-
Мероприятия
-
Проекты
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Выбирай и Читай!
-
Краеведение
-
Театр книги «Корноватка»
-
Музей детской книги
-
Век XX - век необычайный
-
Спроси библиотекаря

- Главная
- > Краеведение
- > Проект «Самые-самые»
- > Самый главный речной порт на Волге в Ивановской области
Самый главный речной порт на Волге в Ивановской области
Это громкое звание принадлежит городу Кинешма, который расположен на правом берегу Волги. Благодаря географическому положению, развитой промышленности и торговле в Кинешме конца 19 века возникла необходимость в создании порта.
В сентябре 1900 года на собрании уездного земства обсуждался вопрос о строительстве гавани в устье реки Кинешемки. После долгих хлопот гавань была построена и в 1906 году приняла первые волжские суда. В 1912 году Министерством путей сообщения было выделено 24 тысячи рублей на оборудование гавани. Произведены земляные работы по устройству откосов и застилке их камнем.
Затем началось строительство порта, где каждая пароходная компания имела свое агентство и свою пристань. До 1918 года в Кинешме было 4 пароходных агентства, представлявших крупные пароходные общества «Самолет», «Русь», «По Волге» и «Кавказ-Меркурий». Старейшим из них было общество «По Волге», созданное в 1843 году.
Первые буксирные пароходы появились на Волге в 1846, а пассажирские — в 1859 году.
Управление реками в России было разделено на 9 округов. Волга со всеми притоками, кроме Оки, представляла собой Казанский округ. По Волге шло до трети речных перевозок России. Так, в 1902 году по Волге было перевезено общим числом сверху и снизу 270 000 пудов грузов, из них: лесоматериалы — 7 млн. пудов, нефть – до 10 млн. пудов, хлеб — 1,5 млн. пудов, соль — 0,8 млн. пудов.
В 1917 – образован профсоюз водников в Кинешме, а уже в следующем году состоялась национализация речного флота. Было создано единое управление пристани «Кинешма», начальником которой назначили агента бывшего общества «Кавказ и Меркурий» А.П. Ноздрина.
В 1923 году вместо Волжского округа водных путей сообщения создается Волжское государственное речное пароходство.
В 1927 году в Кинешме строятся свайные деревянные склады, причалы оснащаются транспортной механизацией, а пристань плавучим транспортерным перегружателем с деревянным корпусом. На переправе через Волгу появляется пароход «Смычка», построенный на средства кинешемцев.
В 1930 году начинается активное строительство порта и пристанских сооружений в Кинешме: построен береговой деревянный вокзал, внедряется диспетчерская система, появляются телефонная и селекторная связь.
В 1935 году были построены судоремонтные мастерские, а в 1937 – для канала Москва-Волга соорудили деревянный двухдечный дебаркадер № 194, на котором размещался ресторан «Поплавок».
В годы Великой Отечественной войны большая часть кинешемских речников воевала на фронтах. Сейчас в память о погибших на территории порта установлен памятный знак.
Постановлением Совета министров СССР в 1948 году пристань «Кинешма» была преобразована в Кинешемский речной порт.
В 1950-е гг. – в Кинешме завершено строительство новых грузовых районов: грузопассажирский на Волге и перевалочный в искусственно образованной гавани реки Кинешемки. Появились портальные краны, железнодорожные подъемные пути.
Волжское объединенное пароходство с линейными пароходствами в составе было создано в 1955 году. Тогда же Кинешма вошла в состав Горьковского линейного пароходства. Река Волга сильно изменилась: строительство плотин вызвало подъем уровня воды, что улучшило условия судоходства.
С 1960 по 1970 годы происходит кардинальное обновление портового хозяйства: появляются современные теплоходы типа «РТ», «Волгарь», грузопассажирская переправа «СП».
В 1975 году в состав Кинешемского речного порта вошла пристань «Юрьевец», а также введено в эксплуатацию современное здание Речного вокзала. Здание Управления речного порта было введено в эксплуатацию в 1976 году.
К 1990 году порт располагает современным грузовым и пассажирским флотом, происходит пополнение новыми плавучими кранами, перегружателями, зачистными машинами. Внедряются интенсивные технологии, бригадный подряд, вахтовый метод на перегрузочных работах, рационализация перевозок.
В 1990-х годах были закрыты все пригородные линии. Позже весь местный пассажирский флот был продан в различные города, либо списан и утилизирован. В 2004 году, с вводом в эксплуатацию моста через Волгу, было закрыто паромное сообщение с Заволжском, а речной вокзал перепрофилирован в торговый центр «Речной».
На сегодняшний день с мая по октябрь в Кинешме делают остановки пассажирские круизно-туристические теплоходы. Со стороны индивидуальных предпринимателей организованы ежедневные обзорные прогулки вдоль волжских берегов на частных судах.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта
(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2025
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.