы принимают активное участие в книжной реставрации, доставляют книги на дом, помогают библиотекарям в проведении мероприятий, участвуют в изменении библиотечного пространства. Они устраивают библиосубботники и акции по раздельному сбору мусора. Спикер отметила, что библиотека – это центр притяжения общественных и гражданских инициатив. Она предоставляет волонтерам возможность пообщаться с единомышленниками, получить поддержку и поощрение, а также попробовать себя в роли библиотекаря. По словам спикера, работа библиотек направлена на профориентацию и социализацию подростков. В ЦБС ЮВАО города Москвы существуют программы стажировок для молодых людей, позволяющие им получить первый опыт работы.
Заведующая Достиженской библиотекой-филиалом Ковровской центральной районной библиотеки А.Г. Кожакина поделилась опытом профориентационной работы с детьми и подростками. Она рассказала о новом зонировании библиотечного пространства, которое позволяет выстроить работу по профориентации наиболее эффективно. Анна Геннадьевна отметила достоинства использования интерактивной сенсорной панели при работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе профессионального самоопределения подростки могут воспользоваться книгами для творческой мотивации и принять участие в игре «Профи+». Библиотекари знакомят старшеклассников с ключевыми аспектами трудового права и учат ребят вести дневники самоопределения.
«Мастерская будущего» – так называется профориентационный клуб, созданный на базе библиотеки-филиала N 1 ЦБС округа Муром. Заведующий библиотекой Е.Н. Антонова рассказала об интерактивных и обучающих программах, мастер-классах и тренингах по межличностному общению, которые проводятся в клубе. Сотрудники библиотеки разработали цикл семинаров «Калейдоскоп профессий», включающий в себя видеоролики с лайфхаками о профессиях. Участники клуба «Мастерская будущего» ходят на экскурсии на промышленные предприятия и в частные компании, в которых подростки узнают о работе представителей разных профессий.
Онлайн-конференция «Библиотека – полноправный участник процесса lifelong learning» завершилась подведением итогов. Организаторы мероприятия выразили надежду на дальнейшее профессиональное сотрудничество со спикерами, представившими свои доклады. Обмен опытом и интересными идеями вдохновил участников мероприятия на создание новых профориентационных проектов для детей и подростков.
Стендовые выступления
«Методика и технология профориентационной работы со школьниками 1-х – 11-х классов»
Смирнов Антон Юрьевич, ведущий разработчик проекта «Навигатум», г. Москва
«Онлайн игры по самоопределению»
Инна Бартош, продюсер образовательных программ; Смирнов Антон Юрьевич, ведущий разработчик проекта «Навигатум», г. Москва
«Ранняя профориентация – основа формирования целостной картины мира профессий»
Зайцева Любовь Анатольевна, главный библиотекарь отдела поддержки творческих инициатив государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
«С чего начинается профориентация?: литература как средство знакомства детей с миром профессий»
Челышева Ирина Викторовна, заведующий отделом «Детство» государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
«Большая профориентационная игра «Мегаполис»: алгоритм построения образовательной траектории»
Беркутова Анастасия Антоновна, библиотекарь отдела поддержки творческих инициатив государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества»
«Как помочь ребенку в выборе профессии»
Паклова Светлана Евгеньевна, главный библиотекарь муниципального казенного учреждения культуры «Городская централизованная библиотечная система» города Фурманова Ивановской области
«На пути к профессии»
Казанцева Людмила Викторовна, ведущий библиотекарь библиотеки-филиала N 6 муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Набережные Челны республики Татарстан
«Опыт взаимодействия НКО и библиотек в развитии компетенций» (на примере проекта «С библиотекой в будущее»)
Ходина Елена Юрьевна, главный библиотекарь государственного бюджетного учреждения культуры «Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева»
«Реализация профориентационного проекта «Мастерская самоопределения» в библиотеке: опыт и перспективы»
Лурина Анастасия Александровна, главный библиотекарь сектора читального зала библиотеки-филиала N 3 муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Рязани»
«Лаборатория взросления: опыт работы»
Залялетдинова Фания Фаязовна,, заведующий детско-юношеского отдела центральной городской библиотеки муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Набережные Челны республики Татарстан
Презентации спикеров
- Ефимова М.А. «Как направить человека в сторону самореализации» (Просмотр)
- Захаренко М.П. «Чем может быть полезна библиотека современному молодому человеку?» (Просмотр)
- Кашапова Д.В. «Развитие библиодобровольчества на базе 32 библиотек ЮВАО как фактор социализации и профориентации молодежи» (Просмотр)
- Кожакина А.Г. «Профибук»: библиотечная коворкинг-площадка – среда профориентации для детей среднего и старшего школьного возраста (Просмотр)
- Кузнецова Т.В. «Формы работы по профориентации молодежи в ККМБ» (Просмотр)
- Кукушкина С.С. «Путь школьника в будущую профессию: возможности библиотеки» (Просмотр)
- Лозинская Т.Г. «Выбираем будущее вместе»: опыт реализации и планы на будущее» (Просмотр)
- Назаренко М.Ю. «Как я стал собой» (Просмотр)
- Скурлова И.А. «Выбери свой успех: расширяем границы библиотечных традиций» (Просмотр)
- Шашкова О.В. «Профессия: выбираем вместе» (Просмотр)
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.